Еще до выхода ленты сериал вызвал множество противоречивых споров, и, безусловно, все сравнивают две ленты и двух Штирлицев. Мы попросили артистов, сыгравших в старом, ставшем классикой фильме «Семнадцать мгновений весны» и исполнителя главной роли в новом сериале поделиться с нами впечатлениями о картине.
Элеонора ШАШКОВА, киношная жена Исаева в «Семнадцати мгновениях весны»: «Я бы влюбилась в молодого Штирлица!»
- Мне кажется, выбор Даниила Страхова на роль молодого Исаева удачен. Актер внешне похож на Вячеслава Васильевича: та же фактура, тот же типаж. Красив. Геройские черты лица, располагающий облик. Причем красота, соответствующая теме картины. Если бы взяли голубоглазого высокого блондина, было бы не то. А тут полное попадание в образ. В Данииле чувствуется мужское начало, интеллигентность, мужественность, сдержанность. По-моему, и актер хороший.
- Ваша героиня влюбилась бы в такого?
- Безусловно! В такого молодого человека можно влюбиться. И вообще этот актер - мой тип мужчины! А вот юная невеста Исаева, увы, на меня совсем не похожа, нет общих черт. Хотя вроде бы актриса талантливая. Мнения о фильме пока не могу сказать, надо смотреть. Единственное, мне очень жаль, что с Вячеславом Тихоновым ни режиссер, ни актер не переговорили, он мог и обидеться...
|
Реальная жена Даниила Страхова: «Мне очень нравится Тихонов!»
- Мы с Даней вместе уже десять лет, - рассказала актриса Мария Леонова. - Познакомились в Щукинском училище. Потом расставались, а потом поженились и не расстаемся. Мне очень нравился фильм «Семнадцать мгновений весны». Как многие девочки, была влюблена в Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова. Приятно, что сейчас мой муж играет его в молодые годы!
- За каждым успехом мужчины стоит женщина?
- Стоит! (С улыбкой.) Я во всем стараюсь помочь Дане. Будем смотреть «Исаева»!
|
Даниил СТРАХОВ: «Мой герой похож на меня характером»
- В моем характере и в характере моего героя есть что-то общее, - сказал «КП» Страхов. - Я сдержанный человек, закрытый. Мы с Исаевым похожи... Надеюсь, что фильм состоится, его примут зрители.
- Вы показали привлекательного героя, но еще не умудренного опытом. А Тихонов в «Семнадцати мгновениях» более глубокий...
- Исаеву до Штирлица - 20 лет жизни в одиночестве, эти годы работы - в отрыве от Родины, близких - повлияли на характер... Мой герой на 20 лет глупее героя, которого блистательно сыграл Тихонов. Исаев и Отто фон Штирлиц - два разных персонажа, объединенных одной историей, одним автором, одной темой. Это бондиана, но на фоне истории нашей страны...
- Ваш герой супермен?
- Ну все же это не бондиана в чистом виде. Трюков Исаев не выполняет. В первую очередь он думает, и эту мыслительную работу я пытаюсь показать...
|
Олег ТАБАКОВ: «Страхов внешне привлекателен»
- Олег Павлович, вы смотрите новый фильм?
- Только урывками. Нет времени. Из того, что увидел, пока у меня не сложилось мнения. Я мало знаю актера Даниила Страхова. Внешне красивый молодой человек, хорошие внешние данные, а что он нам покажет - надо поглядеть! И надо увидеть полный сериал.
- Вы сыграли в старом фильме. В новый вас не приглашали?
- Нет, не приглашали. У режиссера свое видение, он делает совсем новое произведение, зачем ему отработанный пар?!
- А нам нужен новый Штирлиц?
- Это вообще не разговор - было одно, потом другое. Многое зависит от таланта режиссера, а годится - не годится - это оставим для домохозяек. Право режиссеров экранизировать художественное произведение. Как он это сделал, скажем по финалу показа.
|
Вячеслав ТИХОНОВ: «Другого такого Штирлица, как я, больше не будет»
Актер Вячеслав Васильевич Тихонов смотрит сериал у себя на даче на Николиной Горе вместе с дочкой актрисой Анной Тихоновой. Супруга Вячеслава Васильевича отказалась смотреть новую ленту, считая, что она - пародия на старый фильм «Семнадцать мгновений весны», получивший мировое признание.
- Я даже видеть новую ленту не желаю! - объяснила свою позицию Тамара Ивановна. - И не хочу, чтобы Вячеслав Васильевич по этому поводу переживал! Конечно, ему неприятно, что на славе и успехе его героя фильма Татьяны Лиозновой сейчас кто-то пытается сделать себе новый успех. Это настоящая эксплуатация чужой славы. Хоть режиссер нового фильма и заявляет, что никаких ассоциаций с прежним фильмом быть не должно, но сами-то они эксплуатируют уже созданный до них образ Штирлица в исполнении актера Тихонова. В рекламе используется музыка из фильма «Семнадцать мгновений весны»... Это эксплуатация, и ничего больше!
- Вам не интересно, как играют молодые актеры в новом фильме?
- Нет. Молодые актеры чаще всего снимаются ради денег. Нет никакой душевности в новых фильмах. А до чувств Вячеслава Васильевича им нет дела...
Мы все же дозвонились самому Тихонову, чтобы узнать его мнения. Вячеслав Васильевич болеет, говорить ему сложно, но у него светлая голова и мысли...
- Я смотрю фильм «Исаев». Что ж, пусть появится новый герой - молодой разведчик Исаев. Сейчас делают, что хотят, - задумчиво сказал «КП» Вячеслав Васильевич. - У меня совета никто не спрашивал. Новый актер ко мне не обращался.
- Думается, другого такого, как вы, Штирлица нет!
- И не будет!
- Вам нравится новый фильм?
- Говорить рано.
- Нам нужен новый фильм о разведчике Исаеве или достаточно было «Семнадцати мгновений»?
- То, что уже сделано нами (фильм «Семнадцать мгновений весны». - Прим. ред.), полюбили зрители. Полюбит ли зритель новый фильм - решать зрителю! Я стою на позиции, что не надо повторять чужой успех. Можно делать что-то свое, новое. А молодое поколение чего-то все делает, используя старое.
- Вячеслав Васильевич, говорят, вы дружите с актрисой Элеонорой Шашковой, сыгравшей вашу жену в «Семнадцати мгновениях»?
- Да. Мы с ней созваниваемся, общаемся! (Оживившись.)
- Что бы вы пожелали Даниилу Страхову и режиссеру?
- Ничего не пожелаю... Моего мнения никто не спрашивает. Мое время на исходе. Поздно. Я доживаю, я одинок... Останутся мои работы. Фильм «Семнадцать мгновений весны»...
|
Татьяна ЛИОЗНОВА: «Продолжения редко бывают удачными»
Мы дозвонились режиссеру «Семнадцати мгновений весны» Татьяне Михайловне Лиозновой. В свое время «Комсомолка» много помогала Татьяне Михайловне (режиссер сильно болела), и потому в первую очередь мы поинтересовались ее самочувствием. Оказалось, недавно Татьяна Михайловна пережила сложнейшую операцию (у нее была опухоль головного мозга), фактически была на грани жизни и смерти и все же выкарабкалась и сегодня проходит реабилитацию. Татьяна Михайловна - человек с железным характером и громадной силой воли, она учится ходить, ожидая восстановления речи, сейчас читает «Онегина» и учит наизусть Пушкина.
Ее близкие рассказали нам, что Татьяна Михайловна была очень недовольна, что режиссер Урсуляк решил снимать фильм о молодом Штирлице. Урсуляк обращался к Лиозновой за советами, и Татьяна Михайловна со всей своей прямотой и бескомпромиссностью заявила, что возражает против создания нового фильма.
- Татьяна Михайловна, говорят, режиссер Урсуляк советовался с вами перед созданием новой ленты о молодых годах Штирлица?
- Нет. Я не знаю такого режиссера. Ни одной его картины не видела. Но новый фильм «Исаев» будут смотреть зрители, потому что многие любят «Семнадцать мгновений весны». На то и рассчитано!
- Как, на ваш взгляд, актер Даниил Страхов в роли разведчика Исаева?
- Мне он кажется плоским, но надо смотреть всю картину до конца, чтобы давать комментарии.
В моем фильме ВСЕ актеры играли прекрасно. И вообще не припомню, чтобы фильмы, идущие следом за теми, которые снискали у зрителей громкую славу, получались лучше прежних. Но, повторяю, говорить, состоялась ли картина, пока рано. Я посмотрела первые серии и пока ничего не поняла. Рано делать выводы...
- А вы с Вячеславом Тихоновым поддерживаете отношения?
- Нет.
ПРИСТРАСТНАЯ ОЦЕНКА
Ольга СЕМЕНОВА: «Я имела счастье сняться в этой картине»
Живущая в Париже дочь писателя Юлиана Семенова довольна тем, как экранизировали романы ее отца
- Я с нетерпением ждала премьеры - смотрю фильм по спутниковому каналу из России, - рассказала «КП» Ольга Юлиановна.
- Что скажете об игре Даниила Страхова - таким видел будущего Штирлица ваш отец?
- Это очень талантливый артист. Выбор его Сергеем Урсуляком на главную роль вполне оправдан. Он прекрасно воплощает образ молодого Исаева.
- Заслуга режиссера налицо?
- Безусловно! Урсуляк - потрясающий режиссер! Но, знаете, кинематографисты говорят, что нужно три условия, чтобы получился хороший фильм: хороший сценарий, опять хороший сценарий и еще раз хороший сценарий. А для него нужна добротная проза, положенная в основу повествования. В этом плане Урсуляку было к чему приложить руку.
- А если сравнить «Исаева» с «Мгновениями»?
- Ну это же абсолютно другой фильм. И эпоха другая. Режиссер демонстрирует нам новое прочтение Семенова: уважительное и талантливое. Никаких разочарований у нашей семьи нет.
- Вас приглашали в Москву на просмотры или премьеру?
- Вообще-то я имела счастье сняться в этой картине. Правда, в эпизодической роли - сыграла там революционерку со стажем. Тряхнула вот стариной: у меня первое образование актерское. Но не знаю, в какую часть картины этот эпизод попал после монтажа. А так я на постоянной связи и с продюсерами, и вот с Сергеем Урсуляком недавно общалась.
- Нет ли у вас искушения после дебюта в кино вернуться на сцену?
- Нет, я сейчас много пишу. Вышла несколько лет назад в ЖЗЛ моя биографическая книга о Юлиане Семенове. Потом опубликовала двухтомник папиных архивов, куда вошла и переписка отца, в том числе и с Андроповым. Закончила книжку о повседневной жизни парижан. Есть и другие литературные проекты для издательства «Молодая гвардия».
- А жить, несмотря на постоянные связи с Москвой, предпочитаете в Париже...
- Это не вопрос предпочтения. Все мои мысли о России, большинство моих друзей, сестра, мама, все это в России. Все связано с ней. Но раз муж у меня не россиянин, то я живу в Париже. Это не мешает сохранять крепчайшие связи с моей Родиной. И быть в этом смысле счастливой.
Олег ШЕВЦОВ. Париж.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
«Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют...»
Максим Исаев и другие бравые чекисты ведут неравный бой с белогвардейской сволочью за свободу мирового пролетариата. И у них это здорово получается. Но перед этим на телеэкранах вышел сериал «Адмиралъ». Там благородный адмирал Колчак и не менее благородный генерал Каппель ведут свою войну уже с красными. И тоже, надо сказать, малоприятными красными... 90 лет прошло, а Гражданская вернулась в телеформате.
- У нас мало идеологии, - уверяют актеры и режиссеры «Исаева». - Наш герой в сомнениях. Он часто задумывается над тем, что происходит и правильно ли ведут себя большевики.
- У нас в сериале сильная линия красных, - это уже от создателей «Адмирала». - Мы не хотели, чтобы все выглядело однозначно...
Как бы то ни было, все это напоминает новую войну - теперь уже за наши представления об истории. И едва ли все это часть чьего-то хитрого плана по завоеванию мозгов. Скорее всего, битва возникла стихийно. В борьбе за рейтинги каналы вынужденно разделились на красных и белых. Вопрос крестьянина в исполнении Бориса Чиркова из кинофильма «Чапаев» «Ты за большевиков аль за коммунистов?» давно уже не стоял так остро.
Два десятка лет без официальной позиции, за кого надо быть - за белых или за красных, - даром не прошли, конечно. Думается, большинству молодых это просто по барабану. Смотрят «Неуловимых» - за красных, «Адмирала» - за белых... Поди их разбери.
В книгах Юлиана Семенова все предельно ясно, с одной стороны. Есть наши. И есть белые. И Исаев (он же Штирлиц) - за наших. И это абсолютно естественно, и по-другому быть просто не может. Представьте себе сомневающегося в правоте своей борьбы Вячеслава Тихонова в «Семнадцати мгновениях весны».
При этом в каждой книге Семенова нет ни слова ликования над братоубийственными победами. Боль и трагедия Гражданской войны описана с пронзительной откровенностью. Без сериального блеска и джеймсбондовского самолюбования. Исаев - патриот, как ни громко это звучит. И он жестокий боец.
Ему нельзя сомневаться, потому что только вера может оправдать жестокость происходящего. Такая же штука и с Колчаком, и с Каппелем. Они не были лапочками. Совсем нет. Жестокость Колчака вообще вошла в легенды, и вовсе не из-за силы советской пропаганды. Из всех белых вождей этот был, пожалуй, самым беспощадным. В том-то и ужас ситуации, что считать, по чьему приказу погибло больше людей, - дело последнее... И, как ни странно, идеологически по-советски выдержанный Юлиан Семенов это понимал, а мы уже не понимаем... Вот яркая цитата из фильма «Пароль не нужен»:
- «Белый», - кто-то говорит тихо, показывая на труп молоденького паренька. Глаза стеклянные, удивленные, чистые, как вода.
- Еще белый.
- Каппелевец.
- Семеновец.
- Наш.
- Белый.
- Наш.
- Хватит, - тихо говорит кто-то, - русские они. Русские».
Впрочем, призыв принимать историю как она есть - не деля на наших и ненаших, - тоже не работает. Это было бескомпромиссное время - и в наше время сплошных компромиссов и политкорректности понять его почти невозможно. А принять одну из позиций не получается, да и не надо совсем... Остается только следить: кто же побеждает по рейтингам - красные или белые....
Старшее поколение помнит, что тогда, в Гражданскую, еще и зеленые были - махновцы разные, анархисты, «крестьянские республики»... В фильме «Адъютант его превосходительства» у них даже лозунг был - «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют...» Зеленые...
Павел САДКОВ.