В эту десятку я включил ленты разных жанров и стран - европейские, голливудские и азиатские, коммерческие и имевшие большой фестивальный успех, широкоизвестные и незаслуженно потерявшиеся в прокате. Их можно посмотреть (или пересмотреть) на DVD во время новогодних каникул. Некоторые громкие картины (такие, как «Дядюшка Бунми…» или «Счастье мое») не вошли в список, поскольку так и не вышли в прокат. Фильмы расположены в алфавитном порядке, без указания «призовых мест». Поспорить с автором можно на сайте «КП».
«Белая лента»
Режиссер - Михаэль Ханеке
Австриец Ханеке, некогда потрясший чувствительную публику своей «Пианисткой», вернулся с черно-белым многофигурным кинороманом из жизни немецкой деревни накануне Первой мировой войны. Ряд вроде бы малозначительных, но странных и страшных событий открывает ворота тем ужасам, в которые скоро будет погружена вся Европа. Эта безжалостная к людям картина лишена дешевых эффектов, спекулятивных склеек, жирных акцентов, даже музыки. При этом все ответы даны и все вопросы поставлены.
«Душевная кухня»
Режиссер - Фатих Акин
В разухабистости самого легкомысленного из последних фильмов Акина (он снял победивший в Берлине фильм «Головой о стену») чуткие носы не зря учуяли неподдельную меланхолию - она вообще свойственна музыке соул, горячими поклонниками которой являются и авторы, и герои картины.
«Где-то»
Режиссер - София Коппола
Младшая Коппола положила в основу картины свои впечатления от совместных поездок со знаменитым отцом, а также последующих близких контактов с голливудскими небожителями. Всегда актуальный и всегда банальный сюжет о поисках смысла жизни человеком, то ли почти полностью его утратившим, то ли никогда о нем не задумывавшимся, рассказан легко, прозрачно, без всякого намерения преподать зрителю очередной урок жизни. Это и нежная история взросления, и гомерически смешная пародия на пиар-ритуалы Голливуда, и личное переживание человека, с детства принадлежащего к миру богатых и знаменитых...
«Дикие травы»
Режиссер - Ален Рене
Живой классик, автор таких шедевров, как «Хиросима, любовь моя» и «Прошлым летом в Мариенбаде», почти 90-летний Ален Рене продолжает снимать лихие и молодые картины на сюжеты, взятые из «низких жанров», в данном случае - бульварной мелодрамы. Его прелестный стильный и мудрый фильм «Дикие травы» - кислотный водевиль о мимолетности жизни и любви.
«Серьезный человек»
Режиссеры - Итан и Джоэл Коэны
Как и полагается очень большим художникам, Коэны поднимают очень серьезные темы - семьи, Бога, смерти. Но делают это на трагикомическом примере человечка по имени Ларри Гопник, изо всех сил старающегося казаться серьезным. Стопроцентно авторский фильм, не уступающий лучшим произведениям арт-кино, снятым во времена его расцвета в 1960 - 1970-е годы. И при этом абсолютно прозрачное, легкое, местами гомерически смешное и доступное произведение.
|
«Кочегар»
Режиссер - Алексей Балабанов
Время действия, как и в «Брате», - лихие 1990-е, но в принципе это не важно: приметы времени в жизни могут меняться, а суть, увы, нет. Очередная убийственная метафора существа российской жизни и, пожалуй, самый пронзительный и сентиментальный, самый личный фильм Балабанова. Пронизанный сочувствием к тем выброшенным на помойку людям, мимо которых брезгливо проходит большинство из нас.
«Довольно добрый человек»
Режиссер - Ханс Петер Моланд
Довольно добрый человек недавно откинулся из тюрьмы. Дружки подталкивают его к прежним нехорошим делам - но персонажу с дурацким хвостом на затылке, изумительно сыгранному шведом Стелланом Скарсгардом, возвращаться в прошлое недосуг. Мир не спешит принимать его в свои объятия, но он как-нибудь постарается, и мир, глядишь, немного оттает. Прелестная свежая норвежская комедия, северное хладнокровие которой лишь подчеркивает ее веселость.
«Лурд»
Режиссер - Джессика Хауснер
Французский городок Лурд - место паломничества безнадежно больных. В здешних пещерах время от времени происходят чудесные исцеления. Одно из таких происходит с парализованной молодой женщиной в превосходном исполнении Сильви Тестю («Евро-Оскар» за лучшую женскую роль). Или благодарить за это нужно не чудо, а несмело проснувшуюся в ее сердце любовь? «Лурд» - не только душераздирающая мелодрама и притча о жизни и смерти, месте и роли чуда в жизни, но и горькая сатира на общество, утратившее всякие моральные ориентиры.
«Поэзия»
Режиссер - Ли Чан-дон
В центре сюжета великолепной корейской картины - рассказ о почти незаметном уходе из жизни 60-летней женщины, страдающей болезнью Альцгеймера. В то время как ее внук участвует в групповом изнасиловании школьницы. Самые страшные явления жизни могут быть предметом поэзии, справедливо утверждает эта нежная и поэтически отстраненная картина.
«Социальная сеть»
Режиссер - Дэвид Финчер
Казалось бы, что может быть малоинтереснее истории о том, как несколько гарвардских «ботаников» запустили интернет-сайт, после чего разругались и подали друг на друга в суд? Но написана и выстроена она так, что оторваться решительно невозможно. Финчер потрудился над тем, чтобы двухчасовую картину, в которой нет ничего, кроме скорострельных и остроумных диалогов, было интересно смотреть даже тем, у кого нет странички на Facebook.
…и 5 худших
«Алиса в стране чудес»
Режиссер - Тим Бертон
Этот фильм удивил каким-то пустым, холодным, ремесленным совершенством. При этом с точки зрения трехмерной графики сделан он абсолютно неинтересно - до «Аватара» «Алисе» как от Пандоры до Страны чудес.
«Влечение»
Режиссер - Катрин Корсини
Героиня Кристин Скотт Томас бросает мужа-буржуа ввиду нездешней половой страсти к немолодому и пузатому работяге. Продав за сто евро часы «Картье», она принимается паковать дыни за сдельную плату... Антибуржуазный пафос этой мелкобуржуазной картины поистине уморителен.
«Из Парижа с любовью»
Режиссер - Пьер Моррель
Мутный коктейль из штампов старых полицейских фильмов, приправленный щепоткой дурно пахнущих политических стереотипов, - типичная продукция вконец распустившегося продюсера Люка Бессона.
«Одноклассники»
Режиссер - Сергей Соловьев
Сценарий фильма произвела на свет некая Соня Карпунина - вгиковская ученица Соловьева, которую тот сам в интервью назвал «двоечницей». Есть ощущение, что и этот рыхлый, заунывный, плохо сыгранный фильм и сняла «двоечница» Карпунина, а не мэтр Соловьев.
«Турне»
Режиссер - Матье Амальрик
Надо обладать большой наглостью, чтобы выйти на поляну, на которой успели порезвиться Феллини и Боб Фосси, но наглости Амальрику явно не занимать в отличие от других столь же необходимых режиссеру качеств.
|