В Швейцарии студенты променяли Дериду на Занусси
Одесский международный кинофестиваль дал еще одну возможность – пообщаться с известным польским режиссером, писателем Кшиштофом Зануси – непревзойденным мастером интеллектуального кино. В Одессу почетный гость кинофестиваля прилетел из Варшавы. Поселился в одном из самых престижных отелей на морвокзале «Одесса», с видом на море и Потемкинскую лестницу.
В Южной Пальмире Кшиштоф Занусси желанный гость. В прошлом году за развитие международных отношений между Украиной и Польшей был удостоен почетным знаком отличия Одесского городского головы — «Одесса»,лауреат многочисленных премий фестивалей. Однако Кшиштоф в общении достаточно прост, приветлив непосредственен. Несмотря на колоссальную работоспособность и загруженность, рад принять любого талантливого человека, посодействовать в развитии и становлении.
- Мой дом открыт для всех, кто хочет со мной пообщаться, - говорит польский режиссер, - вам нужно только позвонить мне. У меня жили тысячи людей. Никто меня не подвел, пожара не было. Можете посидеть недельку. Может что-то и придумается.
В то же время в Польше есть 2 киношколы. Но университет в Котовице – лучший, потому что я там преподаю, - пошутил Кшиштоф. - Порекомендую и школу Анджея Вайды, талантливого кинорежиссера, даже несмотря на то, что мы с ним конкурируем.
Любой вопрос для Кшиштофа Зануси важен. Ответ плавно перетекает в философское размышление.
- Ни за какие деньги не купишь общения, - рассуждает мастер, - Я уже знаю цену денег, и что мне нужно. Сейчас я не богатый. И мне абсолютно хорошо. Главное то, чем ты занимаешься и получаешь от этого удовольствие.
Философское образование наложило отпечаток на его кинематографию и обучение молодежи.
- Я преподавал в Швейцарии вместе с философом Дерридой, - вспоминает режиссер, - и его студенты приходили ко мне, и я им говорил: Не верьте ему, он врет». И они больше посещали мои занятия.
Правда жизни и экрана не совпадают
На мастер-классе Кшиштофа Занусси в Одесской киностудии был полный аншлаг. Сидели даже на ступеньках, стояли в проходе. Мастер соединил теорию с практикой, демонстрируя кинокартины и рассказывая секреты режиссерской работы. Вот только киноленту «Персона нон грата» в спешке перепутал, привез польский вариант, а не русский. Пришлось переводить разговор героев. Но это только привнесло еще больше взаимопонимания между учителем и залом.
- Правда жизни и экрана не совпадают. В роли замминистра МИД Украины у меня снимался ниКита Михалков. Я ходил по Москве, осмотрел офис замминистра. Но он выглядел так скромно, как кабинет директора гимназии в провинции. Если такой покажу на экране, скажут поляк, не уважает русских. Пришлось мне построить офис, который бы подобал этой должности и нормально воспринимался на Западе. Была еще задумка показать чувства героя. По роли Михалков должен ехать к другу-послу на похороны его жены. Хотелось показать, что он берет билет за свои личные деньги, что это не официальная командировка. Но мне сказали, что так в России не бывает.
Был еще казус в аэропорту Монте-видео. Мы хотели снять эпизод провоза наркотиков. Но таможенная служба запротестовала. Они и так борятся с этим злом. А тут на экране покажут, что таможенники пропустили наркотики. Пришлось снимать в другом аэропорту. А когда картина вышла на экраны, украинский МИД купил ее, чтобы показывать своим сотрудникам, как надо действовать.
Открыл польскую актрису Майю Коморовскую
Одной из своих главных удач Кшиштоф Занучси считает открытие Майи Комаровской, которая сыграла в его удачных кинокартинах "Семейная жизнь", "Квартальный отчет", "Год спокойного солнца" и других.
- Майа – двоюродная сестра нашего нового президента Бронислава Коморовского, - с гордостью подчеркнул режиссер, - я ее нашел. И она после этого заняла свое место на сцене, сыграв ряд великолепных образов. У нее есть прекрасные слова в фильме: Люди, которые не имеют деньги, всегда будут о них мечтать… Люди, которые имеют, могут понять, что можно их не иметь. И это другой класс!»
Я думаю, что сегодня кино значительно утратило свой язык. Сегодня взрослое население практически не посещает кинотеатры. Только на кинофестивалях смотрят хорошие фильмы. Средний уровень кино понизили, впрочем, как и врача. Но сколько врачей, как и режиссеров мы имеем!. Огромное количество людей поднялось из жизни в темноте. Все движение в истории идет от элиты. Если ей отрезать голову, значить покончить с нацией. Как это случилось с греками, когда их элита была вырезана в Константинополе турками. Развитая элита служит, принимает ответственность на себя. Человечество всегда создает группу, которая его тянет. Сегодня будет формироваться новая элита из богачей, олигархов. И в то же время богатство – это не цель, а инструмент. И есть кое-что важнее, чем деньги.
В заключение Кшиштоф напомнил о здоровом образе жизни. Режиссер уверен, что Тарковского и его близкого друга режиссера Кшиштофа Кислевского погубило курение.
- В нашей профессии опасно курить. Мы в таком стрессе находимся, что не можем контролировать себя. Кислевский выкуривал 60 сигарет в день. Это и погубило.
Весь вечер Кшиштоф Занусси держал при себе фотоаппарат. Не цифровой, пленочный. И запечатлел одесскую аудиторию, которая так дружелюбно и нежно принимала его, на память.
В тему:
Кшиштов Зануси рассказал «КП», что выучил русский язык еще в школе.
- Правда, тогда, чтобы быть хорошим, нужно было иметь плохие отметки по русскому. Но мой отец сказал мне, что русский пригодится в жизни. И я его послушал. Украинский я знаю не так хорошо, но в Киеве мы поставили спектакль. И у нас все получилось.
Кстати
- У нас Слово «славянин» - немного ругательное слово, - поведал Кшиштоф Занусси. - Если кто-то ключи потерял, запил, то про такого говорят: «А, славянская душа...».
Однако поляки тоже относятся к славянам, только западным.
Справка КП
|
Кшиштоф Занусси – польский режиссер, сценарист, писатель. Родился 17 июня 1939 года в Варшаве. Изучал физику в Варшавском университете (1955—1959) и философию в Краковском университете (1959—1962). С 1958 года снимал любительские фильмы, получившие ряд премий. Закончил режиссёрский факультет Лодзинской киношколы в 1966. С начала 70-х годов Занусси — один из самых работоспособных режиссёров польского кино, снимающий одну — две картины ежегодно, чередуя фильмы полнометражные с телевизионными, в которых — на малой площади — он как бы «отрабатывает» проблематику и сюжетику «больших» лент. Среди этих фильмов — «За стеной» (1971, главный приз на МКФ в Сан Ремо), «Роль» (1971, ФРГ — Польша), «Гипотеза» (1972, в ФРГ), «Ночное дежурство» (1975, в ФРГ, совместно с Э. Жебровским), «Дом женщин» (1977, в ФРГ), «Дороги в ночи» (1979, в ФРГ), «Парадигма» (1985, ФРГ — Франция). Из полнометражных картин для кино наиболее значительны «Семейная жизнь» (Życie Rodzinne, 1971, приз на МКФ в Чикаго), «Иллюминация» (Iluminacja, 1973, главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно-73), «Квартальный баланс», 1974), «Защитные цвета» (1976), «Спираль» (Spirale, 1978, премия экуменического жюри в Канне-78, специальный приз на МКФ в Чикаго), «Константа» (The Constant Factor/Constans, 1980, приз за режиссуру на МКФ в Канне), «Императив» (Imperativ, 1982, ФРГ — Франция, приз на МКФ в Венеции), «Год спокойного солнца» (Rok spokojnego słońca, 1984, Польша — Западный Берлин — США, главная премия на МКФ в Венеции), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995), «Брат нашего Бога» (1997).
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Режиссёр» (1980)
Специальный приз Венецианского кинофестиваля (1982)
Главный приз Венецианского кинофестиваля (1984)
Царскосельская художественная премия (2004)
На Ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" был удостоин премии им. Сергея Параджанова «за вклад в мировой кинематограф» (2005)
Орден князя Ярослава Мудрого V степени (2009)[1]
Международная премия "Балтийская звезда" (2009).
Майя Коморовская
Польская актриса театра и кино.
Родилась 23 декабря 1937 года в Варшаве.
Работала медсестрой. В 1963 году окончила кукольное отделение Краковской театральной школы. В течение двух лет работала в Краковском театре "Гротеск" и Вроцлавском театре-студии Ежи Гротовского "13 рядов". Работала в театрах Кракова, Ополе, Вроцлава, Варшавы. Дебютировала в кино в фильме К. Занусси "Система" (1970), снималась в его же картинах "Семейная жизнь", "Квартальный отчет", оба 1974), "Год спокойного солнца" (1988) и др., а также в фильмах А. Вайды ("Свадьба", 1972; "Барышни из Вилько", 1979, "Человек из железа", 1981 и др.).