Что такое «Оскар», знают все. Менее известен его европейский коллега, вручаемый с 1988 года. Именно в этом году в Берлине была основана Европейская киноакадемия, озабоченная пропагандой кинематографа Старого Света и объединяющая ныне около 2300 кинематографистов со всего континента. Они-то и голосуют за главный континентальный киноприз. Первым президентом академии был Ингмар Бергман, с 1996 года его место занимает Вим Вендерс. Ежегодно киноакадемия вручает свои призы по всем основным кинематографическим номинациям. Сначала приз именовался «Феликсом» - в честь каннского кафе, в котором Вендерсу со товарищи пришла в голову счастливая мысль создать европейский ответ американскому «Оскару». Но название «Феликс» продержалось недолго. Скоро награда стала именоваться Призом Европейской киноакадемии, а в просторечии - евро-«Оскаром». Ее лауреатами в главной номинации «За лучший европейский фильм» становились в разные годы такие картины, как «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Амели» Жан-Пьера Жёне, «Головой о стену» Фатиха Акина и «Гоморра» Маттео Гарроне, «Поговори с ней» и «Всё о моей матери» Педро Альмодовара, «Белая лента» и «Скрытое» Михаэля Ханеке… Награды вручаются ежегодно в одной из европейских столиц, в этом году - в Таллине.
«Призрак» - триумфатор
Главным героем церемонии стал Роман Поланский, чей политический триллер «Призрак» неожиданно удостоился сразу шести статуэток - за лучшие режиссуру, мужскую роль (Юэн Макгрегор играет молодого писателя, согласившегося стать «литературным негром» у бывшего британского премьер-министра), сценарий, работу художника-постановщика, музыку и, наконец, как «лучший европейский фильм года». Несомненно, что в «Призраке» мастер крепко сколоченных, тронутых черным юмором остросюжетных драм Поланский снова не подкачал, однако обилие международных наград, просыпавшихся на эту достойную, но невыдающуюся картину, объясняется прежде всего стремлением прогрессивной кинообщественности поддержать знаменитого режиссера, оказавшегося в известном затруднительном положении. В Таллине это произошло в очередной раз.
Поланский не приехал на церемонию. Эстонские власти обещали ему неприкосновенность, но режиссер, памятуя о прискорбном прошлогоднем происшествии (когда его арестовали на швейцарском кинофестивале за сексуальную связь с девочкой-подростком, случившуюся 33 года назад), предпочел воздержаться от визита. Зато он наблюдал церемонию по скайпу, искренне благодаря киноакадемиков и всех собравшихся за каждый приз.
|
Евро-«Оскара» в номинации «Выбор народа» стяжал «Господин Никто» бельгийца Жако Ван Дормеля - захватывающее сюрреалистическое полотно, крайне необычное эпическое фэнтези. А заявленный в огромном количестве номинаций «Ливан» Шмуэля Маоза был, к счастью, вынужден удовлетвориться только двумя статуэтками - за лучшую операторскую работу (приз, к сожалению, не достался Павлу Костомарову, номинированному за «Как я провел этим летом») и как «европейское открытие» года.
Лучшей анимационной лентой был назван «Иллюзионист» Сильвана Шоме - действительно чудный полнометражный мультфильм по нереализованному сценарию классика французской эксцентрики Жака Тати. Лучшей актрисой тоже стала француженка - Сильви Тестю, великолепно исполнившая главную роль в отличном фильме австрийки Джессики Хауснер «Лурд».