Вместе с остальными судьями ей ежедневно приходится просматривать по нескольку фильмов. Одним словом, времени нет, но "Комсомолке" Ада Николаевна все рассказала. В том числе и то, как отметила 16 июля свой день рождения.
"Водочки могу выпить лишь по делу"
- У меня был заставлен цветами номер. Мой внук принес букет, мой ученик Леша Горбунов поздравил и много хороших людей. Мне этого хватило. Даже шампанское не открывали. Я в принципе не пью, ну, может, водочки, если по делу. Так что день рождения был замечательный - без суматохи, суеты и усталости. Понимаете, каждый, кто приходит, требует внимания к себе. Его нужно выслушать, улыбнуться - напряженка, одним словом. А здесь все получилось легко.
- Расскажите, как вы сработались с другими членами международного жюри?
- Ой, жюри у нас замечательное! И нам очень интересно вместе, потому что это Украина, Россия, Португалия и Польша. Интересно общаться, интересно попадать в одну точку зрения, потому что мы, не сговариваясь, лишь на полувзглядах видим, что хорошо, а что не очень. У нас сегодня было совещание и наше решение по первым итогам было единодушным.
- Какое кино вы любите в обычной жизни?
- Хорошее. В моем понимании фильм должен быть произведением искусства режиссера, оператора, сценариста и актера. У каждого создателя фильма должна быть отправная точка, он точно должен знать, о чем хочет сказать, чем поделиться из того, что потрясло в жизни. А если на экране идет поток каких-то режиссерских упражнений, то это не нужно.
Из картин, которые зацепили меня за последнее время, - это фильм Звягинцева "Елена", фильм "Артист", которым открылся Одесский кинофестиваль. Понравилось картина Дуни Смирновой "Два дня", где и постановка, и актеры замечательные, Раппопорт прекрасна и Бондарчук хорош. Ну, может, чуть-чуть перебор был. Фильм не идеальный, но мы хотя бы о нем с вами говорим сейчас, а о других фильмах и говорить не хочется.
"Молодежь не нюхала серьезной работы"
- Каким, по-вашему, будет кино через 20 лет?
- Какие 20 лет, я сегодня про 3D не могу сказать ничего. Вот сейчас после фестиваля у меня будет отпуск, я вернусь в Киев, и, может, меня дети в этом направлении просветят. Да, мое поколение отстает, не успевает за прогрессом в кино. Единственное могу сказать, что мое поколение терпимое и любознательное. У нас нет отрицания. Взять меня, Ступку, Джигарханяна, Жванецкого - мы все добры к начинаниям молодых. Другое дело, что многие не могут войти в эту струю, но мне кажется, здесь должна помогать любовь к тем, кто младше тебя.
- Говорят, нынешнее поколение молодых киноактеров совершенно беспомощно в профессиональном плане...
- Я много сейчас снимаюсь в сериалах и сталкиваюсь с актерским молодняком, который и знаменит, и менее знаменит. Самое ужасное - они не нюхали серьезной, сосредоточенной, вдумчивой работы с режиссером над ролью. Старики это выдерживают, нам школа помогает и опыт, а ребятишки барахтаются, поэтому, когда видишь обращенные на тебя глаза, в ущерб своей работе стараешься им помочь. Это очень плохо, что в современном кино почти нет актерских режиссеров, тех, у кого с актерами одна кровь течет. Поэтому молодые актеры любыми путями должны вырывать у режиссера работу с собой и не позволять кричать на себя.
- Месяц назад у вас родился внук Матвей. Скучаете по нему на фестивале?
- Я настолько всегда живу в отрыве от семьи и настолько привыкла к состоянию скучать, что просто люблю на расстоянии.
- На открытии кинофестиваля вы говорили, что ваши родители прожили в Одессе лучшие годы своей жизни...
- Первые четыре года моей жизни и несколько лет перед этим. А в 41-м отправились в эвакуацию, но попали в оккупацию.
- Куда - в Киев?
- Нет, в Сумскую область. Именно по этой причине у меня никогда не было украинского акцента, потому что я росла в русскоязычной среде. И поэтому мне было не так трудно, как Люсе Гурченко из Харькова, выскакивать. Она от украинского говора так за всю жизнь и не избавилась до конца.
Фото автора.