«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» ЗВУЧИТ СЕГОДНЯ И СОВРЕМЕННО, И ГЛУБОКО»
- Александр Ефимович, почему все же «Белая гвардия»?
- Потому что подобные романы перечитываются и переосмысливаются каждым новым поколением.
- Вы уверены, что сегодняшнее молодое поколение такое читает?
- Хочется надеяться. Я сейчас меньше всего хотел бы говорить о том, что наша задача - просвещать. Очевидно, для многих это будет первая встреча с книгой. Но мы выбрали данный роман потому, что это необычайно сильная и объемная история. Банально говорить, что роман сегодня актуален, но ведь в том и достоинство классики, что ее и адаптировать не нужно, «Белая гвардия» звучит сегодня и современно, и глубоко.
- В череде мыльных сериалов «Белая гвардия» будет выглядеть белой вороной, но это, думаю, только на пользу. Нельзя же жить одной «Кармелитой»…
- Мне кажется, что «Белая гвардия» выигрывает на фоне облегченного контента нынешних сериалов. Я за то, чтобы телевидение было максимально разнообразным и увлекательным, но четко осознаю, что сегодня оно создает ложное представление о мире и жизни у огромного количества людей.
Телевидение упрощает мир. А далее люди, вооруженные простой моделью мира, выходят на улицы и действуют в соответствии с этой моделью. Эти действия, как правило, неэффективны и неудачны, а в худшем случае приводят к трагическим последствиям.
Культура - инструмент, предохраняющий человека от озверения, и в этом смысле такие книжки, как «Белая гвардия», - один из неотъемлемых атрибутов культурного инструментария.
- Вас не смущает, что набор актерских фамилий в титрах последние годы переходит из фильма в фильм, практически не меняясь?
- Нет. Во-первых, не из фильма в фильм. Хабенский, к примеру, снимался не очень много, но просто никогда не снимался случайно. Поэтому вы его и знаете. Так же и Гармаш, Бондарчук, Серебряков, Пореченков, они отличные актеры. При этом в фильме много дебютантов. Они играют роли Николки, Лариосика, Аннушки, Ирины Най-Турс…
Но и среди главных героев есть очень неожиданные решения. Если Хабенский с Пореченковым играют многими ожидаемые роли Турбина и Мышлаевского, потому что до этого играли их в театре, то Стычкин, например, - необычнейший Карась, очень неожиданный и Дятлов в Шервинском.
- Слышала, что вы собираетесь делать полнометражную версию…
- Если удастся из десяти сериальных часов убедительно сделать два, то мы это сделаем.
«КИНО - ВСЕГДА ОПАСНАЯ ИГРА»
- Из последних ваших продюсерских работ мы знаем фильм режиссера Александра Миндадзе «В субботу» об аварии на Чернобыльской АЭС, который вошел в конкурс предстоящего кинофестиваля «Берлинале». Вы довольны этим фильмом?
- Даже горд. Как человек, много раз побывавший на «Берлинале» в разных качествах, считаю, что эта картина уместна для столь важного фестиваля не потому, что она о Чернобыле, а потому что «В субботу» - очень талантливая, эмоциональная, радикально снятая картина.
Фильм сделан по продюсерской ко-продукционной европейской схеме. Основные продюсеры - я, Сергей Мелькумов (с которым мы делаем вместе очень много - и фильм Звягинцева, и несколько американских фильмов) и Матиас Эше, директор «Бавария-фильм». От Украины у нас сопродюсер компания Sotа.
Я давно хотел снять фильм о Чернобыле, искал сценарий. Несколько лет назад мы с Федором Бондарчуком даже приступали к проекту. А потом появился Миндадзе, и все получилось.
- Если на «Берлинале» этот фильм победит, какой стране приписывать победу?
- Никакой. Победу стоит приписывать только Миндадзе. Ничего хуже не придумаешь, чем делить авторство.
- Что касается Федора Бондарчука, слышала, вы запустили с ним фильм «Сталинград»?
- Да, это международный проект, очень большая картина, как говорится, постановочный «колосс». Правда, кошмарно сложный. Но мы же с Бондарчуком и Мелькумовым не умеем делать мелкие проекты.
- После провала «Утомленных солнцем. Противостояние» не боитесь снимать эпохальную картину о войне?
- Конечно, боимся. Но между идеями этих картин большая разница. Мы не хотим делать картину историческую, идеологическую или пропагандистскую. Хотим сделать эмоциональную человеческую историю, которая сможет зажечь и вызвать сопереживание, в первую очередь - у молодой аудитории. Это ближе, надеюсь, к Майклу Бею (режиссер фильма «Перл-Харбор»), чем к Никите Михалкову. Будет современное высокотехнологическое зрелище.
У нас - международный кастинг с тремя большими звездами, композитор Анджело Бадаламенти (наиболее известен как автор музыки к фильмам и телесериалам Дэвида Линча, в том числе и «Твин Пикс». - Прим. авт.). 3D готовит та же группа, которая делала «Аватар».
- Но даже подобный набор не гарантирует вам 100-процентной защиты от поражения…
- Конечно, нет. Кино - это всегда опасная игра. Мы все же попробуем рискнуть, но точно не в том направлении, куда пошли «Утомленные солнцем-2» и «Брестская крепость».
- А хватит ли у такого сегодня «глянцевого» Федора Бондарчука сердца для этого фильма?
- Ну вы что! Это абсолютно его картина. В его личностной семейной традиции война и истории вокруг войны имеют огромное значение. Не стану углубляться почему, но не только потому, что его отец снял фильм «Они сражались за родину», а, скорее, потому, что Федор по характеру такой… ну очень мужчина. Мужские истории дружбы, смерти, самопожертвования, любви в последнюю секунду, мужской зрелости - это его темы. И не случайно у Бондарчука первым фильмом получилась именно «9 рота». В любом случае я всегда его любил, и мне интересно с ним работать.