28501
0
27 марта
Загрузить еще

Эмир КУСТУРИЦА: «Я в восторге от «Утомленных солнцем-2»!

Эмир КУСТУРИЦА: «Я в восторге от «Утомленных солнцем-2»!
Фото: Несколько лет назад на Московском фестивале Михалков подарил Кустурице смокинг: тому не в чем было идти на открытие...

Он называет себя «последним югославом», уперто отрицая современную карту Европы, на которой его родины больше не существует. Он один из самых известных режиссеров мира, дважды удостоенный «золота» в Каннах. Ему принадлежит собственная деревня под названием Кустендорф, в которой он ежегодно проводит кинофестиваль своего имени. При этом он всегда выглядит так, как будто бы месяц не мылся и ночевал на лавочке в парке. Несколько лет назад Никите Михалкову, как известно, даже пришлось одолжить Кустурице свой смокинг, чтобы тот не позорил гламурный Московский фестиваль.

То ли по этой, то ли по какой другой причине Кустурица испытывает крайне нежные чувства по отношению к своему русскому другу. Стоит ему услышать, что вы из Москвы, как он немедленно набрасывается на вас, чтобы защитить последнее творение Михалкова под несуразным названием «Утомленные солнцем-2: Предстояние». 

- Это замечательная картина! Но в наше время стоит снять антифашистский фильм, как его объявляют пропутинским. Поймите, что это антинацистский фильм! Сильное орудие в борьбе! - кричит Кустурица, не уточняя, с чем именно он собрался бороться. Вероятно, ему пришлась по душе эксцентрика, бьющая через край в военной эпопее Михалкова. Как, например, в той сцене, где немецкий летчик собирается нагадить на голову Валерия Золотухина. 

- Вам, вероятно, известно, что в России фильм вызвал шквальную критику. 

- А кто эти критики? Что они хотели увидеть? «Пять легких пьес»? Это фильм о народной трагедии. Фильм, который напоминает о трудной године, когда каждый должен был задать себе вопрос: «А что ты сделал для своей Родины?»

«Кино делается кишками, а не мозгом» 

- Итак, вам по душе «Утомленные солнцем-2». А какое кино вам еще нравится? 

- Кино, рожденное страстью! Первобытным животным инстинктом. Сделанное кишками, а не мозгом. Режиссер для меня сродни шаману, поскольку шаман - безоговорочный лидер своей паствы; его указаниям следуют без обсуждений. При этом шамана любят. На современном сленге это называется «харизмой», но шаманство мне как-то ближе. Можно сравнить кино и с военной операцией, в которой режиссер - это генерал, принимающий стратегически важные решения. Не обязательно быть упертым, грубым сержантом и орать на всех без разбору. Но важно сделать так, чтобы за тобой следовали сотни людей. Вот я пишу книгу и не могу ее закончить в течение 10 лет! Просто потому, что получаю кайф от того, что работаю над ней в одиночестве, без толп сотрудников, которыми я окружен на съемочной площадке. 

- Вы давно не снимали игровое кино. Последний ваш фильм о Марадоне был документальным. 

- У меня сейчас два проекта в работе. Один снять очень просто. Он о Панче Вилье, герое мексиканской революции, бывшем убийце, ставшем губернатором северной Мексики. Играть его будет Джонни Депп. Именно поэтому этот проект привлекает всех. Половина его бюджета была на месте за два года до начала съемок. Конечно, все это благодаря Джонни. 

И другой фильм, который я должен начать снимать в ноябре. На него требуется в 10 раз меньше денег, чем на фильм с Джонни Деппом, но охотников его финансировать немного. Все потому, что в нем нет звезд, это простой честный фильм о социальных проблемах. 

- Действие происходит на вашей родине, в бывшей Югославии? 

- Нет, на родине я больше снимать не собираюсь. Я свое уже отстрадал! Снимал и в Сараево, и в Скопье, и в Белграде. Рассказывал и о войне, и о мире. Если я снова обращусь к балканской теме, то не смогу привнести в нее ничего нового. Поэтому у меня нет никакого желания к ней возвращаться. Новый фильм будет называться Cool Water - «Холодная вода». Действие будет происходить в Израиле и Палестине. Герой-палестинец собирается жениться в арабской части Иерусалима. Но аккурат в канун свадьбы умирает его отец, и сын обязан выполнить его последнюю волю - похоронить его на арабской территории в Рамалле. Сделать это, как вы понимаете, очень сложно. С этого момента фильм превращается в «роуд-муви», и сниматься оно должно непосредственно в тех местах в Палестине. А это очень-очень сложно. Наш мир по-прежнему несвободен. Поэтому неизвестно, удастся мне снять этот фильм или нет. Он не будет ни произраильским, ни антиизраильским. Это должна быть веселая, смешная и очень зрелищная картина, чья идея по сути парадоксальна. 

«Играю музыку, потому что деньги нужны!»

- Какие отношения у вас с Деппом? 

- Самые теплые. Мы знакомы с 1988 года, когда он посмотрел мой фильм «Время цыган», который запал ему в душу. Он так мне и сказал, что для него это один из лучших фильмов, которые он когда-нибудь видел. Потом мы сделали вместе «Сны Аризоны». Мне он нравится не только как актер, но и как человек. Меня всегда впечатлял его выбор режиссеров - он всегда снимается только у самых лучших. Сейчас ему почти 50, и он подходит к этой цифре с существенным багажом. Но главное для меня - то, что он был и остается человеком кино, а не человеком денег. 

- Вы сами время от времени снимаетесь в кино как актер. Играли даже русского парня в картине Нила Джордана «Хороший вор». Собираетесь продолжать в том же духе? 

- Только за большие деньги! К актерской карьере я никогда не стремился и не стремлюсь. Научился актерской игре у себя на площадке. Я ведь снимаю по 15 дублей как режиссер. Один попадает в финальный монтаж фильма, а на всех остальных я учусь, как стоит и как не стоит играть. Сейчас я нашел способ продавать эти знания. Мне ведь нужны деньги на культурные проекты в моей сербской деревне Кустендорф! Снимаюсь в основном у французов, иногда - у итальянцев, у англичан… И музыку я играю, потому что деньги позарез нужны! Вот послезавтра поеду выступать в Эстонию, в Таллин... 

- Мексика, Израиль, Палестина… А несколько лет назад вы говорили мне, что хотите снимать и в России. Этот проект все еще теплится или вы о нем забыли? 

- Теплится, сценарий все еще не закончен. Я действительно хочу снимать в Мексике или в России. Или вот, скажем, здесь, на Сицилии. Один день у вас интереснее, чем 10 лет в Швейцарии. В Швейцарии, конечно, спокойно и безопасно. Там нет никаких социальных напрягов. Но мне намного интереснее в «драматичных» местах, в странах, где что-то меняется и происходит. Именно они - пограничные края цивилизации. 

Фото Рейтер.

5 лучших фильмов Эмира Кустурицы:

* «Отец в командировке»

* «Время цыган»

* «Сны Аризоны»

* «Подполье»

* «Черная кошка, белый кот»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Эмир КУСТУРИЦА родился в Сараево 24 ноября 1954 года. Учился в знаменитой пражской киношколе FAMU. Дебютировал в кино в 1981 году картиной «Помнишь ли Долли Белл?», удостоенной «Золотого льва» в Венеции. Второй фильм Кустурицы - «Отец в командировке» (1985) - получил уже «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вторую «Пальму» Кустурица заработал 10 лет спустя за картину «Подполье». После чего последовал приз за лучшую режиссуру в Венеции («Черная кошка, белый кот»). С 1986 года играет на бас-гитаре в группе No Smoking Orchestra. Сын Кустурицы Стибор также выступает в этой группе и снимается в фильмах отца.