Прошел ровно год, с тех пор как умер Олег Янковский. Его смерть стала шоком для его поклонников и близких. Сам Олег Иванович, очевидно, не ожидал, что недуг победит так быстро. И не оставил после себя книги мемуаров, хотя в нескольких интервью говорил, что собирается такую написать. Но через несколько месяцев после смерти актера биографическая книга «Улыбайтесь, господа» все-таки увидела свет благодаря издательству «Зебра». Его редакторы собрали и обобщили несколько десятков бесед Олега Ивановича с самыми разными людьми - от друзей до журналистов. И обычно недосягаемый Янковский вдруг открылся с новой стороны. В этой книге нет пикантных признаний и скандальных откровений. Зато в ней есть главное - размышления актера о себе и о времени, в котором ему довелось жить. С разрешения издательства «Комсомолка» публикует отрывки из этой книги.
«НУЖНО УМЕТЬ СОДЕРЖАТЬ СЕБЯ ВНЕШНЕ»
В нашей профессии судьба почти всегда предоставляет тебе разные возможности. А вот воспользоваться ими и тем более задержаться на высоте, которой достиг, бывает сложно. И это от самого актера зависит, как ты себя содержишь. Потому что, например, в отношениях наших со зрителем тайна должна быть. Если совершенно себя рассекретить, то иногда и не хочется идти за таким актером, партнером... Свое душевное состояние - а оно у человека, и у артиста тем более, не всегда бывает хорошим по разным причинам - я пытаюсь на публику не выносить. О том, что у меня на душе, знают только мои близкие...
Все в тебе зависит от внутреннего вкуса: нужно уметь себя содержать даже чисто внешне. А то зритель встретит артиста на улице и будет потом говорить: «Видел Янковского. Господи, как он ужасно выглядит!»
ОБИДЧИКОВ ВЫЧЕРКИВАЛ ИЗ ЖИЗНИ
Я достаточно обходителен и дипломатичен, но если меня задеть всерьез, навсегда вычеркиваю обидчика из своей жизни, он перестает для меня существовать. Настоящих предательств, к счастью, я видел мало, а вступать в выяснение отношений из-за мелочей - не мой стиль. Жалко на разборки жизнь тратить.
Я знаю себе цену: это необходимое условие для того, чтобы хорошо, честно работать в профессии... Хотя моя актерская судьба развивалась поступательно, да и я на многое не рассчитывал. Молодому артисту из провинции вырваться в ведущие актеры кино и одного из лучших московских театров - об этом же и мечтать невозможно! Я всегда помню, что мне очень повезло: более чем реален был совсем другой вариант моей судьбы - таких вариантов я видел немало.
Неправда, когда актеры говорят, что популярность неприятна. Обожание публики очень приятно для артиста. Просто к нему надо разумно относиться, потому что оно, честно говоря, страшный наркотик, который может изуродовать человека неподготовленного... Мне кажется, я с собственной популярностью как-то совладал.
О РЕКЛАМЕ С АРТИСТАМИ
|
Был еще неприятный для меня момент. Какие-то слишком деловые люди вставили кадры из «Мюнхгаузена» в ролик фирмы, производящей бытовую технику. Разумеется, никто и не подумал поинтересоваться моим мнением на этот счет. У меня ведь нет никаких прав. Фильм принадлежит телевидению, оно вольно распоряжаться архивом по собственному усмотрению. Поэтому формально придраться не к чему, а моральная сторона... Скажите, кто сейчас на это обращает внимание? Правда, пошел слушок, мол, Янковский недоволен, как использовали его имя, и тогда ко мне обратились юристы: некая фирма приглашает вас на переговоры. Я отказался: о чем мне говорить с ними? Наверное, предложили бы в порядке компенсации микроволновую печку или кухонный комбайн... Просил об одном: поскорее уберите с экранов эту рекламу. Никто, конечно, ничего не снял, крутили по всем каналам, пока оплаченное в эфире время не вышло.
Трудно представить в рекламе академика Лихачева, например. Или Булата Окуджаву, или Иннокентия Смоктуновского... Я ни в коей мере не сравниваю себя с ними, нарочно привожу такие примеры, несовместимые с торговлей своим лицом и именем. Наверное, было бы грустно видеть и Юрия Никулина с пылесосом. А раньше меня огорчало, когда на модных сумках, продающихся в палатках провинциальных рынков, появлялись цветные портреты артистов. Мне было больно за некоего одаренного человека, чьи аляповатые изображения мелькали на кустарных изделиях. Могут возразить: при чем же здесь артист? Ведь его наверняка не известили о выпуске этой продукции. Но, с другой стороны, ведь не рисовали же на мешковине лицо Ульянова или Любшина? Значит, «оригиналу» - при всей непричастности - есть о чем задуматься.
ПОЧЕМУ НЕ ПОПАЛ В ГОЛЛИВУД
К большому сожалению, у меня нет языкового образования, и это сказывается на количестве моих работ на Западе. Если бы я знал английский в совершенстве, то все сложилось бы у меня по-другому и на международном рынке. Я много картин играл на английском и на итальянском. На английском - «Цареубийцу»... правда, с акцентом. Если бы у меня был блестящий язык, конечно, я снялся бы в Голливуде, приглашений поступало много. Но американцы, например, не позволяют, чтобы роль за тебя озвучивал другой актер. Студенты в наших театральных вузах должны как следует учить языки. Говорю это исходя из своего опыта. Хорошие примеры, когда знание языка помогло актерам реализоваться, уже есть. Конечно, я не противопоставляю российское искусство западному. Например, посмотрел я «Титаник» - «самый популярный фильм всех времен и народов». Это продукт индустрии, который лишний раз подтверждает то, что мы не успели сделать за эти годы в смысле техники. Казалось бы, странная вещь - расчет на успех века сделан на материале о страдании,
на трагедии... Это такой мощный фокус, как у Копперфилда, но к искусству это отношения не имеет. Искусство - вещь проникновенная, тихая. И романтический героизм Мюнхгаузена, который улыбался, поднимаясь по лестнице, и говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» - зная наверняка, что сейчас погибнет, мне интереснее, чем героизм Шварценеггера.
КСТАТИ
Теперь каждый год будут вручать премию имени Янковского
Артисты театра «Ленком», с которыми работал Олег Янковский, придут сегодня помянуть его на Новодевичье кладбище
Семья Олега Янковского в течение года хранит траур: от любого общения с прессой резко отказывается. Вдова актера Людмила Зорина собиралась после смерти мужа уйти из «Ленкома». Уговорил ее остаться худрук Марк Захаров.
- Прошел год, как Янковского не стало, и сейчас особенно остро чувствуешь, как театру его не хватает, - признался Марк Захаров. - Хотя у нас есть и талантливая молодежь, и артисты среднего поколения. И все-таки уход Янковского - ощутимая потеря. Только теперь я стал понимать, что Мюнхгаузен - одна из важнейших ролей этого актера. Раньше я так не думал, хотя и являюсь режиссером этого фильма. Просто со временем стало ясно: именно там открылся масштаб его дарования как киноактера. А в театре Янковский мне очень нравился в образе Треплева в «Чайке». Воспоминания у меня и грустные, и счастливые одновременно, потому что мне повезло работать с таким выдающимся человеком.
31 мая в Музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет церемония вручения премии Олега Янковского. Кто станет ее первым лауреатом, до сих пор неизвестно. Его имя знает только семья Олега Ивановича, которая и будет ежегодно выбирать лауреата. Однако Филипп Янковский рассказал нам, что в последних беседах, незадолго до ухода, Олег Иванович говорил ему о людях, сыгравших важную роль в его жизни. Их-то и наградят премией.
Наше предположение, что первым лауреатом премии Янковского станет Марк Захаров, не лишено оснований. Народ полюбил Янковского и узнал как киноактера в первую очередь благодаря фильмам Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». Кроме того, актерская судьба Олега Янковского неотделима от «Ленкома». Он посвятил себя этому театру, после того как приехал в Москву из Саратова. И прослужил в нем рядом с Захаровым много десятилетий...
Анастасия ПЛЕШАКОВА