Загрузить еще

Нина РУСЛАНОВА: «У меня золото, а не характер!»

Нина РУСЛАНОВА: «У меня золото, а не характер!»
Фото: На любой съемочной площадке Русланова всегда в центре внимания.

Нину Русланову с полной уверенностью можно назвать женщиной непростой судьбы. Она - подкидыш, выросший в двух советских детдомах в тяжелое послевоенное время. Ее первый фильм «Короткие встречи» (1967) пролежал на полке ровно 20 лет. Всенародная любовь к ней пришла в том возрасте, когда примы начинают играть роли второго плана. И тем не менее она - одна из самых любимых народом артисток своего поколения. В канун юбилея Нина Ивановна дала интервью корреспонденту «КП». 

ПРО КОЛЛЕГ

- Нина Ивановна, о вас всегда говорили как о женщине с непростым характером...

- Я строгая, но справедливая. Нормальный у меня нрав. Просто прямой очень. Не терплю высокомерия и фальши. Но вообще мне-то самой кажется,  что у меня золото, а не характер. Хотя  со стороны, конечно, виднее.

- А рассказы про то, что вы можете прямо сказать человеку все, что вы о нем думаете, это не байки, а правда?

- Какие такие рассказы?

- Ну вот самый известный эпизод с Микеле Плачидо...

- Ох, ну вот решительно всех волнуют дела давно минувших дней. Да, было дело. Мы с ним вместе снимались в фильме «Афганский излом». Он, конечно, был главной звездой и со всеми русскими актерами вел себя высокомерно. Это мягко говоря. На самом деле все это граничило с хамством. И тогда я подошла к нему и сказала: «Ты - г...о!» Не помогло, конечно, но мне немного легче стало.

- Вы - фирменная актриса Киры Муратовой. Как вам удается работать вместе на протяжении столь долгих лет?

- Прекрасно мы с Кирой уживаемся. Тут все дело во взаимопонимании. Кира - хорошая подруга, мне очень не хватает ее в Москве. Мы с ней недавно созванивались, она опять сетовала на то, что не может найти деньги на новый фильм. Устала, говорит, обивать пороги и выбивать финансирование. Я ей говорю: надо, Кира, надо. Я была бы, конечно, очень рада, если бы она сняла хотя бы один свой фильм в Москве.

- С новой музой Киры Муратовой Ренатой Литвиновой отношения удалось выстроить?

- Рената - чудо! Лучшая актриса современности! Мы с ней снялись вместе в «Настройщике». И до съемок я много слышала про ее капризность, звездность. Ничего подобного. Таких легких съемок, как с ней, у меня давно не было.

- А были случаи, когда с режиссером не удалось найти взаимопонимания?

- Были, конечно. Иногда я уходила, иногда оставалась. В театре могла с репетиции легко уйти. Но в кино контракт не нарушала никогда.

ПРО ДЕТСТВО

- О своем детстве вы не очень любите разговаривать...

- Ну а что о нем говорить? Были детдом, послевоенные голодные годы. Тяжело переживала. Но тогда таких, как я, было полстраны. Выживали как-то.

- Ведь именно из-за лишений того времени вы стали тем, кем стали?

- Думаю, да. Не нравится мне словосочетание «внутренний стержень», но, вероятно, этим самым стержнем я обзавелась в 50-е годы.

- И стали сильной женщиной?

- Вам лучше знать.

- Ну тогда, конечно, стали. Сильные женщины позволяют себе быть слабыми?

- Если понимать под слабостью слезы, то безусловно. Я вообще человек сентиментальный. Могу расплакаться из-за какой-нибудь ерунды. Фильм вот посмотрю какой-нибудь - и реву, не могу остановиться. 

ПРО СЕЙЧАС

- День рождения любите отмечать?

- Ой, мой день рождения - это такая условность, что даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Я ведь до сознательного детского возраста и не знала, что такое день рождения. А потом воспитательница детского дома принесла отрывной календарь и велела выбрать какую-нибудь дату. Ну я и ткнула в 5 декабря - день сталинской Конституции, красный день календаря. С тех пор и повелось. Правда, потом меня перевели в другой детдом, и там долгое время было так: дни рождения отмечались по сезонам. То есть тем воспитанникам, которые родились зимой, устраивали праздник в один день. И дата была плавающая. Так что о том, что у меня вообще есть день рождения, я вспомнила, только когда в актрисы пошла. Да и то не сама - коллеги по Театру Вахтангова как-то раз решили поздравить.

- Из детского дома почему сразу в актрисы пошли?

- Да потому что математику плохо знала! Серьезно - никогда не представляла себя ни на сцене, ни в кино. А получилось так, что побывала и там, и там. Мне иногда до сих пор кажется, что это сон.

- Со счастливым, надо заметить, концом.

- А про конец - это вы зря. Мне тут недавно сказали, что я сумела покорить какие-то вершины за свою жизнь. Нельзя так говорить. Вершины-то - они о-го-го какие бывают. И хочется верить, у меня они еще впереди.

- То есть про лучшую роль вас спрашивать бессмысленно?

- Точно. Лучшая роль еще не сыграна.

- Сейчас где-нибудь играете?

- Вот только что закончила два проекта, впервые после операции на сердце снялась. Это небольшая роль в «Охотниках за бриллиантами» и в картине Андрюши Смирнова. У Смирнова просто счастье какое-то играть. Он ведь 20 лет не снимал ничего, а тут решил взяться за старое. И так прекрасно получилось - ну, во всяком случае, со съемочной площадки так видно. Большой мастер. Если опять не уйдет в творческий отпуск на два десятилетия, обязательно сыграю у него еще раз.

- Проблемы со здоровьем удалось решить?

- Пока не совсем, больное сердце дает о себе знать. Но играю, кручусь, живу. Вот сейчас день рождения все-таки планирую отметить - соберемся узким кругом либо у меня в квартире, либо на даче. Посидим, поговорим... И дальше жить будем.