Жанровая природа первой серии, «Предстояние», была не совсем ясна. Картина непонятно зачем выдавала себя за реалистическое произведение. Оттого многие критики лихорадочно выискивали в ней фактические неточности, которых, разумеется, было с избытком - как и в любом художественном произведении.
Тогда еще было непонятно, что по жанру «УС-2» - это фильм-сказка. Указанная в названии Цитадель (ее штурмуют дважды, и это, без сомнения, лучшие сцены фильма) явно принадлежит пространству мифа. Слово «Сталинград» в фильме не звучит ни разу - все претензии по части фактов, таким образом, снимаются автоматически. Есть былинная крепость, которую не в состоянии взять даже былинные герои - до тех пор, пока им не помогут симпатичные представители сказочной фауны. Паучок, не вовремя повисший на мушке немецкого снайпера, и его ручная белая мышь, после смерти хозяина подорвавшая ко всем чертям несокрушимую крепость.
Также в картине действует комар («Наш комар, пусть сосет!» - разрешает герой Андрея Мерзликина) и бабочка (она кружит вокруг персонажа Олега Меньшикова, символизируя его мятущуюся душу).
Некоей животностью наделены все главные положительные персонажи фильма: контуженная Надя мычит, Маруся (Толстоганова, ранее Дапкунайте), как попугай, щелкает клювом. Котов, поранившись, лакает кровь (собственную) и способен, потянув носом, издалека по запаху учуять своего недруга Митю. Ну и, само собой, в его распоряжении волшебный железный коготь, который он пускает в ход в минуту опасности. Если бы на то была авторская фантазия, Котов бы мог запросто сразиться с Росомахой из «Людей-Х». И, естественно, одержать победу.
Даже товарищ Сталин (Максим Суханов, чей грим в новой серии не стал лучше, играет его стопроцентно сказочным вурдалаком) понимает величие Котова. Вернув ему генеральские погоны, «отец народов» требует от Котова бросить на взятие Цитадели 15 тысяч людей, вооруженных деревянными палками. В отличие от всего остального в эту часть сказки верится легко: ее неоднократно делали былью. Но Котову удается избежать человеческих жертв благодаря отмеченным выше усилиям представителей отрядов членистоногих и грызунов.
Второй фильм дилогии заставляет по-новому посмотреть на фильм первый. После чудесного покорения Цитадели путешествие девочки на мине вовсе не представляется верхом абсурда. Остается лишь сожалеть, что в полном объеме сказочный лад в картине не выдержан. Масштабные батальные эпизоды, неортодоксально трактующие историю Великой Отечественной, сменяются сценами бесконечных дачных разборок Котова с Марусей и Митей. Извивам этих отношений нет конца, драматургия фильма в них вязнет и проворачивается на месте (эти сериальные страсти, иногда абсолютно немотивированные, будут полностью явлены в телеверсии). Психология этих отношений для пользы «УС-2» должна была бы полностью остаться в старом фильме 1994 года: сказочному эпосу она не только не нужна, но и противопоказана. Но Михалков побоялся резко оборвать связи с фильмом, принесшим ему «Оскара». В результате чего - полное непонимание «Предстояния».
…В последнем эпизоде «Цитадели» Котов неожиданно предстает танкистом. Вместе с Надей и парочкой полюбившихся ему штрафников, ныне тоже танкистами, он направляется брать Берлин (действие застает его на сказочной развилке, где ему является Инна Чурикова в эпизодической роли старушки). В столице фашистской Германии уже окопались, с нетерпением поджидая Котова, «наши» жучки и паучки.
|
На премьере обсуждали беременность Надежды Михалковой
Мария РЕМИЗОВА, Раиса МУРАШКИНА («КП» - Москва»), Екатерина КАМЕНСКАЯ
Не удивимся, если премьеру третьего фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»: Цитадель» назовут самым демократичным светским событием года. Ни красной дорожки для знаменитостей, ни отдельного кинозала для VIP-гостей. Все как в обычном кинотеатре: легкая давка у входа, очередь за попкорном.
Что не удивительно: картину показывали сразу в пяти залах кинотеатра. Напомним, премьера второго фильма - «Утомленные солнцем. Предстояние» - состоялась в апреле прошлого года. Мероприятие прошло с помпой. Но сама по себе картина вызвала много споров.
- Мне казалось, что картина «Предстояние» будет тем самым манком, который, закрутив пружины сюжета, оставит зрителя в состоянии напряжения и интереса. Не во всем это получилось. Для многих картина оказалась плохой: кто-то ее не понял, кто-то посчитал старомодной, - заметил Никита Михалков перед премьерой. - Но это восемь лет жизни. Восемь лет жизни съемочной группы, в которой работало более пятисот человек. 300 километров пленки отснятого материала! Тяжелейшие условия съемок. Не хочу жаловаться. Господь управил так, что мы эту работу закончили. Я совершенно убежден: такое количество людей не могли с таким увлечением делать то, что никому не нужно.
В числе главных зрителей в зале - Алла Пугачева, Константин Эрнст, Федор Бондарчук, Инна Чурикова, Олег Меньшиков с супругой, Андрей Мерзликин, Алексей Петренко с молодой женой.
|
Алла Пугачева приехала одна в сопровождении охраны. В обновках - в плащике и балахоне, - которые подарила ей на недавний день рождения дочь Кристина.
Семья Михалковых появилась почти в полном составе - супруга Никиты Сергеевича Татьяна, старшая дочь Анна с мужем и детьми, младшая дочь Надя (сыгравшая в фильме дочь комдива Котова) с мужем Резо Гигинеишвили, вдова Сергея Михалкова Юлия Субботина, Степан с детьми.
Не скроем, на втором месте по обсуждаемости (на первом, конечно же, сам фильм) была новость о беременности Нади Михалковой. До премьеры об этом говорили на уровне слухов. А тут озвучил лично Никита Сергеевич. Да еще не где-то за кулисами, а со сцены.
- Я больше не буду снимать Викторию Толстоганову (во второй и третьей части она сыграла жену Котова Марусю. - Ред.). Чтобы ее снимать, нужно умудряться попадать между ее беременностью, - смеялся режиссер, намекая на то, что актриса вот-вот должна родить третьего ребенка. - Да, да, и моя Надя тоже в положении. Мальчик или девочка? Кого Бог пошлет! Лишь бы здоровенького...
На выходе из кинотеатра после просмотра публика обсуждала, мол, «Цитадель» получилась лучше «Предстояния». Но и сантиментов больше.
- На мине стоит Надя, Аня рожает в кузове грузовика - я рыдала в эти моменты, - поделилась своими впечатлениями Татьяна Михалкова.
- Никита Сергеевич, а вы над какими сценами плакали? - спросила «КП» у режиссера после показа.
- Сегодня не плакал, все-таки я уже не первый раз картину смотрю (смеется). Меня больше волновало качество изображения.
- Никита Сергеевич, а сколько вы дублей на мине стояли? (В фильме есть сцена, в которой Котов стоит одной ногой на мине.)
- Стоял я, кстати, недолго. Справился за один дубль. А вот по роже меня Толстоганова била много дублей (имеется в виду очень живая сцена возвращения Котова домой в третьей части. - Ред.), - расхохотался Никита Сергеевич.
- Никита снял фильм не для нас, а для наших детей, чтобы они помнили все ужасы ВОВ,- говорил уже после фильма Александр Панкратов-Черный. - Я сидел в кинозале рядом с Риммой Марковой. Она проплакала весь фильм. Сейчас олигархи и миллионеры не дают нам денег на фильмы о войне, чести и совести. И я очень рад и горд за Никиту, что ему пока дают денег на такие проекты. Он ведь не подвел - снял кино, которое войдет в историю.