Невероятно, но факт: постановщик масштабных фантастических антиутопий вдруг заинтересовался делами давно минувших дней. Из его нового блокбастера следует, что "Гамлета" и "Короля Лира" написал не Уильям наш Шекспир, а вовсе даже другой человек - благородный граф Оксфорд.
"Стоит тронуть Шекспира - все мгновенно начинают орать"
- С чего это вдруг вы заинтересовались темой авторства произведений Шекспира?
- 10 лет назад я прочитал этот сценарий, влюбился в него и уже не мог выкинуть его из головы.
- Насколько исторически точен ваш фильм?
- Историческая точность - вещь странная, когда дело касается кино. Разумеется, начинается все с фактов, но потом начинаешь задумываться собственно об истории, которую ты рассказываешь в своем фильме. Некоторые факты в нее не укладываются, и тогда приходится слегка переставлять их с места на место. У режиссера всегда есть на это право, ведь он снимает художественное произведение. И только мера вкуса определяет, как далеко ты можешь зайти. Мы снимали фильм, в котором хотели показать, что именно граф Оксфорд был автором пьес Шекспира.
- Не опасаетесь ли вы того, что ваша картина может вызвать гнев у ортодоксальных поклонников Шекспира?
- Многие фильмы вызывают у зрителя ярость и раздражение, меня это волнует меньше всего. "Аноним", конечно, вызовет противоречивые реакции, споры. Университеты уже кипят. Мне в жизни не приходилось столько говорить ни об одном из моих фильмов! Но всем своим оппонентам я скажу так: вот мы все собрались, чтобы поговорить о Шекспире, что же в этом дурного? И не должно ли искусство провоцировать нас на споры и дискуссии? Я вижу в этом только плюс!
- К тому же не все ли в принципе равно, кто написал эти гениальные пьесы? Главное, что они есть.
- В сущности, да. Но думаю, что большинство зрителей этого фильма, вне зависимости от их позиции, сами захотят во всем разобраться, захотят перечитать эти пьесы. Лично я рос в Германии на Шиллере и Гете. Шекспир был для меня каким-то английским Богом, от которого я был довольно далек. И лишь по прочтении сценария Джона Орлоффа я впервые в жизни увлекся темой Шекспира. И тут же спросил себя: как же может быть, чтобы ЭТОТ человек все это написал? И сразу пришло понимание, насколько тяжелый это предмет: стоит тронуть - все мгновенно начинают орать.
- А с чего, собственно, такие страсти? 400 лет назад кто-то написал потрясающие пьесы. Их же никто не отнимает!
- Я тоже считаю, что пора расслабиться и спокойно подумать о том, что их вполне мог написать и не Шекспир из Стратфорда. Он всего лишь один из кандидатов. Но больше всех возмущаются не писатели, не актеры, а ученые-шекспироведы. Всю жизнь они писали свои книги, а поскольку доказательств и свидетельств у них никаких не было, они все выдумывали. А тут приходят другие люди и утверждают, что реальный Шекспир был мошенником и сам ничего не писал. Разумеется, "ученые" принимаются вопить, потому что все дело их жизни идет насмарку. Но не только поэтому. Шекспир - ведь это еще и громадная индустрия! Стратфорд - второе по посещаемости туристами место в Англии после Лондона. Кто туда поедет, если родившийся там Шекспир по факту ничего не написал? Я понимаю, откуда эти страсти, но советую все же расслабиться. В моем фильме представлена всего лишь одна из версий.
- Мне лично она кажется вполне убедительной. Никогда не выезжавший из Англии человек из толпы, чьи родители были неграмотными, не мог писать про принца Датского и свободно описывать итальянские города.
- Я начинал работу над фильмом, настроенным по отношению к Шекспиру весьма скептично. А сейчас просто на сто процентов уверен, что он этих пьес не писал! Этого просто не могло быть, это лишено всякого смысла. Но вопрос о том, кто же их в таком случае писал, остается открытым. Граф Оксфорд - для меня наиболее вероятный кандидат. Всего кандидатов в Шекспиры, наверное, человек 50, но большинство исследователей считают, что это был именно граф Оксфорд.
|
"Люди скоро выйдут из употребления"
- По моим наблюдениям, режиссеры, снимающие фильмы о будущем, в какой-то момент обязательно переключаются на прошлое. Или наоборот. Примеры: Кубрик, Тарковский, Спилберг и т. д.
- Мой первый фильм рассказывал о событиях 1937 года. Это была история двух мальчишек - один - наполовину француз, другой - немец, - которые не хотели идти служить в германскую армию. А второй мой фильм был уже о космическом челноке... Дело, наверное, в том, что режиссеры хотят создавать собственные миры. Легче всего это сделать в научной фантастике. Или реконструируя другие миры - например, давно ушедшее прошлое.
- Почему вас привлекает история Англии и Америки, а история Германии все-таки не особенно?
- Клянусь Богом, у меня есть несколько идей и в связи с немецкой историей! Но поскольку я живу в Америке, ко мне в руки сам пришел сценарий "Патриота"! Мне он понравился, и я снял по нему фильм. Просто меня очень интересует История, возможность продемонстрировать свой собственный на нее взгляд. Снимать исторический фильм - это как писать учебник Истории. Это лично твой взгляд, который никогда не бывает стопроцентной правдой.
- Ваш следующий фильм - "Странность" (Singularity) - снова научная фантастика.
- Да, действие происходит через 40 лет. В центре - проблемы, связанные с развитием компьютерных технологий. Уже сейчас техника дошла до того, что можно сканировать человеческий мозг и загружать результаты в компьютер. Если так дальше пойдет, то люди потеряют контроль над ситуацией. И запросто может случиться, что как вид мы просто перестанем быть нужны и выйдем из употребления.
- Этот фильм будет в 3D?
- Нет. Мне не нравятся трехмерные фильмы. Дополнительное измерение мне лично ничего не добавляет.
- В Локарно я прочитал в фестивальной газете, что вы отстегнули круглую сумму на фильм молодого режиссера из Южной Африки. Мне казалось, что такие картины вас не могут интересовать.
- Да, я дал ему сто тысяч долларов. Почему не могут интересовать? Если бы вы увидели, что я смотрю, вы бы очень удивились. Все напоминают мне, что я однажды сказал Виму Вендерсу, что он снимает скучные фильмы. Но тогда я был очень молод и мне действительно так казалось. К тому же я только открывал для себя американское кино и был очень увлечен Скорсезе, Копполой, Спилбергом. По сравнению с ними его фильмы казались мне слишком немецкими. Но я любые фильмы люблю - если они мне что-то дают.
- Вы сняли картину "2012". Этот год приближается.
- Для меня этот фильм был вариацией мифа о Ноевом ковчеге. Только Ной живет во времена, когда правительство скрывает от народа, что мир близится к концу. Это прозрачное политическое заявление, которое в свое время послужило поводом для общественной дискуссии.
- Катастрофу нам ждать или она откладывается?
- Если мы продолжим издеваться над нашей планетой, то мы обязательно получим такую катастрофу. Не знаю, в следующем ли году или чуть позже...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Роланд ЭММЕРИХ родился 10 ноября 1955 года в западногерманском Штутгарте. Учился в киношколе в Мюнхене. Студенческий фильм Эммериха "Принцип Ноева ковчега" (1984) был показан в главном конкурсе Берлинского фестиваля и был продан в 20 стран. Три года спустя он уже снял в Америке ужастик "Голливудский монстр". Сняв фильмы категории "В" "Луна 44" и "Универсальный солдат", перебрался в высшую лигу фантастическим блокбастером "Звездные врата". Последующие фильмы Эммериха закрепили за ним репутацию мастера массового развлекательного, фантастического и остросюжетного кино.
На фильме "2012" заработал около 70 миллионов долларов.
5 лучших фильмов Эммериха: