Загрузить еще

Сериал "Достоевский": Горянский завидует Миронову, а Забужко рассказала, почему писателя любили женщины

Сериал
Фото: Иван Драч, писатель

В это воскресенье в эфире телеканала специальное событие: премьера резонансного телевизионного фильма "Достоевский", заглавную роль в котором сыграл Евгений Миронов. В течение всего дня на канале будет показана полная версия мини-сериала, снятого в 2011 году режиссером Владимиром Хотиненко. Накануне всеукраинской премьеры "Достоевского" мы обратились за комментариями к реальным "лидерам мнений", представителям украинской культурной и интеллектуальной элиты, с просьбой оценить масштаб личности  Федора Михайловича Достоевского в мировой литературе и собственной жизни.

Владимир Горянский, актер театра и кино

Владимир Горянский, актер театра и кино: "Его личность до конца не изучена"

-  Федор Достоевский - истинно великий писатель. Звучит высокопарно, но о нем нельзя говорить по-другому. Равно, как и о его произведениях, которые знают все – и "Преступление и наказание", и "Идиот"... Глубоко убежден, что сыграть Достоевского для актера – это великая удача. Должен сказать, что я счастлив, что в театре я играл Достоевского. Федор Михайлович - это не "модный писатель", когда вдруг писатель становится популярным, и все театры ставят его произведения или все студии снимают о нем или по нему фильмы. Достоевский – это всегда. Я не помню, чтобы было время, когда Достоевского не ставили. Он идет в театрах всегда. И сейчас, могу похвастаться, у нас в театре идут репетиции спектакля по замечательной повести "Село Степанчиково и его обитатели", где я играю роль Фомы Опискина. Достоевский гениален в раскрытии характеров, судеб, истории. Тот же Фома Опискин и князь Мышкин – это такие диапазоны, это нечто космическое.  И фильм о его непростой судьбе, который вы увидите на "Интере", заставляет задуматься, что, наверное, так Бог распорядился, что Достоевский должен был пройти через такие испытания, чтобы привнести весь этот свой внутренний, настоящий опыт в литературу.  Это настоящий художник, личность которого еще до конца не изучена.

Алексей ЛИСОВЕЦ, ведущий режиссер Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра

Алексей ЛИСОВЕЦ, ведущий режиссер Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, заслуженный деятель искусств Украины: "Его герои – люди с расколотым сознанием"

- Достоевский это часть моей биографии. Я к нему отношусь очень внимательно. На мой взгляд, сознательная жизнь делится, помимо всего прочего, еще и на период до знакомства с этим писателем и после. В моей жизни тоже есть момент, когда я стал читать его и размышлять над ним. Но сказать, кто для меня Достоевский, очень сложно. Я ставил Достоевского, и сейчас его ставлю. Это часть мироздания, в котором мы существуем.

- Вы близки в понимании философии жизни и по мироощущению с классиком?

- По мироощущению, безусловно. Достоевский мне близок степенью нравственного напряжения, которое для него нормальное и ежедневное. И это видно в его творчестве. Он прожил жизнь в ежеминутном, ежедневном поиске ответов на главные вопросы. И мне кажется это – именно та тональность, та нота, которая должна быть созвучна с жизнью любого человека, занимающегося творчеством. Достоевский мне близок в христианском понимании мира и мироустройства, ответами на вопросы религиозного характера, без которых обойтись нельзя. Все это созвучно и близко мне, и понятно, и трогает, и занимает, и будоражит.

- Как Вы думаете, что ищут и в чем находят счастье герои Достоевского?

- Очень сложно говорить о его героях. Ведь это – люди и идеи одновременно. И этим Достоевский отличается от других писателей. Его герои – люди с расколотым сознанием. Люди, которыми руководят поиски глобальных путей развития для человечества, и параллельно это люди, решающие какие-то свои жизненные вопросы в контексте вот этих великих вопросов и великих поисков.

- Почему, на Ваш взгляд, в Европе, на Западе Достоевского больше любят и ценят, нежели в России?

- Есть такое. Притом, что он же почвенник: Достоевский все время говорит о русском пути, очень верит и любит русский народ. Он очень русский писатель, национальный. И он бескомпромиссен в части сентиментальности, задушевности, свойственной славянскому народу. Он не позволяет расслабляться: для него русская удаль и лень славянская не являются оправданиями. Он продолжает копаться в человеке, исследует его до конца. Может быть, поэтому Достоевский более популярен на Западе. А вообще мы же любим то, что знаем. Читать Достоевского – это трудно, а трудиться мы не особо любим. Вот и вся связь. Отсюда мы Достоевского плохо знаем, поэтому и не любим.

Оксана МАСЬ,  художница, работает в авторской технике, запатентованной в Украине

Оксана МАСЬ,  художница, работает в авторской технике, запатентованной в Украине; провела более 80 персональных выставок; работы представлены в 150 частных коллекциях нашей страны и зарубежья: "Мучения Раскольникова есть в каждом человеке"

- Впервые я прочитала Достоевского, как и многие, в школе. Но осмысленное знакомство произошло уже в зрелом возрасте. Для меня Достоевский – это философия жизни. На его романах можно выяснить, как изучать себя. Ведь самая тяжелая – это душевная работа: погружаться в себя, искать какие-то недостатки и то, с чем боишься столкнуться… Достоевский показывает методы, как работать со своей душой. Мне кажется, это самое важное в его произведениях. В школе я этого не понимала. Я не понимала мучений Раскольникова. И только спустя годы пришло понимание, что эти мучения есть в каждом человеке, и они становятся очевидными, когда человек остается наедине с собой.

Оксана ЗАБУЖКО, писательница и поэтесса, произведения которой переведены болем чем на 10 языков; награждена Орденом княгини Ольги 3 степени: "Він не був ані душечка, ані зайчик, ані лапочка"

- Достоєвський як людина, як автор своїх романів не є тією людиною, з якою хочеться бути  в одному товаристві. Він дійсно поет хворобливих пристрастей. Він бездоганний діагност соціопатій і найтемніших закапелків людського духа, якого абсолютно треба знати й прочитати. Але якого ніколи не хочеться перечитувати. Достоєвський для кожного письменника є великою школою тієї самої душевної патанатомії.

- На Ваш погляд, що шукають герої Достоєвського, в чому знаходять порятунок?

- Усі його герої в сумі це сам Достоєвський. Тому що для того, щоб написати галерею персонажів, письменник мусить принаймні співпереживати і емпатично почуватися хоча б частково кожним із них. Себто в самому Достоєвському був і Мітя, і Альоша, й Іван Карамазов, був і Смердяков… Сам Достоєвський якраз і боровся з усіма цими темними демонами, яких він випускав на сторінки своїх творів. Боровся тим, що про них писав, виписував їх. З жіночими образами складніше. У нього їх всього три –  жіночі типи, які він знав, і які йшли з роману в роман.

- Коли ви відкрили для себе Достоєвського?

- В 26 років – "Бєси". Звичайно, все почалось раніше. Тобто, зрозуміло, що в підлітковому віці я читала і "Злочин і кару", і "Братів Карамазових". І останніх я вважаю "маст рідом" (англ.. mustread– обов"язково до прочитання) більше ніж "Бєси", але "Бєси" мене вразили саме тією соціологічною видющістю, яка в принципі сьогодні найактуальніша. І не тільки для батьківщини Достоєвського, але й для всіх хворих суспільств. Соціологія й анатомія підпадання цілого соціуму під владу зла. Це абсолютно геніально зроблено, це геніально показано, геніально структуровано. Сучасники цього не впізнали, не побачили і не зрозуміли. Це стало видно тільки тоді, коли це справдилося. І коли справді "бєси", ця нечаївщина уже у вигляді більшовицької партії заволоділа Росією й половиною світу.

- Як Ви гадаєте, за що Достоєвського любили жінки? Він був невисокого росту, не надто красивий…

- Думаю, це деяке перебільшення. Достоєвський не належить до улюбленців жінок, до тих самих бонвіванів і амантів класичного типу. Ні в якому разі. Не тільки як письменник, але й як жінка я б ніколи не скласифікувала Достоєвського як людину, яку любили жінки. Він не був ані душечка, ані зайчик, ані лапочка,  і не мав він того самого донжуанського чи казановського, радше зачарування жінкою як такою. І це є найбільш притягальним для жінок, це завжди жінки чують в чоловікові. Є певний тип жінок, який тягнеться на силу в мужчині, не розрізняючи, чи ця сила зі знаком плюс, чи зі знаком мінус. А Достоєвський був таким от ходячим вулканом отієї сили, яка могла прорватися хоч епілепсією, хоч геніальним твором. І завжди знаходяться жінки, які саме таку силу цінують і до неї тягнуться. Ну не так багато їх було коло нього.

Иван Драч, писатель: "До Достоевского нужно дорасти"

Среди российских писателей в моем личном рейтинге Достоевский занимает третье место, после Толстого и Чехова. Но теперь, когда я посмотрел фильм Хотенко "Достоевский", я стал перечитывать всю ту литературу о Достоевском, которую собирал на протяжении своей жизни.  И среди нее я нашел невероятно интересную книгу о ссоре Достоевского и Тургенева, о сложных взаимоотношениях классиков, о том, за что они любили друг друга, и за что ненавидели.

- В каком возрасте нужно читать Достоевского?

- Я его начинал читать еще в школе, потом – в студенческие годы. Потом перечитывал. Но только в зрелом возрасте понял, какая сила у этом симфонической могучей личности. Конечно, до Достоевского нужно дорасти.

- Вам понравился Евгений Миронов в роли Достоевского?

- Если бы он не попал в образ, я бы не высидел шесть часов (!) в Доме кино. Я рад, что и режиссер нашел невероятно интересные повороты, и актер невероятно органичен. Он вошел в душу Достоевского, чтобы понять его поведение в разнообразных ситуациях – и с женщинами, и с братом. Для меня важно и его чувство собственного достоинства,, гордость, которая существует в личности актера, и таким образом трансформируется в образе гениального писателя.

Интер: воскресенье, 12.35.

Фото Максима ЛЮКОВА, zabuzhko.com, novynar.com.ua, art-blog.com.ua, teatre.com.ua

Трейлер к сериалу "Достоевский"

О том, как снимали сериал, читайте ЗДЕСЬ>>>