28501
0
15 апреля
Загрузить еще

«Джентльменов удачи» первым посмотрел Брежнев

«Джентльменов удачи» первым посмотрел Брежнев
Фото: Кадр из фильма. Доцент (Леонов): «Пасть порву, моргала выколю!»

«Джентльмены удачи» до сих пор - шлягер. «Я и сам смотрю его каждый раз с удовольствием», - признается худрук и идейный вдохновитель этой картины Георгий Данелия. Зрители отнеслись с любовью к чудаковатым жуликам, принявшим за «вора в законе» обыкновенного воспитателя  детского садика. А их фразы, ставшие крылатыми, - «Пасть порву, моргала выколю!», «Кто ж его посадит - он же памятник!» - стали «народными». Сегодня к юбилею веселой комедии мы публикуем историю ее появления на свет.

Режиссер - бывший зек 

В народе прижилось, что режиссер фильма «Джентльмены удачи» - Георгий Данелия. Хотя на самом деле его снимал бывший зек, друг и сокурсник Данелия Александр Серый. Он попал на нары студентом за драку - избил пристававшего к его девушке соперника. Пять лет провел в исправительно-трудовой колонии. Любимая дождалась его на свободе. Они поженились. Но снимать кино бывшему заключенному не доверяли. И он обратился за помощью к другу, громко заявившему о себе фильмом «Я шагаю по Москве». 

В это время, как писали в прессе, у Данелия назревал роман с начинающей сценаристкой Викторией Токаревой. Серый предложил им разработать тему сценария из его тюремного прошлого. А потом под прикрытием авторитетного в мире искусства Данелия и снял «Джентльменов удачи». Данелия значится в титрах как соавтор сценария. Он же осуществлял общее руководство как художественный руководитель. «Джентльмены удачи» стали главной удачей режиссера Серого. В 1971 году его посмотрели свыше 65 миллионов зрителей.

Успех открыл Серому путь в кино. Его допустили к работе руководители «Мосфильма». Однако следующие фильмы Серого (снятые без Данелия) не снискали любовь зрителей. Да и у «Джентльменов» судьба оказалась непростой. После отъезда Крамарова за границу фильм запретили к показу. Табу продолжалось несколько лет, но этот запрет не отбил у зрителя охоты смотреть любимую киноленту...

Режиссер Серый страдал не только из-за творческих неудач, но и из-за болезни. «Для меня очень обидным было то, что фильм я делал ради друга Шурика Серого. А у него во время съемок обнаружили тяжелую болезнь - лейкемию. Болезнь прогрессировала, ему становилось все хуже, и позже он застрелился - чтобы не мучить близких и не мучиться самому», - сказал Георгий Данелия.

Данелия: «Я хотел рассмешить Токареву»

По одному из первых вариантов сюжета сбежавшая с зоны четверка лихих зеков решает выкрасть из музея картину «Последний день Помпеи». Один из них, ценитель прекрасного (эта роль писалась на Андрея Миронова), устраивается экскурсоводом, чтобы организовать подельникам кражу, а другой (герой Ролана Быкова) делает копию произведения искусства. На роли прочили Ролана Быкова, Юрия Никулина, Савелия Крамарова, Андрея Миронова. Однако Никулин категорически отказался вновь выступать в комедийной роли, не желая эксплуатировать одно и то же амплуа. Миронов отдал предпочтение съемкам в другой картине. Ролан Быков также ответил отказом. Обеими руками «за» выступил один Савелий Крамаров, который и попал в конечном итоге в фильм… Однако к этой сценарной заявке на «Мосфильме» отнеслись с настороженностью - дескать, не хватает поучительной морали в этой истории. Неутомимый Данелия, не отчаиваясь, придумал новый ход. Токаревой и Серому он предложил вместе поработать над сюжетом, который когда-то оговаривал с руководителем «Мосфильма» Ежовым: человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют. 

«Расположились у меня дома, - вспоминает Данелия. - Виктория села за машинку, и мы начали: «По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и тюбетейках. За рулем (то есть у шеи) восседал главарь - «вор в законе» и «авторитет» по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а у хвоста, держась за горб, разместился карманник Косой».

Я выпендривался перед Токаревой и старался придумать посмешнее. Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседнем балконе, через неделю случилось нервное расстройство… Наш сценарий «Джентльменов удачи» расходился как бестселлер (во многом благодаря Токаревой - так лихо она его записала). Напечатали 80 экземпляров для актеров, принесли на «Мосфильм», а через день ни одного уже нет - растащили. Еще напечатали - опять растащили. А потом мне позвонил знакомый из Минобороны и попросил дать почитать сценарий.

- Какой?

- «Джентльмены». Был у начальника, он читает и ржет как лошадь. 

- Так возьми у него!

- Там, знаешь, какая очередь! Замы!

- А как к вам сценарий-то попал?

- А черт его знает. Принес кто-то.

Оказывается, Серый дал почитать соседу - военному». 

Георгий Николаевич сегодня с юмором рассказывает о легком успехе сценария. Но на самом деле, как нам поведали в архиве «Мос­фильма», сценарий прошел через настоящее сито цензоров. Советское начальство сомневалось, можно ли выпускать фильм, в котором главные герои - воры и рецидивисты и льется блатная речь! Сценарий был разослан почти всем крупным милицейским чиновникам на утверждение. В архиве «Мосфильма» хранится отзыв первого заместителя начальника отдела МВД СССР Ф. Кузнецова: «…Нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко - представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т. д. Полковник Верченко - образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью… Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью…» 

И все же мосфильмовское начальство дало зеленый свет группе Данелия. 

Этуша забраковали

На роль Косого пригласили Крамарова (у которого по совпадению было от природы косоглазие). На роль Хмыря пробовали актеров Льва Дурова, Рудольфа Рудина, Виктора Сергачева, но утвердили Георгия Вицина. Доцента сразу же писали на Евгения Леонова, который уже снимался у Данелия в фильме «Тридцать три». Правда, сначала по сюжету к жуликам под видом криминального авторитета внедряют майора милиции, внешне один в один похожего на «вора в законе». Но потом Токарева ради комичности предложила переделать профессию «двойнику» - из майора милиции его превратили в добродушного заведующего детским садом, которого превосходно сыграл Евгений Леонов. Жуликом по кличке Алибаба должен был стать любимец Данелия Фрунзик Мкртчян. Но с его утверждением возникла комичная ситуация, о которой рассказывает Данелия: «Консультантом у нас был полковник МВД Голобородько. Он принимал в судьбе фильма горячее участие - ему нравилось, что он занимается кино. Каждый день звонил и спрашивал: «Как дела?» Когда узнал, что Фрунзик не может сниматься, пообещал попробовать все уладить. Вскоре из Еревана звонит мне Фрунзик в истерике:

- Гия, скажи милиции, что я не нужен! Нашему начальнику милиции ваш два раза звонил, сказал, что очень просит меня. Если откажусь - обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет... 

Мы сказали Голобородько, что Фрунзик уже не нужен». 

На роль Алибабы пробовали Владимира Этуша, но его кандидатуру руководство «Мосфильма» забраковало - дескать, слишком фактурный и солидный, неубедителен в образе зека. Из протокола заседания худсовета: «Из представленных на кинопробе артистов не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Но и проба Рутберга не устроила. Стали отсматривать все пробы снова, остановили внимание на артисте Раднэре Муратове, которого утвердили.

Хмырем стал Вицин (на общем фото слева), а не Дуров. Василия Алибабаевича сыграл Муратов (на фото справа), а пробовался Этуш.

Первые зрители

Отснятый фильм, прежде чем разрешать к выпуску, отправили в числе прочих для домашнего просмотра на дачу генсеку Брежневу. Леонид Ильич смотрел фильм вместе с Чурбановым, своим тогдашним зятем, начальником МВД. Чурбанов каждый кадр подробно комментировал тестю, объясняя блатные выражения героев. Брежнев от души посмеялся и дал свое одобрение. После этого комиссия приняла фильм без возражений, а молодой сценаристке Виктории Токаревой даже увеличили гонорар - к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей приплюсовали еще две тысячи. На ставках режиссера, худрука и артистов одобрение не отразилось.

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

«Цемент» продлевал молодость

* «Меня зрители часто спрашивали, как же вы снимали эпизод, когда актеры залезают в машину с цементом с головой. На самом деле там было тесто, в которое добавили серую безвредную краску. А со стороны все выглядело очень натурально», - рассказал «КП» Георгий Данелия. О съемках этого эпизода на одной творческой встрече рассказывал актер Муратов: «Данелия - хитрец. Он велел не говорить нам, что там будет не цемент, а нечто иное… Мы не без содрогания, что видно на экране, полезли в «цемент». Актеры - люди особые, на любые жертвы готовы! Но… цемент оказался каким-то не таким. Он нас… выталкивал. Тогда подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был терпкий, липкий... Помните: «Какой  хороший цемент! Не отмывается совсем!»? Съемки проходили под Самаркандом, там была фабрика, а при ней душевая. Только минут через сорок еле-еле мы этот состав от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в людей, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость».

* Эпизод, когда зеки друг другу на морозе растирают снегом спину и орут, - актерский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку, без обтирания снегом. Но Леонов, Вицин, Крамаров перед съемками между собой договорились, что откажутся раздеваться в 17-градусный мороз. Однако случилось непредвиденное: опоздавший на съемки Муратов выскочил на снег в плавках. Дальше сработала актерская ревность - разделись все… Правда, Крамаров решил «отомстить» Муратову - подкрался к нему и перед камерой начал тереть его снегом. Муратов завопил. А Вицин - Хмырь, чтобы «поддать жару», подхватил игру и начал ретиво натирать снегом и Крамарова. В таком виде дубль вошел в картину. «Актеры - молодцы: снимались раздетыми в реальный мороз, - прокомментировал этот сюжет Данелия. - На улице стояли помощники режиссера с шубами и после отснятого эпизода на актеров накинули шубы. Хотя кричали актеры, натирая друг друга снегом,  натурально, но никто не заболел. Вицин меньше всего боялся простудиться, потому что был очень закаленным человеком, занимался йогой. Больше всех берег свое здоровье Крамаров, но не испугался мороза, не капризничал. Он тоже занимался йогой».

* Во время съемок Евгений Леонов не мог залезть на верблюда Бориса, который почему-то невзлюбил Леонова. Режиссер Александр Серый предложил дрессировщику посадить себе на плечи актера, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком, синхронно… Леонов словно бы в доказательство, что вообще-то любит животных, однажды, когда возвращались со съемок в гостиницу, увидел - на дороге пасется белый осел. Евгений Павлович стал с ним фотографироваться, обнимал осла. Когда вернулся в машину, Крамаров заметил: по Леонову ползут… вши. Осел оказался вшивым. Доцент потом долго отмывался в гостинице... 

* По сюжету верблюд должен был плюнуть в героя Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем.

* Вспоминает Олег Видов: «Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и произносил свой текст. Я должен был на него смотреть, но на него же без слез не взглянешь. Меня буквально душил смех. Режиссер психовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слезы текли от смеха. Я взмолился: «Ну не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать!» Так эту сцену и засняли.

Ради маскировки герои Крамарова (слева) и Вицина (справа) переодевались в женщин.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

* А в тюрьме сейчас ужин... макароны...

* Все! Кина не будет! Электричество кончилось!

* Украл, выпил - в тюрьму. Украл, выпил - в тюрьму. Романтика…

* Гражданина! Ты туда не ходи! Ты сюда ходи! А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь...

* Кто ж его посадит - он же памятник!

* Редиска - нехороший человек.

* Это тебе не мелочь по карманам тырить!

* Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности!