Загрузить еще

«Зимняя вишня»: Во время съемок Соломин чуть не ушел от жены к любовнице

«Зимняя вишня»: Во время съемок Соломин чуть не ушел от жены к любовнице
Фото: У Сафоновой и Соломина получилась лиричная и трагичная любовная пара.

В 1985 году эта картина стала одним из лидеров проката, собрала несколько советских и международных призов. Возможно, фильм и получился таким реалистичным, что создатели делали картину про себя. О том, как создавался киношедевр, рассказываем сегодня.

О сценарии

Исследователь кино писатель Федор Раззаков рассказал нам об истории создания фильма. По его словам, сценарист «Зимней вишни» Владимир Валуцкий описал свою личную историю. Валуцкий давно женат на актрисе Алле Демидовой. Но однажды во время командировки в Ялту познакомился с молодой никому не известной актрисой, которая тоже была замужем. Их роман продолжался 14 лет! Ради возлюбленного актриса развелась с мужем. «На руках у нее остался маленький сын, которого она воспитывала. Молодая женщина все надеялась, что сценарист наконец уйдет от Аллы Демидовой и будет только ее», - рассказывает Раззаков. Их роман был полон страсти, страдания, скандалов. 

Когда возле актрисы появился новый воздыхатель - ухажер-итальянец, предложивший ей руку и сердце, - Валуцкий опомнился и пообещал развестись с женой. Но… как только актриса дала от ворот поворот итальянцу, быстро передумал что-то менять. Зато написал сценарий, показал его возлюбленной и пообещал, что именно она сыграет главную героиню. И опять не сдержал слово. Имя этой актрисы - Надежда Репина. Мы позвонили Репиной с расспросами.

- В основе сюжета «Зимней вишни» наши отношения со сценаристом Валуцким, - подтвердила нам Репина. - Многое в нашей истории было так же, как показано в фильме. Даже мои подружки-соседки оказались героинями ленты. Но я сейчас не могу вам рассказывать детали моей личной драмы - я заключила контракт на ее публикацию. Единственное, о чем жалею, что мне не дали сыграть главную героиню, то есть себя!  

Надежда Репина была невероятно обижена, что ее оставили без роли. После этого она окончательно и бесповоротно порвала с Валуцким, который остался в семье…

Однако у самого сценариста иная версия. Вот что рассказал «КП» Владимир Валуцкий:

- До сих пор появляются какие-то невероятные женщины, объявляющие себя прототипами главной героини. И чуть ли не сюжет они мне подсказали и диктовали. Это неправда. У меня в 1982 году был договор со сценарной студией, сроки поджимали, и я придумал данную историю на едином дыхании за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребенком, влюбленной в женатого мужчину: любовь, предательство, одиночество... И повод мужчине задуматься, что надо изменить в жизни, чтобы не быть слабее женщины, чтобы не прятаться от проблем. В течение трех лет сценарий лежал на «Ленфильме». Такие мастера, как Илья Авербах и Сергей Микаэлян, пытались переделать текст, но он трудно поддавался коррекции, так как был единым целым. А Масленников «пробил» сценарий, не изменив ни одной запятой. Со стороны Госкино было одно главное препятствие - иностранец Герберт. И тогда в результате небольшой правки австриец, приехавший в СССР, превратился в советского гражданина, работающего за границей.

Как Андрейченко упустила роль 

На главную мужскую роль сразу утвердили Сергея Шакурова. А на главную женскую роль Ольги перепробовали разных актрис, в том числе Елену Сафонову и Татьяну Догилеву. Утверждение получила роковая Наталья Андрейченко. По иронии судьбы в жизни Андрейченко есть переплетения с героиней, которую она должна была сыграть.

У Андрейченко был роман с одним женатым мужчиной. Но Наталья все же пламенно влюбилась в иностранца Шелла, который предложил ей руку и сердце и увез за границу (точно так же, как в жизни героини фильма). Казус же в том, что роман с Шеллом вскружил Андрейченко голову в начале съемок «Зимней вишни»! И из-за этого романа Андрейченко… забыла обо всем на свете, в том числе и о работе!

Ивар Калныньш показал в фильме мужчину-мечту.

Детали тех событий нам рассказали в киногруппе. Сначала фотопробу Андрейченко утвердил худсовет, ее вызвали на кинопробы. Наталью встречали на Московском вокзале, но она не вышла на перрон. Проводница сказала, что она уехала с какими-то моряками. Обзвонили гостиницы, нашли моряков, артистку привезли на «Ленфильм». Начали гримировать на скамейке во дворе студии - Андрейчеко хохочет. Сняли дубль. Как только сказали «Стоп», она пошла за ворота на улицу. Ее ловят, снимают еще дубль. Художник по костюмам Нелли Лев, утонченная и непьющая женщина, не поняла, в чем дело, и участливо обратилась к Андрейченко: «Это нервное напряжение, сейчас полечим вас». И подала Наталье полстакана воды с парой капель нашатыря, но тут же резко отшатнулась...

Для Андрейченко и Шакурова сшили костюмы и, пока актриса была в Суздале на съемках американского фильма «Петр Великий» (режиссеры Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер), приступили к съемкам сцен с Шакуровым. Но Андрейченко не вернулась в срок. 

- Наталью мы ждали в Выборге неделю, - рассказывает режиссер Игорь Масленников. - Потом моя ассистентка Татьяна Бузян позвонила своей знакомой в ту киногруппу. Ей сказали: «И не ждите. У Андрейченко такой роман с Максимилианом Шеллом, что она к вам не приедет». Вот так пришлось в срочном порядке вызывать Елену Сафонову. 

Когда главный оператор Юрий Векслер нацелил объектив на Сафонову, то приуныл и сказал, что трудно будет сделать качественный портрет. Первым делом он запретил Сафоновой курить, чтобы кожа лица выглядела лучше, а после стал улучшать портрет так, как умел только он. Режиссер и сценарист Аркадий Тигай,  работавший на «Зимней вишне» вторым режиссером, рассказывает:  

- Сначала мы с Юрой Векслером не были сторонниками Сафоновой. Он оператор, любил ярких сочных женщин. Для сравнения: его женой была Света Крючкова. А Леночка - совсем другой человек. Но когда Юра начал снимать, ему понравилось поведение актрисы в кадре, у него стала получаться картинка, и он полюбил Лену как модель для работы. У нее очень интересное лицо, и, как я понял потом, она прищуривалась, чтобы лучше видеть. Прищур придавал ее лицу некую значительность, ироничность. Будто она знает то, чего мы пока не знаем. Этим она совершенно попала в образ. Кстати, сейчас ее взгляд в кадре изменился. 

По отзывам группы, Сафонова пришла на площадку этаким гадким утенком: усталая, серолицая, курила все время. Но в процессе работы буквально расцвела! 

Пришлось изменять под нее и сценарий. Сначала между главными героями должны были бушевать «нездешние страсти» со скандалами, ссорами, выяснениями отношений, и характерная Андрейченко идеально подходила на такую роль.

Но лиричная, трепетная Сафонова внесла в характер героини новые краски. Ее Ольга не закатывает истерик, не ставит условий любовнику, а молча страдает и терпит, все ему прощая. В результате зрители еще больше полюбили страдающую героиню. 

Шакуров сыграл с Сафоновой сцену на рыбалке (на пирсе), но потом резко выступил против Елены с туманной мотивировкой: «Не чувствую ее рефлексии». Масленников и Векслер не захотели менять Сафонову и удерживать Шакурова не стали. 

Режиссер вспомнил про Виталия Соломина, блистательно сыгравшего Ватсона в его «Приключениях Шерлока Холмса...». По выражению режиссера, как и положено доктору, актер прекрасно выполнил функцию «неотложки».

Слева направо: Оля (Сафонова), Валя (Удовиченко), Лариса (Русланова) - подружки с неустроенной личной жизнью.   

 

 

О съемках

Натурные съемки проходили под Выборгом среди живописных хвойных лесов, где любили отдыхать и российские императоры, и партийные деятели. Дом, в котором уединились главные персонажи фильма Ольга и Вадим, принадлежал Мин­обороны (разжигал костер и жарил рыбу солдат-срочник) и находился в погранзоне; до финской границы примерно 25 км. Сейчас в этих местах выстроили нефтяной терминал «Лукойла». Павильонные съемки были на студии и в толстовском доме на Фонтанке, где снимали квартиру Вали.

О музыке

Кинематографисты говорят, что успех фильма зависит от сценария, режиссуры и музыки. Журнал «Советский экран» признал музыку Владимира Дашкевича в «Зимней вишне» лучшей в 1986 году. Эта награда равносильна «Нике». На вопрос, предвидел ли он такой успех своей мелодии, которая из фильма шагнула в жизнь и сегодня звучит и по радио, и из мобильных телефонов, Владимир Сергеевич ответил:

- Хороший композитор не задается целью написать шлягер. Он старается музыкой эмоционально захватить людей. Игорь Масленников исключительно тонко работает с музыкой. Он даже не запирал меня в номере, как на картине «Сентиментальный роман», но я и сам понимал, что производственные сроки висят надо мною как дамоклов меч. 

Фото ФОТОБАНК.

КСТАТИ

Соломин и Сафонова повторили судьбу героев

По признанию вдовы Соломина, во время съемок «Зимней вишни» Виталий Мефодьевич переживал то же, что и его герой.

«Вдова Соломина рассказывала мне, что ее муж влюбился в одну актрису, имени которой она не назвала, - поведал «КП» исследователь Федор Раззаков. - Актер метался между съемками, женой и любовницей, страдал. Был близок к тому, чтобы уйти от жены, но… по окончании съемок в «Зимней вишне» принял решение ничего не менять в своей жизни. Жена все знала и все ему простила. Актеры - странные люди, порой они проживают судьбу своего героя и в реальной жизни, помогая себе раскрыть образ. Довольно символично, что и в реальной жизни Соломина была эта «зимняя вишня».

Но и Сафонова - правда, уже позже - просто под копирку повторила судьбу своей героини. Была матерью-одиночкой, как и ее героиня Ольга, любила женатого.

А в итоге вышла замуж за иностранца и улетела с ним за границу (так же, как и героиня «Зимней вишни»).

И так же, как у Ольги, семейная жизнь Сафоновой с иностранцем не оказалась счастливой. Устав от ревности мужа, Елена с ним развелась и вернулась в Россию. Но, увы, сына, рожденного в браке от француза, французский суд оставил с отцом, разрешив русской матери лишь навещать ребенка. И это стало большой личной драмой для актрисы.

ПОДРУЖКИ

Роль Ларисы вернула актрису Нину Русланову в актерскую профессию. До «Зимней вишни» Русланова переживала не лучшие времена - ушла из Театра Вахтангова, сидела без работы и подумывала сменить профессию. А после выхода фильма ее вновь заметили и стали звать в новые проекты.

Актриса Лариса Удовиченко признается, что в чем-то похожа на свою героиню с неустроенной личной судьбой и разочарованием в мужчинах. Удовиченко после развода с мужем больше не хочет замуж (хотя предложения поступают), да и мнения о мужчинах не самого высокого.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

* Из фильма вырезали кадры с обнаженной Сафоновой. Режиссер вставил их в продолжение «Зимней вишни» - когда Вадим вспоминает Ольгу во сне. Но при показе фильма на телевидении эти кадры опять убрали.

* От Шакурова в фильме остались ноги на пирсе. Когда Ольга, сидя возле ведра с живой рыбой, поднимается навстречу Вадиму, то падает в объятия Шакурова, а целуется уже на крупном плане с Соломиным. Получилось, что у главного героя - Соломина - ноги Шакурова! 

* Во второй части «Зимней вишни» жену главного героя сыграла Ирина Мирошниченко. А в первом фильме мы слышим только голос «жены Вадима» в телефонной трубке. На самом деле этот голос и весь неподражаемый монолог - это Светлана Крючкова, которая, по словам звукорежиссера Аси Зверевой, может озвучить любой персонаж и спеть за кого угодно.

- Везде, где нужно кого-то заменить или озвучить, Света бесподобна, - говорит Ася Кирилловна. - На озвучание последнего эпизода, где Ольга встречается с подругами и они везут детей в детсад, никто из актрис не приехал. Фильм уже надо сдавать, а у меня финал не записан! Света говорит мне: «Да чего волнуешься? Я всех тебе озвучу». И озвучила, и спела за всех: «А ты такой холодный, как айсберг в океане…»! И попробуйте отличить голоса! Девочки, наверное, до сих пор не догадались, что это не они говорят в финале.

Режиссер Игорь Масленников: «Мы снимали «кино переживаний»

- Сценарий Валуцкого меня заинтересовал - жизненный, правдоподобный. Тема одиноких женщин и матерей-одиночек была распространена в кино - вспомните хотя бы «Одиноким предоставляется общежитие». Но у Володи Валуцкого был написан очень интересный женский характер, - рассказал «КП» Масленников. - И когда Володя спросил, надо ли что-нибудь менять, я ответил: «Ничего». Я отношусь к той режиссуре, которую называют «кино переживаний». И делаем мы фильмы для того, чтобы люди переживали. Чтобы их души чему-то учились, развивались духовно и нравственно. Учу этому и своих студентов, потому что развлекуха, которая поперла ныне из всех щелей, губит нравственность. И ничего удивительного, что одна из наград фильму была с формулировкой «За исследование нравственных проблем».