28501
0
17 апреля
Загрузить еще

Оператор Федор Добронравов: "Из "Неуловимых мстителей" вырезали всю эротику!"

Оператор Федор Добронравов:
Фото: Федор Добронравов рассказал об истории создания «Неуловимых мстителей».

ХРУЩЕВ И «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА»

Многие называют «Неуловимых мстителей» первым советским вестерном. Это ошибка. За восемь лет до «Неуловимых» классики советского кино Александр Алов и Владимир Наумов сняли ленту «Ветер» о том как рабочий, интеллигент и колхозница в Гражданскую войну через преграды пробираются в Москву на Первый съезд рабочей молодежи. Впрочем, большого успеха в прокате «Ветер» не имел, хотя, несомненно, повлиял на молодого режиссера Эдмонда Кеосаяна, которому доверили экранизировать повесть Павля Бляхина «Красные дьяволята».

Вообще, создать успешный приключенческий фильм на манер американских историй покорения Дикого Запада у верхушки советского руководство было чем-то вроде идеи фикс. Этому способствовал феноменальный успех в советском прокате «Великолепной семерки». Фильм в 1962 году посмотрел Хрущев, и тут же дал указание — мол, хочу, чтобы сняли примерно тоже самое, только на отечественном материале. Через четыре года Хрущев уже не был генсеком ЦК КПСС, однако пожелание экс-вождя было выполнено. Почему снимать «Неуловимых» доверили молодому Кеосаяну, понятно — никто из мэтров не хотел пробовать себя в низком жанре.

Первым делом Кеосаян внес в сценарий существенные правки. В «Красных дьяволятах» товарищем Даньки и Ксанки был китаец. Но с Китаем в 60-е годы у СССР отношения складывались непросто, поэтому легким движением режиссерской руки китаец превратился в цыгана Яшку. Для контраста с необразованными сиротами решено было добавить нового персонажа, которого нет в повести — гимназиста Валерку. 

Детей на главные роли искали по всей стране. Проблем не было только с исполнителем роли Даньки — кандидатуру Виктора Косых пролоббировал его отчим Иван Косых, на тот момент довольно известный актер.

- Режиссер мне говорил, что роль Даньки он писал специально для меня, - рассказывает Виктор Иванович. - К тому моменту я снялся уже в пяти картинах, и был, что называется, на виду. Благодаря мне присоединился к съемочной группе Миша Метелкин (гимназист Валерка - Ред.). Мы с ним встретились на съемочной площадке фильма «Мимо окон идут поезда», а затем вместе снялись в «Звонят, откройте дверь». Мы хорошо подходили для этих ролей — в "Неуловимых» ведь помимо актерских способностей нужна была идеальная спортивная подготовка, потому что большинство трюков приходилось выполнять самим. Мы с Мишей этим умением отличались.

Впрочем, с Метелкиным было все совсем не так просто. Первоначально Кеосаян отказался утверждать его из-за слишком маленького роста.  Но он недооценил стремление юноши заполучить роль — в течение трех месяцев Метелкин в промышленных масштабах поглощал белковую пищу и... вырос до нужных кондиций.

КАК ЦЫГАН ЯШКА УКРАЛ ПАРИК РОМЕО

С Ксанкой Кеосаяну и его ассистентам также пришлось повозиться. Ксанка должна была быть барышней суровой и вообще больше походить на мальчика. Да еще и обладать недюжинной физической силой. Среди юных актрис подходящую кандидатуру найти не удалось. Тогда режиссер отправил своих людей в спортивные секции.

-Объездили практически все секции Москвы, - вспоминал на одном из своих творческих вечеров оператор «Неуловимых» Федор Добронравов, эмигрировавший в 1984 году в США. - И вот в «Локомотиве» нашли девочку Валю Курдюкову, которая занималась многоборьем. Она была той, кого мы искали — при  одном взгляде на нее становилось понятно, что она голыми руками способна остановить за крыло самолет.

«Драться умеешь?» - спросили ее. Она уверенно ответила: «Да, умею». После этого вопросов ни у кого не осталось.

Мало кто знает, что именно с персонажем Ксанки связана одна вырезанная из фильма сцена, которая по тем временам проходила по разряду жесткой эротики. Ее оператор Добронравов и режисер Кеосаян придумали совместно.

- В начале Ксанка предстает в образе мальчишки, - рассказывал Добронравов. -  И нам хотелось, чтобы ее переход из мужской ипостаси в женскую был показан должным образом. Для этого я придумал сцену купания обнаженной Ксанки, за которой подглядывает Яшка. Валю пришлось долго уговаривать, но когда мы пообещали, что будет виден только силуэт, она согласилась. Однако цензура приказала вырезать этот эпизод из фильма.

«Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек!» - таков был вердикт. Так что всю эротику из «Неуловимых мстителей» удалили.

Цыгана Яшку съемочная группа нашла уже к тому моменту, когда весь актерский состав «Неуловимых» был укомплектован. Едва ли не по всем школам Москвы развесили объявление: «Требуется мальчик-цыган для съемок в фильме». На объявление откликнулись сотни детей — они выстраивались в очередь на «Мосфильме», пели романсы и плясали зажигательные танцы.

Но ни одного цыгана среди них не было. Отчаявшись, Кеосаян уже подумывал о том, чтобы сделать Яшку грузином. - Но тут на пробы как раз пришли два брата цыгана, - вспоминает Федор Добронравов. - Одному 6 лет, другому 15. Младший, понятно, не подходит по возрасту. Старший, в принципе, нам понравился, но под описание персонажа не подходил — во-первых, у него совсем не было волос, во-вторых, нос длинноват. Тем не менее я повел их обоих на пробу. Когда мы дошли до нашего павильона, старший куда-то исчез. А через несколько минут появился перед нами в курчавом парике. Оказывается, он по пути заглянул в соседний павильон, где снимали «Ромео и Джульетту» и стащил парик Ромео. Стащившим парик цыганом был Василий Васильев, которому в итоге досталась роль Яшки.

ПОСЛЕ СЛАВЫ

«Неуловимые мстители» стали настоящим звездным часом не только для детей-актеров, но и для Бориса Сичкина, сыгравшего Бубу Касторского. У Сичкина до «Неуловимых» было несколько ролей в кино, которые не принесли ему большой славы. Изначально сценарий предполагал появление Касторского лишь в одном коротком эпизоде. Но артист постоянно импровизировал на съемочной площадке. И делал это столь блестяще, что Кеосаян прямо по ходу съемок расширил его роль. Именно благодаря этому фильму Сичкин едва ли не до конца дней на творческих вечерах пел песню, ставшую его визитной карточкой - «Я одессит, я из Одессы, здрасьте». Повторить успех актеру, увы, не удалось. Даже в эмиграции в США Сичкин был вынужден играть Бубу Касторского — для немногочисленной публики, собиравшейся посмотреть на его конферанс в ресторанах в районе Брайтон-Бич.

Хотя после фильма на юных актеров обрушилась всесоюзная слава  («Неуловимые» стали хитом — их посмотрели больше 40 миллионов зрителей), никто из них не стал большой звездой или сверхбогатым человеком. -Знаю, что про наши гонорары ходили легенды, - смеется Виктор Косых. - На самом деле, они не были такими уже большими. Мы получали 100 рублей в месяц за первую серию, 150 за вторую, и 200 за третью. Все эти деньги я отдавал родителям. Из всех «неуловимых» только Косых стал актером — его фильмография насчитывает около 30 картин. Но в последние пять лет Виктор Иванович не снимается — мешают проблемы со здоровьем. Василия Васильева сразу после успеха трилогии взяли в труппу театра «Ромэн». Но он там не задержался. Театральной сцене он предпочел эстраду — в течение нескольких лет гастролировал с собственной программой. В 90-е годы занялся бизнесом, но большой удачи на этом поприще не снискал. Сейчас живет в Твери.

До сих пор Васильев вынашивает фантастическую идею продолжения «Неуловимых» - причем с теми же самыми актерами, что снялись в первых трех фильмах. Против кого будут бороться вышедшие на пенсию герои гражданской войны, не очень понятно. Васильев, однако,  уверен, что такое кино обречено на коммерческий успех. Валентина Курдюкова после «Неуловимых» в актерской профессии не осталась. В 19 лет она поступила в цирковое училище, затем вышла замуж за певца Бориса Садуленко, родила двоих детей и стала домохозяйкой. Сегодня Валентина Александровна с прессой  принципиально не общается. Михаил Метелкин остался в кино, но  уже в качестве режиссера. Он закончил ВГИК, снял один полнометражный фильм, затем ушел в документалистику. В 90-е снимал рекламные ролики и музыкальные клипы. Сейчас занимается бизнесом. Режиссера Эдмонда Кеосаяна после «Короны Российской империи», которую в момент выхода в прокат не ругал только ленивый, сослали на несколько лет на студию «Армянфильм», на которой он сделал несколько симпатичных картин, ни одна из которых, впрочем, в народной памяти не отложилась.  Иногда, впрочем, достаточно сделать всего одну блестящую работу, чтобы публика запомнила тебя надолго — именно «Неуловимые мстители» служат тому прекрасным примером.

В ТЕМУ

5 крылатых фраз из фильма

«А казачок-то засланный!»

«А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина...»

«У вас продается славянский шкаф?»

«Все русские играют на балалайках!»

«Мнительный ты стал, Сидор, мнительный...»