28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Геннадий ХАЗАНОВ: «Я не сыр, чтобы нравиться»

Геннадий ХАЗАНОВ: «Я не сыр, чтобы нравиться»
Фото: Геннадий Викторович с женой Златой.

Многие до сих пор воспринимают Геннадия Викторовича Хазанова как мастера разговорного жанра, хотя он уже давно играет на драматической сцене и является худруком Театра эстрады. К нам на «Прямую линию» и на радио «КП» (97,2 FM) он пришел, что называется, «без грима», таким, какой он есть - скорее грустный клоун, чем веселый Арлекин, больше философ, чем шутник. Его ответы на вопросы наших читателей публикуем сегодня.

- Геннадий Викторович, я с детства в вас влюблена. Обычно юмористы не считаются плейбоями и романтическими мужчинами, но вы способны очаровать любую женщину! Скажите, на какие подвиги способны ради прекрасной дамы?

- Готов немедленно прервать этот прямой эфир и ехать к вам после таких слов! (Зардевшись.) Я думаю, мне простят все! Алло! Вы исчезли?! Вот видите, какие вы, женщины… Наговорите такие слова и сразу исчезаете! Ау! (Связь оборвалась.)

Обращаясь к журналисту «КП», с досадой: «Вот теперь все думаю, куда делась та, которая позвонила мне, которая назначила свидание, что ж она, раздумала? Сначала сказала, что я произвожу такое неизгладимое впечатление, а потом исчезла куда-то. Ну что ж это такое?!»

- Вы действительно производите неизгладимое впечатление. А, кстати, образ «студента кулинарного техникума» вам мешал быть донжуаном?

- Аня, недавно, думая над тем, что произошло с моим так называемым сценическим имиджем, я подумал, что этот персонаж очень долго перекрывал меня, деформировал вообще мужскую природу, сценическую, я имею в виду. Уже в 

75-м году я, лежа на роскошном пляже Коста-Рики и глядя в синее небо, думал: что же мне делать с этим персонажем? Этот учащийся кулинарного техникума меня же и задушит. Он меня породил, он меня и убьет! И я уже тогда, еще не успев насладиться обвалившейся на меня всенародной любовью, стал думать, как мне выползать из этой ситуации. Артист, который себя привинчивает к маске, уже вступает в зону смертельной опасности как артист. И то, что я от этого ушел, - победа страхов над профессией. Сначала мы начали репетировать Наполеона с Трушкиным в Театре Антона Чехова. Какая это была для меня ломка! Когда он просил разрядить частоту слов, придать весомость тому, что произносит Бонапарт. Потом через полгода я пришел в «Ленком», стал репетировать с Захаровым «Город миллионеров». Я помню, как Марк Анатольевич останавливал репетицию и говорил: «Вы же наш Аль Пачино, почему вы все время хотите сохранить инфантилизм интонации? Не бойтесь, вы не маленькая собачка, вы должны ощущать себя догом». Я сначала раздражался, мне было привычнее существовать в маске слабого человека. А он говорил: «Держите королевскую осанку. Не суетитесь». Это произошло, как ни смешно, на седьмом десятке жизни. Поздновато, конечно, но лучше поздно, чем никогда!

Дочь юбиляра Алиса (на фото) выбрала актерскую профессию.

«Юбилей отмечу на работе» 

- Геннадий Викторович, как отметите юбилей?

- 65 лет, кажется, цифра из мира фантастики. И вот вдруг становится реальностью. Творческое состояние очень связано с состоянием физическим, причем не могу даже сказать, что первично. Трудоголики, такие как я, если у них нет работы, начинают рассыпаться. Сказать, что в 65 лет я не востребован, не могу, работаю очень много. Собираюсь 1 декабря в Театре эстрады выйти на сцену и играть моноспектакль под названием «Я вспоминаю». 

- А почему вас мало видим в телевизоре?

- Мое отсутствие в жанровых передачах вовсе не значит, что меня нет на телевидении. Недавно был на 20-летии «Поля чудес». В программе «Девчата» на «России» дважды был. Меня почему-то ищут в том пространстве, в котором меня не может быть. Я не работаю ни в «Кривом зеркале», ни в «Аншлаге», ни в «Прожекторперисхилтон». Меня только в утюге нет, а так я везде есть. 

- А почему в «Кривое зеркало» не хотите?

- Зачем мне там появляться? Это как вернуться в восьмой класс школы.

- Вы с детства мечтали стать драматическим артистом. Говорят, после того как не поступили в театральные вузы, хотели жизнь самоубийством покончить?

- Да, для меня это была трагедия. Мне в Вахтанговском училище сказали: у вас нет юмора и темперамента. Конечно, я расстроился. Но вот прошло 60 лет, и я понял - они правы! Темперамента уже нет. А юмор на исходе (с лукавой улыбкой).

Хазанов, «студент кулинарного техникума» (1981 г.)...

- А Ширвиндт тоже вас не взял в училище?

- Ширвиндту было 30 лет, такой красивый, сидел в экзаменационной комиссии, сказал, мол, тебе лучше пойти в эстрадно-цирковое училище. И я пошел туда, на 5-ю улицу Ямского поля, разыскал это учебное заведение, но меня и туда не взяли. Подождал год, через год приняли. Кто хочет - тот добьется.  

- И все же театр забрал к себе?

- Забрал! Мне стало на эстраде неинтересно. Эстрада сегодня - это доведенный до абсурда продукт массовой культуры. А мне не хочется идти на поводу у зрителя…

...в образе «попугая» (1990 г.)... 

«Утесов и Якубович были свидетелями на свадьбе»

- Правда ли, что в вашем знакомстве с женой участие приняли Леонид Утесов и Якубович?

- У меня есть книга «Мифы и легенды Древней Греции». У меня такое впечатление, что моя жизнь находится где-то в районе Древней Греции (иронично). Дело в том, что действительно Утесов имел отношение к нашему дуэту. Как свидетель мой на нашей свадьбе. А как можно сначала быть свидетелем, а потом помочь познакомиться? Что касается  Якубовича.  Да, Леня был свидетелем раннего периода нашего с будущей женой знакомства, поскольку мы с Леней дружим, аж страшно сказать, лет 45. И у меня есть свадебная фотография, где стоит Леня, ни одного седого волоса у Лени нет, он худой, я тоже. У меня тогда практически был один профиль, фаса не было… Но если уж и называть человека, благодаря которому я познакомился с будущей женой, то это Марк Григорьевич Розовский. Он в 69-м году пригласил юную девушку в качестве помощника режиссера в эстрадную студию «Наш дом». Там мы и встретились. 

- У меня вопрос с подковыркой. Вас когда-нибудь освистывали? 

- Хорошо, что вы задали такой вопрос. Думаю, что 90 с лишним процентов зрителей убеждены, что моя жизнь усыпана только цветами и розами. Нет. Были и критические минуты. Например, в концертном зале «Октябрь» меня зрители во время выступления в смешанном концерте гнали со сцены. Ни за что. Им не нравился сам факт того, что я стою на сцене. Как выяснилось, это была годовщина «Белого дома», 4 октября. И в зал привезли людей, которые собирались идти на демонстрацию. И, чтобы их отвлечь, сделали концерт. Я не знал, кто в зале, вышел, а люди, видимо, считали, что я побежал за какими-то коврижками, за властью…

- Меня зовут Владимир. Я из Краснодарского края, город Усть-Лабинск. Вы были на эстраде законодателем стиля. А потом в монологе «Закон о контрацептивах в СССР» применили матерное выражение. Потом был монолог «Сексуальный патриот». Зачем вам это было нужно?

- Я даже не знаю, что ответить. Вам не понравилось. Мне жалко. А мне монолог нравился. Но знаю людей, которые с вами солидарны. В частности, любимый мною Георгий Николаевич Данелия, который считает, что это из разряда неудач. Что делать! Бывает! Что касается ненормативной лексики… Хорошо, что вы об этом сообщили в 2010 году. Потому что ненормативной лексики практически у нас сегодня нет. Все это ушло в прошлое (с иронией). И будем считать, что был один такой ненормальный, который когда-то позволил себе расстроить человека из Усть-Лабинска.

...в роли ловеласа в фильме «Маленький гигант большого секса» (1992 г.)...

- За вами же стали повторять!

- Уверяю вас, матерились до меня!

- В советские годы у вас как у сатирика были проблемы с властью? Ведь тексты-то были не ваши, их писали другие авторы...

- Нет, на эстраде не проходит это. Потому что в КГБ в 1983 году вызывали не авторов, а артиста. И даже не вызывали сотрудников Центрального телевидения, которые позволили мне с миниатюрой появиться в ноябрьском «Огоньке». Меня пригласили в Комитет государственной безопасности. Моя фамилия фигурировала. Была переписка ЦК партии с КГБ. И там приведено три документа. На одном из них стоит резолюция генсека Юрия Андропова: «К принятию мер». Слава богу, что это было в 83-м, а не в конце 30-х годов. 

О слухах 

- Геннадий Викторович. Я - ваша давняя поклонница. Меня Татьяна зовут. Говорят, вы составляли протеже Заворотнюк в «Прекрасную няню». У вас был роман? И еще говорят, что потом вы ее выгнали из театра...

- Мы как раз перед началом нашей беседы обсуждали, почему такое «пожелтение» произошло у читателей. Татьяна, что конкретно вам не дает спать, что мешает вашему равновесию? Я никогда не выгонял Анастасию Юрьевну из театра. В 2006 году Настя закончила играть в спектакле. Все, больше ничего не знаю. Кажется, у нее все в порядке.

- Я знаю, что вы дружите с Марком Захаровым. Он очень любит разыгрывать людей. А вы вместе с ним кого-нибудь разыгрывали? 

- Я тоже слышал, что Марк Анатольевич любил разыгрывать людей. Мне рассказывали, как они пришли, по-моему, с покойным Григорием Гориным в гости к Андрею Миронову, который вернулся из европейской страны под большим впечатлением какого-то эротического шоу. И они придумали какую-то дурь, куда-то наставляли себе свечек и стали звонить ему в дверь. И когда Андрей Александрович открыл дверь, у него началась просто истерика от смеха!

- А еще говорят, вы Пугачеву разыгрывали? 

- У меня никогда не было желания разыграть Аллу - я имею право обращаться к ней именно так, потому как мы с ней знакомы с 1968 года, когда еще никому не известная Пугачева приезжала в Государственное училище циркового и эстрадного искусства подрабатывать в качестве концертмейстера на занятиях по сценическому движению. Некоторое время назад мы сидели втроем, то есть Алла, Максим Галкин и я, и, разыгрывая не друг друга, а всех остальных, мы придумали, что мы сделаем совместную кампанию, которая будет называться «ХаПуГа». По первым слогам наших фамилий. И мы долго очень смеялись… Расскажу историю. Это было на дне рождения у одного очень высокопоставленного чиновника. Я приехал в костюме генералиссимуса, а торжество уже было в полном разгаре, и все отвернули от поющей Аллы головы и стали смотреть на меня. Обиженная Алла остановилась и сказала: «Это уже не смешно». Я подозвал директора федеральной службы охраны и задал ему вопрос: «Это кто?» Он ответил: «Товарищ Сталин, это Пугачева, певица». Я сказал: «Передайте ей, что пока она СВОБОДНА». Но это не розыгрыш был, я ж не предполагал, что она  перестанет петь. 

...на юбилее Фазиля Искандера (2009 г.).

- Это Юля. Все мы помним, что вы были студентом кулинарного техникума на сцене… А вы научились готовить и какое у вас фирменное блюдо?

- Нет, Юля, готовить я так и не научился. И говорю это без особого сожаления. То есть для того, чтобы не умереть с голоду, я мог бы себе приготовить - ну, например, я так кипячу чай! Или я ТАК умею мыть посуду! Вы себе не представляете. Я очень хорошо делаю глазунью. Могу салат сделать. А главное - я все это могу съесть.

- Один и быстро?

- Да.

- Скажите, а если вот продолжить фразу «На кусок хлеба заработаю…» чем? Ну, помимо основной профессии… 

- Ничем! Грешным делом, до нашей с вами встречи я не задавал себе вопрос, чем я могу заработать себе на жизнь.Теперь буду думать!

- Леонид Якубович призывал: «Больше позитива». Вы бы под этим подписались?

- Я бы призвал - больше Якубовича! Еще больше! Ну а по поводу позитива… В конце фильма Абуладзе «Покаяния» фраза, которую произносила гениальная Верико Анджапаридзе, что если дорога не ведет к храму, то зачем она тогда? Я думаю, что это должен быть непреложный закон у каждого человека, у художника особенно. Художник, что бы он ни переживал, как бы у него мрачно ни было на душе, он должен нести ответственность за ту энергию, которую вываливает на всех, особенно если ему доверяют. К сожалению, приходишь к этому пониманию позже, чем нужно. Я думаю, что я не совершил бы многих ошибок, если бы это понял раньше. Если бы меня спросили, что бы хотел сказать своей дочери, которая встала на эту чудовищно тяжелую стезю - она стала драматической актрисой - я бы сказал: Алиса, только свет является побудительным мотивом к тому, чтобы выходить на сцену. 

Фото ИТАР - ТАСС и РИА «Новости».