28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Алексей Баталов: "У меня больших денег никогда не было"

Алексей Баталов:
Фото: Алексей Баталов с Татьяной Самойловой в фильме «Летят журавли», получившем «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

С Алексеем Баталовым мы повстречались  на благотворительном концерте "Голоса весны". Баталов открывал этот вечер. На сцене и в зале - дети-инвалиды, что задевает особенные струны в душе каждого нормального человека, тем более что у Алексея Владимировича к этой беде личное отношение и больная с рождения дочка...

КАБАЛЬЕ УБЕЖАЛА СО СЦЕНЫ В СЛЕЗАХ

- Однажды я был свидетелем потрясающей истории - говорит Баталов. - Несколько лет назад в Москве проходил подобный же концерт. Приехала Монтсеррат Кабалье с дочерью. И вот она на сцене, а за ее спиной хор из детей-инвалидов. Кабалье начинает петь, и в это время вступает хор. И… Монтсеррат убегает за кулисы. У нее текут слезы, она не может петь. Почему? Говорит, что впервые услышала именно то звучание, что написано в партитуре. Какие-то высокие ноты - не знаю точно, не специалист, которые могут взять только дети. И она эти ноты услышала. Таких концертов нигде больше в мире нет.

- Алексей Владимирович, все ваши предки работали во МХАТе, вы были первым, кто написал заявление об уходе из театра...

- Я из невозможно актерской семьи. И родители, и дядя, и мои тетки - все актеры. Баталовых было так много, что  Станиславский запретил им под одной фамилией работать. Только дяде - Николаю Баталову - фамилию оставили. Жена дяди стала Андровской. Моя мама - Ольшевской, отец - Аталовым. Еще были тети Муся и Зина, сестры отца и дяди, - и они выходили на сцену под разными фамилиями. И когда я после Школы-студии МХАТ пришел в театр, все обрадовались. Снова во МХАТе - фамилия Баталов.

Но я, дурак, все испортил. Меня пригласили в Ленинград на пробы фильма "Большая семья" к Иосифу Ефимовичу Хейфицу. Я поехал, хотя в театре сказали, что без разрешения нельзя. Написал заявление по собственному желанию и ушел из театра навсегда. Мое заявление очень долго хранили в архиве - из ­МХАТа никто до меня по собственному желанию не увольнялся... Так что всей своей творческой судьбой обязан не столько МХАТу, сколько Хейфицу. Я и зову его "папа Карло".

- И вы задержались на "Ленфильме". "Дело Румянцева", "Дама с собачкой" - все это фильмы Хейфица…

-  Я тогда много снимался, жил у Хейфица на даче. Однажды иду по коридору киностудии, ко мне подбегает помощник режиссера и предлагает сыграть Ленина. Я ему с большевистской прямотой: "Никогда в жизни!" - и иду дальше.

По студии поползли слухи, что приехал из МХАТа молодой артист Баталов, который отказывается играть вождя мирового пролетариата. Хейфиц в панике, говорит мне: "Идиот, что ты наделал. С моей дачи чтобы никуда ни ногой". Я сижу у него на даче, ни жив ни мертв. 

Дальше - выговор влепили секретарю парткома за то, что тот не знал, что я не член партии. Потом на собрании выступал драматург Юрий Герман. Он был другом Хейфица, и они хотели отмазать меня. "Мне сказали, - говорит Герман,  - что какой-то умник предложил роль Ленина этому долговязому курносому пацану Баталову, который не является даже членом партии. Неужели кто-то хотел сделать пародию на Владимира Ильича?" И все стали возмущаться не моим "хамским" отказом, а тем, кто мне сделал такое легкомысленное предложение. Меня "реабилитировали". А "замечательную" роль получил Кеша Смоктуновский.

…А когда снимали "Даму с собачкой", я  ездил на трамвае на "Ленфильм". Для роли отращивал бороду. Вдруг один бдительный товарищ позвонил на студию и сказал, что я позорю звание советского актера. "Мы Баталова любим, - говорил он. - А он в трамвае совсем небритый, наверное, после пьянки ездит". После этого в трамвае я прикрывался шарфиком.

"А ВДРУГ ГЕРОЙ УБЬЕТ МАМУ?"

- Вы собираетесь, говорят, написать книжку "Сундук гастролера", куда попадут ваши воспоминания.

- Я хочу отдать долг тем людям, которым обязан и жизнью, и тем, что я сделал. Поскольку я - отражение этих людей. Моя мать сделала меня актером. Потом был мой "папа Карло" - Иосиф Хейфиц. Я снимался у лучших операторов. "Даму с собачкой" снимал Андрей Москвин. Если вы помните, в финале  "Броненосца "Потемкина" поднимается красный флаг на верхней мачте корабля. Весь фильм  черно-белый, а флаг красный. Это был первый цветной кадр в мировом кинематографе - в то время, когда еще не было цветной пленки. Раскрашивал этот флаг Москвин - на каждом кадрике жестким волосом он красил крошечный флажок. И я с этим великим оператором работал... Вот все эти встречи и определили мою дальнейшую жизнь. 

- Сейчас в кино не снимаетесь…

- Мне приносят сценарии. Недавно читал какой-то сериал, там даже была настоящая драматургия. Заинтересовался, спрашиваю, чем фильм заканчивается. Мне продюсер совершенно серьезно говорит: мы еще не придумали. И я отказался, может быть, в финале мой герой убивает собственную маму, а может, наоборот, она - его… Мне жалко современных актеров.

- Вы заведуете кафедрой во ВГИКе. Ваши студенты, которые вовсю снимаются, не говорят, что вы - непрактичный?

- Это не страшно. У меня больших денег никогда не было...