Иван Ургант:  Я так хотел узнать, кто играет Высоцкого, что ворвался в гримерку без стука!

Иван Ургант: "Я так хотел узнать, кто играет Высоцкого, что ворвался в гримерку без стука!"

Комментарии: 15
Высоцкий "киношный" внешне не отличается от настоящего Владимира Семеновича Фото: из архива картины

В следующем месяце состоится долгожданная премьера картины "Высоцкий. Спасибо, что живой". Фильм основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане сердце Владимира Высоцкого остановилось.

"Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет, - говорит Никита Высоцкий. - Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот 5 лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени – пять лет назад – эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего.

Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком. Я сразу предложил ряд авторов, в том числе, моего брата Аркадия, профессионального сценариста. Но Эрнст настоял, чтобы писал я. Почему – вопрос к нему. Наверно, он понимал, что я в теме, что я директор музея, что я занимаюсь творческим наследием отца. И вот пять лет мы работаем без выходных, и 1 декабря фильм, наконец, должен выйти на экран. Этот фильм изначально был проектом продюсеров. И сценарий мы писали вместе с Анатолием Максимовым, Николаем Поповым и Константином Эрнстом. В разные моменты подключались и другие люди, с которыми мы консультировались. История появилась быстро, буквально за две-три недели. Все остальное время мы ее переписывали, доводили".

"Для меня в этой работе самым главным была возможность существования Владимира Семеновича Высоцкого в фильме производства 2011 года, - поделился Константин Эрнст. - И, по-моему, у нас это получилось. В какой-то мере нам удалось визуализировать миф – миф великого человека, великой судьбы и великой страны".

Изначально предполагалось, что фильм должен снимать сверстник Владимира Высоцкого, может быть, его товарищ. Некоторое время на проекте работал Александр Наумович Митта, который был дружен с Высоцким. Однако, в конце концов, было решено, что картина не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению.

Никита Высоцкий полностью согласен с этим решением:

- Старшее поколение режиссеров, хотят они этого или нет, все равно работает в эстетике 70-х, ничего с этим не сделаешь. Они могут заставить себя замонтировать все в кашу, они могут использовать современные технологии, они все знают, но им это не нужно, для них это не естественно. Я недавно показал отрывки из фильма друзьям отца, которым всем за 70. Им понравилось, но они говорят: "Что нам-то про Володю фильм? Мы его помним, мы его знаем". Это часть их жизни, она и так с ними. Наше кино, в первую очередь, для молодых, и съемочная группа была подобрана соответственно этому замыслу. Разумеется, это не вгиковские дебютанты, каждый из них к своим тридцати годам уже многое сделал. Игорь Гринякин – наш оператор-постановщик - лауреат "Белого квадрата". Петр Буслов - режиссер, кроме своих двух "Бумеров" снял огромное количество рекламы, клипов, телевизионных проектов и другое. Это опытные и профессиональные ребята.

Разумеется, у нас были конфликты с молодой частью команды. Однажды вообще пришлось отменить съемку и разогнать всех по домам, хотя все было оплачено, и мы попали на деньги. Их занесло так, что остановить было невозможно, и нам оставалось только остановить смену.

Но были и другие ситуации. Скажем, все наше старшее поколение пришло на смену, потому что сцена, как нам казалось, нуждается во взрослом взгляде. А они все сделали сами - быстро решили, быстро договорились с артистами, сняли, и поехали по домам на четыре часа раньше, чем планировалось. Нам даже подходить не пришлось. И, на мой взгляд, это одна из лучших, если не лучшая сцена в картине.

Петр Буслов, режиссер фильма:

- Никита Владимирович - автор замысла. И он все время находился на съемках. Наверное, это был единственный случай в режиссерской практике – не знаю, может, коллеги меня поправят, – когда сценарист постоянно находился на съемках, буквально стоял позади режиссера. Обычно ведь сценарий написан, проходит читка, поправки и все. Но нам было очень важно все, что Никита Владимирович мог рассказать про отца, про друзей Высоцкого. Он был для нас проводником в мир Владимира Семеновича, в его время. Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу.

Дело в том, что мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот - это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики. У нас в СССР была школа анаморфота, но теперь Россия эту школу утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране – а мы все его помним - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть, во-первых, в эпоху, а во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. Стали через друзей искать старые объективы, нашли несколько - у кого-то дома один лежал, у кого-то другой. Два нам дали в компании "Элит", это бывшая "ЛОМО", она единственная в нашей стране производит анаморфотные объективы, и их знают во всем мире.

Я, например, встречался с Янушем Каминским, это оператор Спилберга, так он знает про Россию только водку, матрешку и Элит. Десять объективов мы оттестировали, отобрали пять, на них и снимали фильм. Знаете, старые советские объективы невероятно красивые. Это произведение искусства. Раритетные объективы дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект "ретро без ретро", передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретро-эффекта, который получил Коппола в "Дракуле".

Другой участник проекта - известный российский репер Баста (Василий Вакуленко). Он стал автором каверверсии песни Владимира Высоцкого "Райские яблоки", записанной специально для фильма.

Вакуленко - один из наиболее востребованных на сегодня российских реп-музыкантов, и его обращение к творчеству Высоцкого выглядит несколько неожиданным. Однако сам музыкант считает, что песни Владимира Семеновича сегодня актуальны ничуть не меньше, чем тридцать лет назад, и относится к его творчеству с огромным уважением:

- Высоцкий – это несгибаемый человек. Воплощение противления злу. Он жил в советское время и отстаивал свою позицию, не играл в святого, писал от души, любил от души… Высоцкий, можно сказать, Пушкин 20-го века, такая же знаковая фигура, такой же реформатор, он принес людям что-то по-настоящему новое, после него жизнь пошла по-другому.

Петр Буслов:

- Отчасти конфликты были сознательные: когда в кино не находится какого-то решения, нужно столкнуть противодействующие силы, и они найдут себе новую дорогу. Как когда сталкиваются два потока воды, они выходят в какой-то третий поток. На площадке по-другому нельзя. Съемочная площадка – это всегда поле боя. Игорь Гринякин: Изначально у Никиты свой взгляд на отца и на его путь, а у нас — свой. Наверное, в этом и есть ключевое различие. Но к финалу картины, мне кажется, оно как-то сгладилось, потому что сняли мы именно так, как хотели, по-моему, мы все. А так, конечно, разногласия были чуть не до драк. Я работал в коллективе людей, которые невероятно влюблены в его творчество, мы все очень честно отдавались нашей работе. А главная награда для меня будет, если мы состоимся как прокатный фильм. Если зритель за нас проголосует, как у нас говорят, билетом, я буду счастлив.

- Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого, - продолжает рассказ его сын. - В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами "мой черный человек в костюме сером…". Изначально проект так и назывался: "Мой черный человек". Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека из стихотворения Высоцкого. Его черный человек – некая сила, которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает. Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: "…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал...".

Мне нравится название, под которым выходит фильм. Нравится, как изменилась сама история. Теперь она не столько о борьбе Высоцкого за уничтожение, сколько о его борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество.

Хотя фильм основан на реальных событиях, в него вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Высоцкого, - в другом месте, в другое время - и соединившие некоторых людей, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм. Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта.

Основное, чем я руководствовался, - своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 80-м году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, - это то, откуда мои чернила брались, - это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а, во-вторых, я был сыном их друга, и им хотелось со мной об этом говорить. Многие образы в фильме собирательные.

Иван Ургант, например, считает именно так: "Персонаж моего героя собирательный. Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет. На Ивана Дыховичного я тоже на самом деле похож разве что прической. Но Дыховичный на тот момент уже и не был очень близок с Высоцким, насколько я знаю. А ростом я вообще больше похож на Хмельницкого.

Персонаж последней возлюбленной Высоцкого, Татьяны Ивлевой, которую сыграла Оксана Акиньшина, также собирательный.

Высоцкий-младший рассказал историю создания образа:

- Наша Татьяна - это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства, и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.

Я очень доволен работой Акиньшиной. Вот как сыграть любовь? Мне и самому очень трудно всегда давалось это сыграть. Мы, когда видим человека влюбленного, сразу спрашиваем: Вася, ты что, влюбился? Он краснеет, вдруг замирает. Причем, предмета любви нет даже в поле зрения. Как это сыграть? Здесь, в нашей картине, мне кажется, она есть.

Одну из лучших ролей в фильме блестяще сыграл известный кино и театральный режиссер Дмитрий Астрахан, поставивший около 30 фильмов, но до “Высоцкого” никогда не снимавшийся в кино. Правда, он до конца съемок так и не смог отказаться от основной профессии и иногда Петр Буслов возвращался к своему режиссерскому креслу наперегонки со своим актером: Астрахан спешил по привычке к монитору, проверить отснятое и сделать свои предложения.

Петр Буслов:

- В этом фильме есть все - и криминал, и юмор, и драма. Иногда слезы подступают. В общем, есть, над чем подумать. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, те художественные и изобразительные решения – я говорю сейчас про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому - будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы. Они могут как на машине времени перенестись в ту эпоху, она у нас правдиво, с любовью сделана. С любовью к характерам, к людям, к стране. Молодому поколению - моему и тем, кто помоложе, - фильм будет интересен своей историей.

О главной интриге:

Одна из главных интриг проекта - имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано "Высоцкий". В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует.

Иван Ургант:

- Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов. До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого, - я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал.

Никита Высоцкий:

- Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий. Еще ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был – а у нас было несколько актеров, и актеров хороших - это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя.

Высоцкий – это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий – вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актера, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана.

Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя: "То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей: например, Сталин в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла. С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности - в мировой практике ничего подобного не было.

Реальные исторические персонажи в американских картинах - тоже в основном стилизация, также, как наш Сталин, потому что речь обычно идет об одном или двух съемочных днях, когда это не главный герой… У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача: главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.

Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого. Работа происходит следующим образом: изготовляется точная копия лица актера. На этой модели создается тончайшая скульптура из скульптурной массы — воска, пластилина, другого скульптурного материала, и воссоздается искомое лицо, другое по антропологии. Когда новая скульптура готова, ее можно посмотреть на экране в разных ракурсах, в 3D. Но создавая скульптуру, необходимо учесть, насколько органично впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Необходимо соблюсти все нюансы мимики пластически, заложить поры, морщинки…

Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора. Проверялась толщина скульптурного слоя — для этого использовалась специальная игла с рисочками. Благодаря ей художник понимает, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться. Когда скульптура готова, с нее снимается форма, в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей.

Грим героя не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб — все отдельно. Когда первый комплект деталей изготовлен, устраиваются пробы. Актера гримируют, снимают. Когда актер начинает мимировать, становится ясно, где и что необходимо доработать. Для этого каждый раз приходится лепить новую скульптуру. Таких доработок было девять. Нам была важна не только физическая идентичность, но и чтобы на актере все это выглядело гармонично и естественно для его партнеров, чтобы человеку, стоящему с ним рядом, и в голову не приходило, что это грим.

Что касается ощущений от воссоздания образа, то я и мечтать не мог, что прикоснусь так близко к Высоцкому. Я был в девятом классе, когда он умер. Было такое жуткое чувство, что мы потеряли что-то серьезное. Что вот он был — необыкновенный, единственный, неповторимый. И такого никогда больше не будет. Я думаю, им невозможно не восхищаться, невозможно не любить его.

Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку. Грим исполнителя главной роли ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.

Политика

Юлия Тимошенко: Стабильная гривна, минимальная инфляция, дешевые кредиты - это монетарная стратегия Нового курса
Юлия Тимошенко: Стабильная гривна, минимальная инфляция, дешевые кредиты - это монетарная стратегия Нового курса 180 2

Переход к инновационному развитию экономики и построение финансово сильного государства невозможны без новой монетарной политики и реформирования рынка банковских услуг.

Скандалы и провалы обернулись для НАБУ утратой доверия украинцев, - активисты 116 1

Конфликт в Азовском море рассмотрят на Генассамблее ООН
Конфликт в Азовском море рассмотрят на Генассамблее ООН 283 3

По мнению МИД, для нашей страны это вопрос безопасности и обороны.

Происшествия

Взрыв магазина в Донецке оказался семейной разборкой
Взрыв магазина в Донецке оказался семейной разборкой [фото] 190

Скорее всего, взорвалась не граната, а взрывной пакет тратила.

Бабуля из Техаса застрелила аллигатора, который сожрал ее пони
Бабуля из Техаса застрелила аллигатора, который сожрал ее пони [видео] 456 1

Голову рептилии пожилая женщина собирается повесить в своей комнате.

ДТП с украинцами в России: один из пострадавших погиб, трое остаются в больнице
ДТП с украинцами в России: один из пострадавших погиб, трое остаются в больнице 225

Состояние еще одного из пассажиров оценивается как тяжелое.

Экономика

Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов
Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов 280

Больше регион торгует только с Германией и Польшей.

МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог
МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог 196 2

В фонде считают, что некоторые службы могли бы функционировать более эффективно, если бы не находились в государственной собственности.

Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов
Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов 405 4

Изменения вступят в силу с 2019 года и сразу же отразятся на стоимости табачных изделий.

Общество

ЮНЕСКО: количество украиноязычных школ в Крыму сократилось на 87 процентов
ЮНЕСКО: количество украиноязычных школ в Крыму сократилось на 87 процентов 100 2

Система общего образования на полуострове полностью перешла на русский язык.

Специалист рассказала об особенностях диеты и спорта после 30-ти
Специалист рассказала об особенностях диеты и спорта после 30-ти 331

"Правила красивого тела становятся жестче".

Жизнь-борьба: главные борцы за права людей и народов
Жизнь-борьба: главные борцы за права людей и народов 86

“КП в Украине” рассказывает о пяти личностях, чья деятельность оказала огромное влияние на защиту прав человека.

Светская хроника и ТВ

Певица Рианна стала послом Барбадоса в США
Певица Рианна стала послом Барбадоса в США 78

Артистка является уроженкой карибского острова и теперь будет заниматься официальной дипломатией.

49-летняя Эвелина Бледанс ответила тем, кто не верит в ее беременность
49-летняя Эвелина Бледанс ответила тем, кто не верит в ее беременность [фото] 518

"Живот становится видно на третий месяц", - объяснила звезда.

Алексей Панин снялся в женских чулках:  Радуюсь жизни, живу полной грудью
Алексей Панин снялся в женских чулках: "Радуюсь жизни, живу полной грудью" [фото] 709

41-летний актер "радует" подписчиков новыми снимками.

Спорт

Александр Хацкевич:  Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно
Александр Хацкевич: "Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно" 529

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал ничью в первом матче группового этапа Лиги Европы против "Астаны"

Будет ли отставка?  Динамо  упустило победу над  Астаной
Будет ли отставка? "Динамо" упустило победу над "Астаной" 570

Киевляне не смогли выиграть стартовый матч в Лиге Европы, серия без побед продолжилась

17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо
17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо 466

Дарья Белодед выиграла золотую медаль на чемпионате мира по дзюдо в Баку. В финале чемпионата Белодед победила действующую чемпионку мира японку Фуну Танаки.