28501
0
17 апреля
Загрузить еще

Одесские театралы знают мюзиклы наизусть и подпевают из партера

Одесские театралы знают мюзиклы наизусть и подпевают из партера

«Секс-символы» большой сцены

Одесса театральная сильна не только любовью своих зрителей. Талантливые актеры, режиссеры, драматурги, родившиеся в Одессе или связавших свою жизнь и творчество с городом, внесли огромный вклад в развитие украинской и мировой театральной культуры. Уже в 1803 году тут осуществлялись любительские театральные представления, в 1810 – открылся городской театр. На одесских театральных площадках наряду с итальянскими, французскими труппами выступали украинские и российские.

В нашем городе достаточно сильны театральные традиции, унаследованные после золотого века театральной жизни Одессы. По словам заведующего литературной части Русского театра Юрия Ющенко, пик популярности театров пришелся на 50-60-е года.

– Тогда Одесский театр оперетты по всесоюзному рейтингу считался вторым в стране, в середине века и Русский театр был одним из самых посещаемых в СССР, – говорит Юрий Владимирович. – Объясняется это тем, что тогда в театрах работали выдающиеся страну актеры, в Одессе выступало множество «секс-символов» большой сцены.

 

Коренная одесситка Антонина Петровна в молодости пересмотрела практически все постановки одесских театров. Сейчас в театры женщина ходит редко – здоровье не позволяет, но о тех временах вспоминает с воодушевлением.

– На спектаклях я сидела всегда в первых рядах, причем в основном ходила бесплатно, через служебный вход, – рассказывает Антонина Петровна. – Тогда я работала секретарем компартии завода, а наше предприятие шефствовало над Украинским театром. Я помню еще, как на сцене блистали молодые Водяной, Дынов, Крупников, Фаер. Первый спектакль, который они играли, назывался «Пять студентов». Одесситка вспоминает, как в середине прошлого столетия театр Музкомедии не имел своего здания: труппа играла в Украинском и Русском театрах, потом оперетта поселилась в здании ТЮЗа. Когда же театр, наконец переехал в новое здание, директором стал Водяной. Михаил Григорьевич еще подшучивал, мол театр имени меня. К слову, выдающийся актер по происхождению был евреем с фамилией Вассерман, что по-еврейски значит «вода», вот и решил мэтр назваться Водяным.

– В молодости я работала на сдельщине и училась в вечерней школе, но пропустить премьеры просто не могла, так я ходила на спектакли по частям, – отмечает Антонина Петровна. – Приду в один день – посмотрю первое действие, потом умираю от того, что спать хочу – значит пора домой. На второй день я иду на продолжение, но всегда досматривала постановку до конца!

Подружившись с коллективом театра, Антонина Петровна получила приглашение на встречу Нового года.

– Праздновали в фойе Украинского театра, год был Петуха, так артист Твердохлиб принес клетку и посадил туда птицу, а он всю ночь нам кукарекал. До утра гуляли с актерами, а директор культурного учреждения Васылько чудак был еще тот (сейчас его именем назван театр), пригласил меня на медленный танец. Мы познакомились, а потом он предложил мне попробовать свои силы на сцене, я, правда, отказалась...

Театральный кризис

После распада Советского Союза театрам приходилось нелегко.

– Мы оказались практически на грани выживания, – вспоминает Юрий Ющенко. – Как сейчас помню, когда я получил свою первую зарплату в театре, я мог на нее купить бутылку хорошего шампуня и торт, остальные деньги оставались только на проезд на работу и назад. Спектакли тогда выпускались, что называется на «двух табуретках», а самым молодым актером считался Александр Суворов, которому тогда было уже за тридцать лет.

С начала двадцатого столетия Одесса театральная потихоньку начала возрождаться. Сейчас в городе функционируют шесть профессиональных театров и целый ряд любительских и полупрофессиональных.

 

– В прошлом году у нас в компании завязался спор: является ли Одесса театральным городом? Театралы приводили многочисленные примеры удачных постановок, фамилии популярных актеров и мнения критиков, а вот несогласные с мнением о театральности Одессы утверждали, что все это хорошо, но не на том должном уровне, который определяет для города понятие «театральный», – говорит театрал Сергей Петров. – Любопытный аргумент привели противники, говорят, в российских театральных столицах люди больше ходят в театр, чтобы увидеть искусство: неожиданные сюжетные линии и игру актеров. А современные одесситы за этим в театр не ходят, им скорее, себя показать, чем людей посмотреть.
По мнению Юрия Владимировича, в наше время театр изменился, в нем появились вещи, которые были неприемлемы в прошлом, теперь же – это главный козырь спектаклей.

– Театр должен конкурировать с такими искусствами, как кино, современная эстрада, поэтому спектакли становятся более зрелищными, появляются новые направления: модным сейчас является жанр мюзикла, идут экспериментальные постановки, – говорит деятель. Заведующая литературной частью Украинского театра Любовь Федченко рассказала о том, что недавно в театре проводилось анкетирование зрителей, и работники обнаружили, что молодежи в театр приходит больше, нежели зрелых театралов. Хотя последняя группа также присутствует.

– А когда у нас проходят спектакли на «Сцене 38», ко мне приходят люди и со слезами на глазах жалуются, что они не успели достать билетов, просят помочь, – говорит Любовь Ивановна. – Я бы сказала, что у каждой категории зрителей свои предпочтения, молодежь больше ходит на экспериментальные постановки, старшее поколение – предпочитает классику.

Двадцатишестилетняя Лариса Пасечник «заболела» театром с прошлого года, причем даже сама пыталась принять участие в экспериментальной постановке, но, когда пришлось выбирать между актерством и окончанием учебы в университете, предпочла последнее.

– Большинство своих знакомых и друзей я обрела именно в театре, – говорит Лариса.

Театралка рассказывает, что сейчас в театры ходит преимущественно молодежь, возрастные рамки от 13 до 30, причем люди разных специальностей – журналисты, врачи, экономисты, юристы, инженеры...

– Не знаю, видимо в последние годы у нас в городе начался своеобразный театральный бум, многие начали ходить в театры после премьеры «Вия», «Ревизора», «Ромео и Джульетты», которые являются культовыми постановками. Когда идешь домой после спектакля, а в голове еще осмысливаешь постановку – значит время потратил не зря, а режиссер, безусловно, заслуживает уважения, – считает Пасечник.

Подпевают на мюзиклах и создают фан-клубы

О своем взгляде на градацию театралов рассказывает Юрий Ющенко:

– Те люди, которые ходили в театры в середине века, уже имеют своих детей и внуков, и им в какой-то степени передаются традиции, заданные родителями, – отмечает работник театра. – У нас в городе существует группа людей, которых можно назвать театралами с большой буквы, они считают своим долгом посещать все премьеры, гастроли других театров, они знают всех местных актеров и режиссеров. Но таких людей не так много, как хотелось бы.

По словам Юрия Владимировича, количество театралов напрямую зависит от качества спектаклей. За последние десять лет сделан очень серьезный шаг вперед, театры начали совершать определенные маневры, чтобы создавать более бюджетные постановки, налаживается взаимообмен режиссеров, педагогов.

– По моим субъективным наблюдениям существует две прослойки театралов: первая категория – это зрители, которым за 50, это дети тех настоящих театралов «золотого» века. Вторая группа возрастом от 16 до 30 – одесситы, интерес которых формируется на основе новых спектаклей. Это так называемые «нео-театралы», зрители нового поколения, может их родители были равнодушны к театру, а они приходят туда, чтобы получить свои эмоции. Тем же, кому за тридцать – в основном активно работающие люди, даже знакомых приглашаю в театр, но они работают с утра до вечера, поэтому просто некогда».

Есть и зрители, которые приходят по 15-20 раз на одну и ту же постановку, за последние годы в Одессе образовался даже фанклуб спектакля «Вий». Фаны считают своим долгом посещать каждый спектакль, а если пропускают – очень расстраиваются. «Бывает, пришел в очередной раз на «Вий», а некоторые реплики зрители изрекают раньше самих актеров, или песни подпевает ползала. Многие крутят у виска, а нам нравится...», – говорит Лариса Пасечник. Год назад на одном из одесских сайтов был открыт театральный форум.

– Это была первая точка сбора театралов, ведь раньше не было места и повода встречаться, пусть даже в «электронном» режиме, делиться впечатлениями от спектаклей, обсуждать актеров,– отмечает девушка. – Мы организовывали онлайн конференции с одесскими актерами и даже встречались с ними в одном из артхаусных баров на улице Пастера. Однако когда встречи проходили в небольшой компании – было интересно, но когда на посиделки начали прибывать толпы по 30-40 человек, общаться нормально не удавалось.