Мы уже писали, что многострадальный фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», снятый еще в начале 90-х, наконец выйдет в прокат в России 3 марта 2011 года. По этому случаю создатели фильма созвали пресс-конференцию, на которой показали фрагмент ленты и дали высказаться актерам, сыгравшим главные роли. Судя по тому же отрывку, в фильме есть выдающиеся актерские работы. Прежде всего Валентина Гафта (Воланд), Александра Филиппенко (Коровьев) и Сергея Гармаша (Иван Бездомный).
ЧТО ДУМАЕТ О ФИЛЬМЕ СЕРГЕЙ ГАРМАШ
- Сергей Леонидович, сейчас, понятно, будут сравнивать фильмы Кары и Бортко. Вы бы в чью пользу сделали выбор?
- Да ни в чью, они очень разные. Свои плюсы есть и там, и там. Но у Бортко, с одной стороны, такая дословная экранизация, а с другой - такая «Бандитская Москва» по аналогии с «Бандитским Петербургом». У Кары свое прочтение романа. Его фильм более поэтический.
- Для вас роль Бездомного стала дебютной. Сегодня вы бы сыграли его иначе?
- Вопрос следует формулировать так: а сыграл бы я вообще в экранизации «Мастера и Маргариты» сейчас? И я, скорее всего, отвечу отрицательно. Не то чтобы стал мудрее. Но есть книги, которые нельзя экранизировать.
- Вы разочарованы тем, что снял Кара?
- Да нет, это достойное кино. Я пока не видел, что покажут в кинотеатрах, но стыдно за это не будет. Хотя лучше бы эту книгу Булгакова не трогать.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ВАЛЕНТИН ГАФТ
- Только, пожалуйста, не спрашивайте меня про мистику, - с ходу говорит Валентин Иосифович. - Молодежь, к сожалению, называет роман Булгакова и мистическим, и фантастическим. И не видит, что он о том, почему мы живем так, как живем сейчас. На съемках, конечно, были разные необъяснимые явления, но что о них говорить. Не в них дело.
- Но все же роль у вас, мягко говоря, потусторонняя - не каждому артисту доводится сыграть дьявола.
- А я не считаю Воланда дьяволом. И играл я его, совсем не используя сатанинских красок. Кто такой Воланд? Я очень долго могу отвечать на этот вопрос, герой ведь очень многогранный. Но главное, что нужно понимать: он - посланник высших сил, который явился, чтобы творить справедливость. В этом есть, конечно, своя ирония, но Воланд в конечном счете - один из самых светлых героев книги и фильма.
- В какой сцене пришлось особенно сильно выложиться?
- Во всех! Но самая запоминающаяся - это, разумеется, бал. Представляете, всю ночь на нас с Александром Филиппенко шли голые женщины! (Смеется.) А рядом стояла обнаженная Вертинская.
- Что за история с диском, на который был записан фильм Кары? Вам якобы его подарил полгода назад некто после спектакля.
- Да, все так и было. Мне дали диск с трехчасовой версией фильма, который мы с женой посмотрели тем же вечером. И мне он понравился именно в том виде.
К сожалению, я сейчас плохо представляю, что именно вырезали из прокатной версии фильма. Там ведь почти половину хронометража пришлось выкинуть. За результат стало немного боязно. Но надеюсь, что все будет сделано достойно.