Загрузить еще

Игорь Масленников: «Советские телечиновники считали, что Ливанов - слабый актер, а Соломин - слишком курносый для англичанина»

Игорь Масленников: «Советские телечиновники считали, что Ливанов - слабый актер, а Соломин - слишком курносый для англичанина»
Фото: Игорь Масленников и не предполагал, что фильм превратится в сериал и смотреть его будут несколько поколений - с одинаковым удовольствием.

- Игорь Федорович, что за история со сложным утверждением Василия Ливанова, Виталия Соломина и Рины Зеленой на главные роли в «Приключениях Шерлока Холмса»?

- А я и сам тогда толком не понял, из-за чего чиновники с Центрального телевидения не хотели, чтобы в моем фильме снимались именно эти актеры. То есть у них были какие-то формальные оправдания - мол, Ливанов сам по себе не очень хороший актер, Соломин вообще не похож на англичанина. Но я терпеливо объяснял, что, например, Ливанов - абсолютное попадание в типаж и его актерские данные здесь ни при чем. Мне нужен был Холмс-позер, а уж чего-чего, а позерства в характере Василия Борисовича достаточно, ему и играть-то ничего не приходилось. Соломин тоже был моей кандидатурой на роль Ватсона. Когда я искал подходящего актера, то перерыл всю картотеку «Мосфильма». И как-то раз мне на глаза попалась карточка Соломина с усами. Это был вылитый Конан Дойл в период, когда он служил офицером. Но на Центральном телевидении прицепились к курносому лицу Виталия Мефодьевича. Убеждать пришлось очень долго.

- А что было не так с легендарной Риной Зеленой?

- К моменту начала съемок она была уже, мягко говоря, немолода. И когда я говорил, что именно она должна играть миссис Хадсон, все крутили пальцем у виска. Мне говорили: «Ты рехнулся, она выжила из ума несколько лет назад». А еще все очень боялись, что она, не дай бог, заболеет, и весь материал с ней придется переснимать или срочно искать замену - что тоже не очень просто. А она отлично справилась!

КАК МАСЛЕННИКОВ ПРИСТРУНИЛ МИХАЛКОВА

- Вы сразу планировали «Шерлока Холмса» как сериал?

- Нет, что вы! Мы едва добились того, чтобы нам разрешили снять один двухсерийный фильм. Просто никто не думал, что будет такой бешеный успех. Люди пачками писали письма на телевидение с просьбой продолжить съемки «Шерлока Холмса». И тут телевизионное начальство сдалось. Мне поручили делать «Собаку Баскервилей». А время тогда было очень похожее на нынешнее в смысле наличия у режиссеров и артистов интересной работы - найти стоящий проект было почти невозможно. Поэтому ни у меня, ни у артистов не возникло никаких сомнений.

- А на какой стадии у вас появилась мысль снять в роли сэра Генри Никиту Михалкова?

- Все получилось спонтанно. Я вообще никогда ничего не планирую, а в тот раз отбор актеров на роли откладывал до последнего. Тем более у нас на съемочной площадке случилось несчастье - оператора Юру Векслера сразил инфаркт. Я, конечно, тут же поехал навестить его в больницу. Захожу в палату, а возле постели сидит его жена Светлана Крючкова, которая как раз заканчивала сниматься у Михалкова в «Родне». А рядом с ней стоят сам Никита и Саша Адабашьян. Я посмотрел на них, и вдруг меня озарило - их же всех надо снимать в «Собаке Баскервилей». Не откладывая дело в дальний ящик, я предложил Никите роль сэра Генри, Адабашьяну - дворецкого, а Крючкова согласилась сыграть Ильзу Бэрримор.

- С Михалковым сложно было работать?

- На первых порах да. Происходило это из-за того, что Никита чувствовал себя на съемочной площадке главным. Стал отдавать распоряжения, менять реплики. У меня сложилось впечатление, что он мне не доверял как режиссеру. В один прекрасный момент меня это задело - я просто подошел и рявкнул на Никиту. Больше он не пытался на съемочной площадке «Шерлока Холмса» изображать режиссера.

ЭТОТ ФИЛЬМ - НЕ ДЕТЕКТИВ, ЭТО КОМЕДИЯ!

- Про вашего «Шерлока Холмса» сейчас разве что научные труды не пишут - все стремятся разгадать феномен его популярности. А у вас есть объяснение?

- Да все очень просто. Мы не снимали «Шерлока Холмса» как классический детектив - это было бы глупо, если учесть, что с повестями Конан Дойла все знакомы с детства. Я сразу решил, что буду делать комедию. Именно поэтому мне понадобилась Рина Зеленая с ее знаменитым чувством юмора. И потом я первый придумал совершенно новую концепцию. В «Приключениях...» Шерлок Холмс и доктор Ватсон показаны как два полноценных персонажа, они - яркая экранная пара. До моей версии существовало несколько десятков экранизаций Конан Дойла, но во всех них Ватсон был просто рассказчиком, немножко лишним элементом во всей этой истории. А у меня на Соломине держалась большая часть фильма.

- Кстати, ровно такая же конструкция - с иронией и равноправными Холмсом и Ватсоном - в фильме Гая Ричи, который вышел в прокат в январе этого года.

- Я не смотрел этот фильм.

- Кстати, вашего «Шерлока Холмса», говорят, на Западе полюбили еще в советские времена. Как там об этом  фильме тогда узнали?  

- Для меня самого это долгое время было загадкой. В Британии по Би-би-си в свое время показали только «Собаку Баскервилей». Но поклонники нашей версии наизусть знали все серии! И лишь недавно я узнал, почему так вышло. «Приключения Шерлока Холмса» транслировались в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. Но антенны в некоторых районах ФРГ могли принимать сигнал от телевышек Восточной Германии. Так что сначала фанаты появились в ФРГ. А потом они записали все серии на видеокассеты и перевели их на немецкий и английский. Вскоре фильм смотрели уже по всей Европе. Если бы я получал хотя бы по одному центу за каждую проданную на Западе пиратскую кассету, то сейчас был бы долларовым миллионером.

ОБИДА НА ЛИВАНОВА  

- Игорь Федорович, говорят, что отношения у вас с Василием Ливановым сейчас, мягко говоря, натянутые.

- Это неверная информация. У меня нет вообще никаких отношений с Ливановым. Я раз и навсегда вычеркнул этого человека из своей жизни. В середине 90-х он начал раздавать интервью, в которых говорил, что «Приключения Шерлока Холмса» - это чуть ли не его авторский проект, а Масленников так, рядом стоял. Я как услышал это, сразу решил, что ни в какие дискуссии с ним вступать не имеет смысла. С тех пор мы ни разу не разговаривали.

- Неужели даже спустя 15 лет на него обижаетесь?

- От своих слов Василий Борисович отказываться не спешит. К тому же тут надо знать, каким трудом мне далась совместная работа с Ливановым. За восемь лет съемок «Шерлока Холмса» я полностью поседел, и каждый мой седой волос - это результат сотрудничества с этим актером. Ливанов, как я уже говорил, большой позер, но он всегда трезво оценивал свои актерские возможности. Поэтому держался за роль Холмса до последнего. Честно говоря, последний фильм «XX век начинается» я не хотел снимать. И до сих пор считаю, что он не нужен. Но Ливанов уговорил меня продолжить съемки, так как осознавал, что стал заложником роли. И все бы ничего, если бы он по-честному относился к выполнению своих профессиональных обязанностей. Но он, например, нередко мог выпить лишнего, из-за чего постоянно срывались съемки. На съемочной площадке он нередко звездил, заставлял остальных чувствовать себя некомфортно. К сожалению, я не мог отказаться от Ливанова - он действительно стал очень хорошим Холмсом. Но это не дает ему права говорить недопустимые вещи.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Игорь МАСЛЕННИКОВ. Родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. В 1954 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Долгое время работал на Ленинградском телевидении. В 1967 году, после окончания Высших режиссерских курсов при «Ленфильме», дебютировал в кино с фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Настоящую известность ему принесла сага о Шерлоке Холмсе. В 90-х годах огромной популярностью пользовались его сериалы «Зимняя вишня» и «Зимняя вишня-2» с Еленой Сафоновой в главной роли. Последние несколько лет экранизирует пьесы Островского.

Крылатые фразы из «Приключений Шерлока Холмса»:

- Элементарно, Ватсон!

- Овсянка, сэр!

- Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них.

- Вот как начнешь изучать фамильные портреты, так и уверуешь в переселение душ.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

- Ботинок, Ватсон, - спросил как-то Холмс, вертя в руках темно-коричневый ботинок и внимательно рассматривая его через лупу. - Что мы можем сказать о владельце этого ботинка?

- М-м... - неуверенно промычал Ватсон. - Это худой мужчина, курит трубку, иногда ставит химические опыты и играет на скрипке... Но позвольте, Холмс! - воскликнул Ватсон. - Это же ваш ботинок!

- Ну и что? - невозмутимо парировал детектив. - Когда под рукой нет ничего другого, тренировать дедуктивные способности можно даже на собственных ботинках!