28501
0
19 апреля
Загрузить еще

"Оскар"-2012 достанется немому черно-белому фильму?

Фото: Комедия Мишеля Хазанавичюса «Артист» в прошлом году в последний момент была включена в программу Каннского фестиваля

Комедия Мишеля Хазанавичюса "Артист" в прошлом году в последний момент была включена в программу Каннского фестиваля и мгновенно там всех очаровала - но мало кто мог подумать, что она очарует еще и голливудскую общественность. 

Многие пускаются в рассуждения о том, что в кино нынче слишком много болтают - и немой "Артист" выглядит оазисом среди пустыни из ненужных слов. Так или иначе, а "Артист", занявший второе место по числу номинаций, занимает первое по шансам на победу: по-настоящему сильных (в смысле, всем нравящихся и выглядящих достойными победы) конкурентов Голливуд ему не предоставил.

Судя по всему, в этом году на "Оскаре" будет соблюден баланс: с одной стороны, воздадут должное ветеранам (от Гэри Олдмена и Гленн Клоуз до Макса фон Сюдова), с другой, наградят новичков (вроде Хазанавичюса и Джессики Честейн). А впрочем, лучше подробнее пройтись по основным категориям.

Лучший фильм

Много лет академики номинировали в этой категории пять фильмов, потом решили номинировать десять, сейчас количество номинантов может колебаться от пяти до десяти. В общем, на премию претендуют девять фильмов.

"Хранитель времени" (в оригинале - просто "Хьюго") Мартина Скорсезе. У него 11 номинаций. Экранизация детской книжки про 30-е годы и беспризорника, который следит за часами на парижском вокзале - и знакомится с Жоржем Мельесом, первопроходцем фантастического кино, который на старости лет оказался всеми забыт и стал просто владельцем вокзальной лавочки. Высококачественное дедушкино кино. Попытка Скорсезе очаровать детей Мельесом и его немыми фантазиями потерпела настоящую катастрофу в американском прокате, зато "Оскар" ее оценил. В нашем прокате с 5 января.

"Артист" Мишеля Хазанавичюса (10 номинаций). История про актера, суперзвезду немого кино, который не смог приспособиться к звуковому кинематографу; в то же время у него любовь с девушкой, которая сначала была никем, а потом оказалась очень востребована в звуковых фильмах. Вроде бы франко-бельгийский фильм, - но полностью вдохновленный голливудскими картинами (в частности, классическим мюзиклом 1952 года "Поющие под дождем"). В прокате с 14 февраля.

"Боевой конь" Стивена Спилберга (6 номинаций). Эпическая, живописная картина про Первую мировую войну и приключения храброго жеребца Джоуи. Тот участвует в сражениях, переходит из рук в руки, но страдает по поводу разлуки с любимым, Настоящим хозяином - английским парнишкой, который в свое время не пошел с ним на фронт, потому что был слишком молод. Невероятно сентиментальная история, щедро приправленная ипритом. В прокате с 26 января.

"Человек, который изменил все" (в оригинале - Moneyball, то есть "Деньгобол") Беннетта Миллера. 6 номинаций. История о менеджере (Брэд Питт), который изменил судьбу бейсбольной команды. В прокате шел в октябре.

"Потомки" Александра Пэйна (5 номинаций). У Джорджа Клуни жена впала в кому, а потом выяснилось, что она ему изменяла; он бросается искать ее любовника. В прокате с 26 января.

"Прислуга" Тейта Тейлора (4 номинации). Единственный действительно огромный кассовый хит среди кандидатов: трагикомедия про то, как жестоко и  несправедливо обращались с чернокожими служанками в Миссиссипи в 60-е годы, и как они мстили своим безжалостным хозяйкам. (Расизм тогда в Штатах вроде как был искоренен - но в том, что касалось Юга, это было только на словах). Много замечательных работ замечательных актрис (мужчины в "Прислуге" появляются нечасто). В прокате с 16 февраля.

"Полночь в Париже" (4 номинации). Самый очаровательный и самый кассовый фильм Вуди Аллена за последние годы, комедия про американца в Париже. Звон полуночных часов перебрасывает мятущегося неврастеника из современности то в 20-е годы, к Хемингуэю и Гертруде Стайн, то в бель-эпок к Тулуз-Лотреку. В прокате шел в октябре.

"Древо жизни" (3 номинации). Долго снимавшийся поэтический эпос живого классика Терренса Малика. Совсем грубо говоря, это история про человека, который пытается понять, кто он, откуда и зачем - почему жизнь, почему смерть - и тут в его мыслях возникают Большой взрыв, динозавры, Бог, все вместе. На одних эта картина оказывает гипнотическое воздействие, другие скептически качают головой.  В прокате шел летом.

"Жутко громко и запредельно близко" Стивена Долдри (2 номинации). Никто не ждал, что этот фильм пробьется - а он пробился, обойдя, например, "Девушку с татуировкой дракона". Вероятно, это случилось благодаря интригам очень опытного продюсера Скотта Рудина (впрочем, "Девушку" тоже делал он, так что создается впечатление, что перехитрил Рудин самого себя). Это экранизация романа Джонатана Сафрана Фоера, история мальчика с синдромом Аспергера, у которого отец погиб в ВТЦ 11 сентября. Ребенок с тех пор ходит с тамбурином по Нью-Йорку и пытается справиться с этой мыслью. Вот такая судьба барабанщика. Родителей мальчика сыграли Том Хэнкс и Сандра Буллок. В прокате с 5 апреля.

Лучшая актриса в главной роли

У Стрип есть уже два "Оскара"
Фото: РИА "Новости"

Мэрил Стрип ("Железная леди"), Мишель Уильямс ("Семь дней и ночей с Мэрилин"), Гленн Клоуз ("Альберт Ноббс"), Руни Мара ("Девушка с татуировкой дракона"), Виола Дэвис ("Прислуга").

Cамыми явными кандидатками на "Оскар" с первого взгляда выглядят Стрип, сыгравшая Маргарет Тэтчер, и Уильямс, сыгравшая Мэрилин Монро. У Стрип есть уже два "Оскара" (а вообще это ее семнадцатая номинация - рекорд, который вряд ли кому-то удастся перекрыть). Награждать ее - это ужасно скучно: все в Киноакадемии и так не сомеваются, что она крупнейшая актриса современности. Номинировать ее - это, как заметил критик Роджер Иберт, просто ритуал. С другой стороны - последний раз она получала "Оскар" четверть века назад; может, пора снова официально подтвердить ее статус?

Уильямс же - просто очень талантливая молодая актриса, которая номинируется на "Оскар" не в первый раз - и все знают, что "Оскара" она вполне заслуживает; к тому же академики любят награждать молодых и красивых женщин, особенно появляющихся в неожиданных и ярких ролях. 

Есть шанс у Гленн Клоуз - тоже очень талантливой и заслуженной, но обделенной "Оскаром" (в "Альберте Ноббсе" она сыграла женщину, вынужденную притворяться мужчиной). Есть шанс у Виолы Дэвис - чернокожей мастерицы художественных истерик, которые вводят американцев в состояние восторженного гипноза (многие искренне думают, что это и есть воплощение понятия "актерская игра"  - вот и гильдия киноактеров США выдала Виоле свою премию, а это считается вернейшим предсказанием оскаровского триумфа). А вот у молодой Руни Мара, сыгравшей Лисбет Саландер, шансов, увы, ноль.

Лучший актер в главной роли

Джордж Клуни ("Потомки"), Брэд Питт ("Человек, который изменил все"), Гэри Олдмен ("Шпион, выйди вон"), Жан Дюжардан ("Артист"), Демиан Бишир ("Лучшая жизнь").

http://kp.ru/f/4/image/98/05/500598.jpg

http://kp.ru/f/4/image/98/05/500598.jpg

У Клуни уже есть "Оскар" за "Сириану"
Фото: РИА "Новости"

Есть мнение, что конкурентами тут станут Клуни и Питт (близкие приятели в обычной жизни и партнеры по "11", "12" и "13 друзьям Оушена"). Но у первого уже есть "Оскар" за "Сириану", а у второго и без "Оскара" в жизни все хорошо. Автор этих строк всей душой болеет за Гэри Олдмена - по-настоящему выдающегося английского актера, который после определенного затишья триумфально вернулся с ролью потрепанного английского контрразведчика в экранизации романа Джона Ле Карре. (До 24 января сего года Олдмена постоянно называли "лучшим живым актером, никогда не номинировавшимся на "Оскар" - да, как ни странно, это первая его номинация). 

Французу Жану Дюжардану придется, видимо, удовлетвориться ранее полученными призом Каннского фестиваля и "Золотым глобусом" (хотя всякое бывает - дали же итальянцу Роберто Бениньи за "Жизнь прекрасна"). Демиан Бишир вообще непонятно как попал в список номинантов, и уж точно ничего ему не достанется.

Лучшая актриса в роли второго плана

Джессика Честейн ("Прислуга"), Октавия Спенсер ("Прислуга"), Беренис Бежо ("Артист"), Мелисса МакКарти ("Подружки невесты" - в русском прокате "Девичник в Вегасе"), Джанет МакТир ("Альберт Ноббс").

У Джессики Честейн - молодой, талантливой, красивой - в 2011 году вышло сразу пять громких фильмов - от "Древа жизни" Терренса Малика до "Кориолана" Рэйфа Файнза; да и в "Прислуге" она запомнилась. Такие штурмы киноакадемия уважает ( в 1999-м Гвинет Пэлтроу, до того не удостаивавшаяся большого внимания, получила "Оскар" именно из-за внезапного проникновения  в большом количестве на экран: у нее кроме "Влюбленного Шекспира" тогда тоже вышло еще где-то пять картин, и ни одна не прошла незамеченной). Конкуренцию Джессике составит прежде всего чернокожая Октавия Спенсер с жутко эмоциональной ролью в "Прислуге".

http://kp.ru/f/4/image/01/06/500601.jpg

http://kp.ru/f/4/image/01/06/500601.jpg

Джессика Честейн может победить в номинации Лучшая актриса в роли второго плана
Фото: РИА "Новости"

Лучший актер в роли второго плана

Макс фон Сюдов ("Жутко громко и запредельно близко"), Кристофер Пламмер ("Начинающие"), Ник Нолти ("Воин"), Кеннет Брана ("Семь дней и ночей с Мэрилин"), Джона Хилл ("Человек, который изменил все").

Макс фон Сюдов - великий, без дураков, актер, любимец Бергмана (он играл когда-то в шахматы со Смертью в "Седьмой печати", и это одна из самых знаменитых сцен в истории кино). Ему 82 года, у него 145 ролей, он свой и в Европе, и в Голливуде, и, конечно, было бы справедливо наконец уважить его талант и опыт. Это не за конкретную роль, это вообще (на "Оскаре то и дело награждают по сумме заслуг).

Главный конкурент - ровесник фон Сюдова Кристофер Пламмер, сыгравший умирающего от рака человека, на старости лет признавшегося, что он гей. Онкология и гомосексуализм - то, перед чем академикам устоять трудно, это моментально повышает в их глазах качество роли. Но Пламмер и правда актер-ветеран с большими карьерными заслугами, игравший (навскидку) главную мужскую роль в киноверсии "Звуков музыки", Веллингтона у Бондарчука в "Ватерлоо", Толстого в недавнем "Последнем воскресении". 

Интересно, что фон Сюдов и Пламмер в глазах голливудских режиссеров выглядят взаимозаменяемыми: так, в "Девушке с татуировкой дракона" роль старичка-миллионера Вангера сначала должен был играть первый, а в результате сыграл второй. 

Еще один заслуженный номинант - Ник Нолти, несколько выпавший из виду в последние годы. Но тут битва скорее будет вестись между более пожилыми людьми. А уж молодым (в число которых, получается, входит и 52-летний шекспировский режиссер и актер Кеннет Брана) ловить вообще нечего.

КТО УЖЕ ПРОИГРАЛ?

* "Девушка с татуировкой дракона", замечательный триллер, снятый одним из лучших режиссеров современности Дэвидом Финчером. Она вообще выглядела беспроигрышным проектом:  авторы с ходу рассчитывали на огромные сборы и номинации в категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Не получили ни  того, ни другого. Скорее всего, продолжений "Девушки" мы теперь не дождемся.

* Майкл Фассбендер, отличный актер, который активно снимается и в блокбастерах (вроде "Люди Икс: последняя схватка") и в артхаусных лентах (вроде "Стыда" Стива МакКуина, где он сыграл помешанного на сексе человека, для которого потребность в оргазмах становится мучением). Вот за последнюю роль, казалось, ему обеспечена номинация - но увы, слишком откровенные разговоры о сексе отпугивают академиков.

* Никита Михалков. Его "Цитадель", продолжение фильма, первую часть которого в Голливуде мало кто видел, конечно же, не вошла в список номинантов в категории "Лучший иноязычный фильм". Никто, кроме Никиты Сергеевича, в таком исходе и не сомневался. А самым вероятным кандидатом на победу в этой категории сейчас выглядит иранский "Развод Надира и Симин".

ЛЫКО В СТРОКУ

Путь к "Оскару" лежит через пьянство и шизофрению

Вот что писала Марлен Дитрих об "Оскаре":

"Чарльз Лаутон смеялся, когда говорил о странной системе, которой пользуется Академия, определяя фильм, достойный награждения. Помню, он говорил: "Дайте мне роль слепого. Нужно только закрыть глаза, осторожно передвигаться по лестнице и ощупывать ступеньки. Держу пари, в таком фильме всегда будут лестницы, чтобы актеру было легче играть, и ты увидишь — наградам не будет конца". Вообще он был замечательный актер (…) 

Я ни разу не была представлена к "Оскару"*. Это о чем-то говорит! Даже выдвижение на "Оскара" возводит уже в определенный ранг. Вот перечень ролей, которым гарантируется "Оскар": известные библейские персонажи, священники, а также жертвы таких недугов или пороков, как слепота, глухота, немота (все это вместе или отдельно), пьянство, безумие, шизофрения и другие душевные заболевания, если все это сыграно в получившем успех фильме. Чем трагичнее ситуация, тем вернее присуждение "Оскара". Воплощение горестных созданий будет рассматриваться как особенно трудное. Однако это неверно. Это только драматично и, следовательно, эффектно".

* Дитрих на самом деле забыла -  она номинировалась на "Оскар" в 1931 году за роль в фильме "Марокко".