- Юрий Александрович, вам 65 лет. Это много или мало?
- Это как-то никак. Просто некий очередной переходный возраст. В эти годы нужно органично понимать, кто ты, что ты, чего добился или не добился, и нужно стремиться к тому, чтобы жизненный и нравственный процессы шли параллельно и органично.
- Вы человек сугубо гражданский. А в жизни в форме ходить приходилось?
- В армии. У меня был год армейской жизни, когда меня призвали после института. До этого я уже год отработал в хабаровском театре, а потом меня "пригласили" в ряды Вооруженных сил. Я служил в ансамбле песни и пляски и должен сказать, что это были не самые веселые дни. Ведь я думал, что в армии все так четко, а оказалось, что там такой бардак! Ну, по крайней мере, у нас в ансамбле. К примеру, я уже был женат, а в учебке меня заставили снять обручальное кольцо. Доходило до того, что вызывал возмущение золотой зуб у кого-то из солдат! Требовали убрать.
- Зуб убрать?!
- Да-да! Ну не положено! Нашелся какой-то идиот, лютый враг этого зуба. Начальство каким-то чудом понимало, что хирургическая операция неуместна, но и оставлять этот зуб, по их понятиям, было недопустимо.
- В сериале "Улицы разбитых фонарей" вы играете роль подполковника Петренко. Вам встречались в жизни подобные персонажи?
- Нет, ведь Петренко - собирательный образ. Поначалу съемки "Ментов" были не то чтобы вялым процессом, а просто мы не рассчитывали на такой многолетний марафон, который потом превратился в "Опера", "Хроники убойного отдела" и так далее. А когда все только начиналось, первую серию снимал наш замечательный режиссер Александр Рогожкин, и я расскажу вам, как, собственно, появился этот мой Мухомор.
Мой персонаж, будучи на задании, оттесняет журналистов: "Нет-нет! Никаких комментариев!", подходит к "газику", у которого открыта дверь. В машине на переднем сиденье сидит человек, рухнувший на руль, и в спине у него торчит нож. И дяденька Петренко, который, кстати, тогда еще не был Мухомором (в произведениях Андрюши Кивинова еще не было этого "погоняла", кличку потом сами ребята придумали), так вот Петренко комментирует все это, оглядываясь на коллег, и торжественно говорит: "Да-а, на самоубийство это не похоже!.." И вот от этой реплики, от этой фразы-философии, от этого взгляда, от торжества идеи, от всего этого и двигалась дальше вся роль.
Но мне мой замечательный Мухомор нравился. Причем он не абсолютный дуб, а человек с определенным и конкретным юмором - своим, петренковским. Главное для него - отчет, он замечательно относится к своим ребятам, опекает их, как наседка, и боится, чтобы они не совершили глупости или необдуманные поступки. Я с удовольствием его играл. Но, к сожалению, все закончилось.
- Почему вы перестали сниматься в "Ментах"?
- Там была серьезная метаморфоза. Все начиналось, как "Улицы разбитых фонарей", потом "Менты", "Опера" и "Хроники убойного отдела". Мы снимали все это двенадцать лет, а затем наши финансовые поставщики посчитали, что уже хватит снимать. А потом они придумали сделать с теми же лицами, с теми же стрелялками и догонялками все то же самое, только под другой шапкой - "Литейный, 4". Другой департамент, вроде как отряд особого назначения ФСБ, занимающийся какой-то "ерундой", которой ни милиции, ни ФСБ заниматься не интересно. То есть это некий виртуальный отдел особого назначения. Я проработал в этом проекте один год, ровно сезон, и ушел.
- Ваш Петренко косноязычен, хотя хочет казаться более умным, чем есть на самом деле, начитанным. Как вы думаете, такой человек может дослужиться до звания поополковника?
- Совершенно спокойно может! И не только до подполковника… Мне о моем герое говорили профессионалы, причем настоящие профессионалы… Один такой товарищ из Краснодара сказал: "Это копия нашего начальника! Мы его теперь так и зовем Мухомором!" Он даже привез этого начальника, и мы пожали друг другу руки.
И такие отзывы я слышал постоянно. Более того, как-то на фестивале в Выборге подобные слова мне сказал Георгий Жженов! Он приобнял меня и говорит: "Вы знаете, а я вот таких вот начальничков зна-ал…" А уж он-то точно знал!
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Юрий КУЗНЕЦОВ родился 3 сентября 1946 в городе Абакане, Республика Хакасия. В 1969 году окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств (Владивосток). В 1986 стал актером Ленинградского театра комедии.
Свою карьеру в кино Кузнецов начал в 37 лет, снявшись в двух талантливых картинах "Торпедоносцы" и "Мой друг Иван Лапшин". Далее были роли в фильмах "Брат" и "Подмосковные вечера". Многолетние съемки в сериалах не мешают актеру сниматься в большом кино. В последние годы в его фильмографии появились такие известные картины, как "Особенности национальной охоты в зимний период", "Русский бунт", "Антикиллер" и др.