Внезапная смерть Григория Горина 10 лет назад потрясла всех. В марте 2000-го он отметил 60-летие, постоянно работал, строил планы. За несколько дней до смерти закончил работу над пьесой «Шут Балакирев» для «Ленкома». Но вдруг не выдержало сердце. Накануне печальной даты своими воспоминаниями о Григории Горине поделился его друг и соавтор, художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров.
- Горин был совершенно уникален для нашей страны, в нем сочетались таланты писателя, сатирика и драматурга, - признается Марк Анатольевич. - Вы найдете немного примеров в мировой истории, когда один и тот же человек мог написать и рассказ, и пьесу. И главное - чтобы и то и другое получилось одинаково хорошо.
- Ваше сотрудничество с Григорием Израилевичем началось с уже ставшего легендарным спектакля «Тиль» в «Ленкоме». Почему Горина заинтересовала история швейцарского стрелка, а не какая-нибудь актуальная история из жизни современной ему страны?
- У каждого драматурга есть темы, которые ему даются лучше всего. У Гриши это были истории давно минувших дней. Думаю, у него была вполне сознательная тяга к нездешней жизни. И его можно понять - Горин ведь вырос в Кузьминках, много лет прожил в коммунальной квартире. И актуальные современные истории коммунальных склок каждый день происходили у него на глазах. Ему неинтересно было описывать их ни в начале своего творческого пути, ни потом. Но у Горина был безусловный дар - он брал старую историю и наполнял ее современным подтекстом. И всем было сразу понятно: и «Тиль», и «Убить дракона», и «Тот самый Мюнхгаузен» - это не про героев в исторических костюмах, а про нас.
- У него был еще один удивительный талант - к его иносказаниям почти не придиралась цензура. Только, пожалуй, в случае с фильмом Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», к которому Горин писал сценарий, возникли серьезные трения с чиновниками. Как он пережил тот момент?
- Знаете, Гриша был очень самоироничным, и это всегда ему помогало. Поэтому его не надломили бесконечные правки и купюры в сценарии этого фильма. Он понимал, что драматург должен работать в любых условиях. И все трудности с «Гусаром» он старался обратить в шутку.
- В повседневной жизни ему это умение тоже помогало?
- Да, но неправильно думать, что Горин все время шутил и балагурил. Большую часть времени он был серьезным человеком. И я его за эту серьезность очень ценил. Еще за прямоту. Мне Гриши сейчас очень не хватает. Он ведь был последним, кто мог подойти ко мне после спектакля или репетиции и сказать: «Марк, ты что, дурак? Как тебя угораздило сделать такую гадость и пошлость?» А сейчас так может сделать только моя жена. Да и то она меня старается щадить...
В ТЕМУ
Три самых известных афоризма Григория Горина