28501
0
28 марта
Загрузить еще

Станислав ГОВОРУХИН: «Вот беда - не с кем выпить!»

Станислав ГОВОРУХИН: «Вот беда - не с кем выпить!»
Фото: Станислав Говорухин знает, почему фильмы Рязанова и Михалкова проваливаются в прокате.

Пользуясь таким случаем, мы порасспросили его о кино, о любимых женщинах, о секс-символах и о том, как ему сейчас живется.

Попкорновое кино

- Станислав Сергеевич, вы часто бываете на фестивалях - что меняется в кино? 

- Тех, кто со мной ездил раньше, все меньше и меньше. Другие люди в кинематографе, другие режиссеры, другая публика, другая страна… Сегодняшнему зрителю я вообще до лампочки со своими картинами. Мои картины в прокате все блестяще проваливаются.

- Почему?

- Сейчас надо, чтоб фильм был в угоду попкорновой публике. В кинотеатрах сидят 70% людей, не подозревающих о духовных радостях. Им особо не нужна логика сюжета, ибо он разговаривает по мобиле, жрет попкорн, уходит за пивом, возвращается - ему нужен парад-аттракцион… Зрители постарше да поумнее в кино не ходят. Им уже противен сам запах попкорнового кинотеатра. 

- У нас почти не осталось больших режиссеров массового кино - как вы, как Рязанов. Или они работают не очень успешно?

- Рязанов теперь совершенно никому не интересен. Любой его фильм провалится в прокате, потому что попкорновой публике нужно попкорновое кино. Поэтому Рязанову нечего даже соваться туда. Так же, как и Говорухину, так же, как и Михалкову. Есть, правда, еще кино арт-хаусное, которое пользуется успехом на фестивалях, и есть кино для поколения советского зрителя. Это мой зритель. Так кому оно нужно, мое кино, спрашивается? 

- А молодые актеры, они так же хорошо подготовлены, как раньше? 

- У молодых актеров подготовка даже лучше, чем раньше. Сегодня ведь так издеваются в училище над актерами, они репетируют с утра до ночи. 

- А 3D вас пугает? Когда вышел «Аватар», все стали кричать: эра кончилась, пришло новое кино.

- Чушь абсолютная. Чем хороши арт-хаусные молодые режиссеры - их 3D никогда не увлечет, они заняты искусством. Тем, чем должно заниматься искусство, - проблемами маленького человека. Свинцовыми мерзостями жизни. Ну проблемой отца с дочерью, мужа с женой… вот долдонили о том, что появилось кино - театр погибнет. Ничего не погибло. Появилось звуковое кино - студенты ВГИКа и по сей день снимают немые этюды. Всегда нормального зрителя будет трогать простая история в живых людях. Но технологии сгубили многие киношные профессии. Исчезли пиротехники, шорники. На «Мосфильме» была шорная мастерская, где шили седла, уздечки, сбрую для всяких конных атак Гражданской войны или «Войны и мира», или «Чингисхана». Сегодня ставят на передний план десять всадников и компьютером их размножают до ста тысяч. Это интересно? Даже дебилы начнут скоро разбираться в кино: это компьютер, а это настоящее. Но все, что настоящее, все будет пользоваться успехом всегда. 

Музы уходят и приходят. И снова приходят

- Вокруг так много молоденьких актрис. Вроде бы и симпатичные, но такие блекленькие, неинтересные. Они себя сознательно доводят до состояния вечного подростка? Наверное, общество сейчас полюбило такой образ?

- Это все началось еще в начале прошлого века, когда в мир модельного бизнеса пришли люди определенной сексуальной ориентации. И им, конечно, хотелось видеть женщин, похожих на мальчиков-подростков… Но на этом фоне еще больше бросались в глаза какие-нибудь там Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро - они сразу выделялись из общего ряда. Наша Наташа Гундарева вот. Женственна, очаровательна. Доронина. А вот появилась Света Ходченкова, которая себя, несмотря на мои предупреждения, решила вернуть в стадо, быть как все - чтобы не было ни груди, ни задницы… 

- Светлана дебютировала в вашем фильме «Благословите женщину» - вы ее сразу взяли?

- Сразу взял. Она меня вполне убедила. Ей было 19 лет, а она играла 40-летнюю женщину. И мы ее почти не гримировали. То есть она внутренне превратилась в 40-летнюю. Я очень рисковал, беря 19-летнюю девочку на такую роль. А теперь она решила стать как все. Я ей сказал, что она пропадет. Ее будут снимать, но настоящей артисткой она не станет, а уж звездой - тем более. Раньше она обладала такой фактурой, которую на актерском рынке не так легко было встретить. Но она очень изменилась внешне.

Нынешняя муза режиссера Аглая Шиловская (на фото слева) очень похожа на предыдущую - Светлану Ходченкову.

- Сейчас вы со Светланой Ходченковой как-то общаетесь? 

- Нет. Я ее подряд снял в двух картинах, но и только. А интеллектуальный разговор с ней вести очень сложно. Читать она не любит.

- А говорили, что она ваша муза.

- Муза - это что, с которой спят или что? Обидно, конечно, когда актриса не послушала и ушла и, может, загубила свою карьеру. 

Хотя вот сейчас я открыл звезду новую. Ей было на съемках 16 лет. Сейчас - 17. Она одна такая. 

- Она тоже фактурная, особенная? 

- Да. Это внучка Всеволода Шиловского Аглая Шиловская. Замечательная артистка, прекрасно играет на фортепиано, на флейте, замечательно поет. Хорошая драматическая актриса... Но она вынуждена следить за собой, потому что ей необходимо. Вот ей - как раз да. Она мне очень нравится, я просто влюблен в нее. Мы как папа с дочкой существуем.

- То есть она предрасположена к полноте? 

- Вполне возможно. 

- Можно сказать, что это будет новая муза вашего творчества?

- Можно, да. Но она не пропадет и без меня, ее уже дерут на части. Я пока ей запретил сниматься в дребедени…

«Тарелкой могу кинуть»

Во время нашего разговора к нам подошла жена Говорухина Галина и спрашивает: «Ну как вы тут?» «Ничего, нормально, я тут вот пока… с девочками…» - отвлекается Станислав Сергеевич от разговора и переводит глаза на жену. «Слава, я в такой цветник даже не посмею сесть», - хохочет Галина и направляется к столику неподалеку. «Мы работаем!» - универсально реагирует ей вслед мэтр. А мы, естественно, спрашиваем:

- Станислав Сергеевич, вы с женой давно вместе?

- Да не очень. Всего-то 44 года. 

- Расскажите, как 44 года продержаться с мужем-режиссером?

- Я не знаю как. Но в браке один всегда терпимее другого. У нас вот Галя терпит.

- А дома вы очень требовательный?

- Ну как сказать… Не ругаюсь, не бросаюсь мегафонами. По молодости бывало, а сейчас…

- А тарелкой?

- Тарелкой могу.

- А есть у вас перечень требований к жене - что она должна делать? Входит ли в этот перечень обед, например?

- Конечно. Моя жена готовит лучше всех. Я вообще всю жизнь изучаю искусство еды и пития. Но все-таки так вкусно, как готовит она, я никогда не ел. Я даже эссе написал «Записки чревоугодника». Читайте, узнаете много нового. Например, только человек, не понимающий в искусстве еды, может позволить себе есть раков или устриц в июне. Раков и устриц не едят в месяцы, в названии которых нет буквы «р». Май, июнь, июль, август. 

- Было такое, что вы жалели - мол, не ту женщину выбрал.

- Было, конечно. Поругаюсь - жалею. Помирился - снова все нормально. Я думаю, она тоже жалела много раз, хотя говорила наоборот - она мудрая. А я уж не такой положительный. Между прочим, сын у меня от первого брака есть. 

- И в актрис своих вы влюбляетесь…

- Это не мой профиль. 

- Многие режиссеры пишут, что обязательно надо быть влюбленным в актрису, тогда все получается. 

- Ну хотелось бы, чтобы артистка, которую ты видишь все время, тебе нравилась. Вот если попал, то она тебе нравится все больше и больше… Вот как Аглая в моем новом фильме. 

Перечень требований к жене Станислава Говорухина может выдержать только его cупруга Галина. Они вместе уже 44 года.

- Слово «развод» жене говорили?

- Конечно, говорил. Даже и день могу сказать. Все бывало.

«Кто такая Карла Бруни?»

- По кинофестивалю заметно: стали меньше пить. Раньше режиссеры жаловались, что берут актера на роль, а он запивает. Сейчас как?

- Сейчас другая беда. Сейчас не с кем выпить. Ты встречаешь на какой-то тусовке молодого актера или режиссера… а он не пьет! Абсолютно. Это уже такой американизированный характер, когда очень много души и сердца посвящается собственному здоровью. Мне такие люди никогда не были приятны. 

- Но ведь это пришло из Голливуда - вот эта ставка на вечную молодость. И люди перестают пить. Или просто им надо много работать?

- Именно поэтому. Хотя умеренная выпивка не мешает.

- Какого мирового актера могли бы взять в свою постановку?

- Тот, кого бы я взял, уже помер. Жан Габен… Ив Монтан - они к старости стали еще лучше. Лино Вентура, Марчелло Мастроянни. Бельмондо бы взял.

- Это мужчины. А женщины?

- Ну, помню, мне очень нравилась Жанна Моро. Мэрилин Монро никогда мне особо не нравилась… 

- А вы голливудское кино хорошо знаете?

- Абсолютно не знаю. Я смотрю только Вуди Аллена. 

- Он сейчас собирается снимать Карлу Бруни - ответственный шаг.

- Если бы я знал, кто такая Карла Бруни.

- Это жена президента Франции - Саркози.

- Да-а-а?

- Она не актриса, а скорее топ-модель ну и первая леди Франции.

- Девчонки, ну нельзя быть такими обезьянами. Всемирно известная женщина! Спроси эту Карлу, знает она, как зовут жену президента России. Наверняка нет. А мы уж должны знать, как зовут жену Саркози. И обязательно должны знать, как зовут жену президента Америки.

- Тут немного не так - Бруни стала известной как топ-модель гораздо раньше, чем мы узнали, кто такой Саркози.

- Ну модели эти… Я и артисток-то не знаю западных.

«Я как старый башмак!»

- Мы вот все про новое кино говорим, про новую систему финансирования, а вы-то как живете? Вписались в новую игру?

- Да у меня одна проблема - башмаки нормальные невозможно найти! Жизнь человека проходит либо в постели, либо в ботинках. Ботинки играют существенную роль в моей жизни. Но они сейчас или обрубленные, или лапти, или немыслимого цвета, или крокодиловая кожа. А традиционных башмаков не существует нигде - ни во Франции, ни в Германии, а в России тем более. Только выпендреж собачий. Я - как свои башмаки, такой же. Старый башмак… Как мне невозможно сейчас найти нормальную английскую обувь с рантом, нормального цвета, без всяких загибонов, точно так же мне трудно устроиться в этой новой жизни с ее новым искусством. Но я же не могу сказать, что живу хуже, чем раньше - при советской власти.

- Это, кстати, проблема многих людей - они живут лучше, чем при советской власти. Но не чувствуют нужности...

- Эта загадка остается загадкой. Как в стране жесточайшей цензуры, при жестоком тоталитарном режиме существовали великая литература, великий театр и великий кинематограф. Я не говорю про балеты всякие. А когда все стало можно и полная свобода, нет ни театра, ни кино, ни литературы. 

- Перестройка, с одной стороны, принесла как бы свободу. С другой стороны, возможно, художникам и нужно было преодолевать какой-то барьер. В чем дело?

- Искусство ни в какой стране без цензуры не живет. Только это могут быть нравственные или религиозные ограничения. Цензура - это берега у реки. Представьте себе реку без берегов. Все растечется. И появляется болото. В этом болоте ничего не может вырасти. А тогда рождались шедевры. 

- А действительно наши актеры до кризиса зарабатывали по семь тысяч евро в день?

- Может, масштаба Володи Машкова. Я никому не платил столько.

- Даже у Абдулова не было такого гонорара?

- Нет. У нас он вообще получал очень мало.

- И как он согласился?

- Ну мы же дружили. Я звоню ему: «Саша, есть роль для тебя со словами. Насчет денег не знаю, может, вообще ничего не заплатят. Согласен?» «Да». Только с Абдуловым я мог так поговорить. А с другими - только шутя. 

- Сейчас актеры цены заламывают за свое участие в ваших фильмах?

- Бывало. Я говорю продюсерам: «Пошлите его в ж...у».

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА и Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ.