Оксана Фандера снялась в картине Александра Гордона "Огни притона". Действие разворачивается в Одессе, в 50-е. Героиня Фандеры - разбитная бабенка, управляющая небольшим борделем. Мы встретились с Оксаной, чтобы поболтать про новую роль, про ее одесское прошлое и, конечно же, про древнейшую профессию.
- Фильм наводит на мысли, что продажные женщины в то время выглядели лучше, чем сейчас. Причесаны, ухоженны...
- Ну это же кино! Мы не снимали документальный фильм о проститутках. Так ли выглядели эти женщины в 1957 году - бог его знает. Но я почему-то уверена, что они выглядели ухоженнее, чем сейчас, когда выходили на улицу. Во-первых, Одесса - это портовый город, у нас все раньше появлялось, чем в Москве, и модная одежда с Запада. И носили тогда юбки и платья, а не джинсы, как сейчас. Были невероятно сексуальные - просто с ума можно сойти - чулки с подвязками. Их сейчас не наденешь ни с джинсами, ни с узкой юбкой, ни с тонкой - будет заметно. Тот стиль позволял ходить и чувствовать на себе всю эту машинерию, что было очень эротично. И прически, уложенные всего лишь при помощи белка и сахара, смотрелись очень круто!
У нас было два художника по костюмам плюс настоящие платья 50-х годов в хорошем состоянии - нашли на закрывшейся киностудии и позаимствовали сразу. У меня глаза загорелись - я очень люблю винтажную одежду, просто больной человек в этом смысле. Мама - искусствовед, занималась антиквариатом и, видимо, привила мне любовь к старине... И дизайнерские, и винтажные платья хотелось показать в фильме.
- Как вам работалось с Гордоном?
- Прекрасно. Он влюблен в фильм, в повесть, которая стала сценарием. Если у режиссера есть сдвинутость, если он не спит ночами, думая о картине, то это мой персонаж. А если он почесывается и говорит "это будет красиво" - я убегаю. Никогда не буду работать с равнодушными людьми.
- У вас там есть сцена с дракой...
- И я снималась без дублеров. "Да что тут делать?" - легкомысленно подумала я. Партнер спросил, умею ли я драться, я ответила "да", и... через две секунды один из пальцев на моей ноге был сломан. Но вообще драка - отличный адреналин. В какой-то момент это перестает быть игрой: невозможно держать образ, начинает само собой работать твое тело.
- Вы приехали в Одессу за неделю до съемок, чтобы подготовиться...
- Гуляла, общалась с людьми, познакомилась с женщинами этой профессии, работавшими в 50-е... Была одна "подарочная" женщина - Татьяна. Язык не повернется назвать ее пожилой. Достаточно жесткая, но меня приняла. Я познакомила ее с Сашей, она даже в фильме у нас снялась. Пришла со свитой, с бордовым маникюром и розовой помадой, красиво одетая... Ей стали красить ногти красным лаком, а она: "Красный лак - это пошло! У меня никогда не было красного лака, сотрите немедленно!"
Общаясь с ней, я ни разу не произнесла слово "проститутка". Мне важнее было послушать, как разговаривали в то время. Я попросила ее почитать вслух сценарий. Ее интонации - восторг, я старалась подавить смех и все запомнить... Надо было войти в эту воду.
|
- Вы до 14 лет жили в Одессе, потом переехали. Над одесским акцентом в Москве не смеялись?
- Ну мне понадобилась неделя, чтобы заговорить, "как гаварят масквичи". Но за эту неделю весь мой класс стал говорить по-одесски: "Ой, здра-а-авствуйте, а вы шо, виздоровели?" Сейчас мне было интересно смешать воспоминания с новыми ощущениями...
КСТАТИ
"20 лет назад я была пухлая и смешная"
Актриса вспомнила, как снималась для модных журналов в 80-е.
Когда-то, не поступив в ГИТИС, 17-летняя будущая звезда Оксана Фандера устроилась секретарем-машинисткой в Дом моды Вячеслава Зайцева. Проработав недолго, ушла в Дом моделей на Кузнецком мосту. Тогда же начала сниматься для советских журналов мод...
- Вы нравитесь себе на черно-белых снимках 23-летней давности?
- Я тут смешная, пухлая... Совсем еще маленькая, детское лицо.
- А как вы сами в 80-х одевались?
|
- Я всегда параллельно с модой шла. Носила то, что мне нравилось, а не то, что было модно. У меня был собственный вкус и чувство меры, что в 80-е годы было важно. Не красилась ярко-розовыми тенями и помадой, не пользовалась клипсами. Мама-искусствовед всегда носила антикварные кольца и меня приучила.
О ЧЕМ ФИЛЬМ?
Притон для Гордона
Одесса, 1958 год. Пасторальная жизнь местного борделя, в котором "мамка" Люба (Оксана Фандера) живет душа в душу с "девочками", рушится из-за любовного треугольника: Любу домогается сынок прокурора, но она по уши влюблена в полоумного художника. В финале Любовь, как водится, зарифмуется с Кровью.
Александр Гордон, чей предыдущий фильм "Пастух своих коров" вызывал в лучшем случае недоумение, в "Огнях притона" извернулся совсем уж неожиданно. Вышла вдруг вполне коммерческая ретромелодрама с "вулканом страстей", богатой одесской фактурой, тьмой персонажей и сочным юмором.
"Огни притона" странным образом выделяются не за счет выдающейся режиссуры или актерских работ (хотя надо признать, что Фандера наконец-то получила достойную роль). Это кино - между пошлыми комедиями ("Беременный", "Самый лучший фильм") и тоскливыми гиньолями, заполняющими конкурс очередного "Кинотавра".
На самом деле ничего удивительного, что такое кино снял именно ведущий "Закрытого показа", неоднократно высказывавший фи всему цвету русского арт-хауса - от Балабанова до Германа-младшего. "Огни притона" - прекрасная иллюстрация того, что такое кино по Гордону. Оно ни к чему не обязывает ни автора, ни зрителя, его не стыдно показать ни сантехнику Васе, ни студентке филфака. Таких фильмов по-хорошему должно выходить по сто штук в год. Но у нас "Воры", "Огни притона" и "Водители для Веры" выстреливают раз в пятилетку.