Загрузить еще

Кровь Пугачевой и коготь Ротару

Чтобы подогреть интерес к проходящему без особого ажиотажа «прощальному» туру Аллы ПУГАЧЕВОЙ, некоторые СМИ в последнее время усиленно пытались убедить публику, что круче Аллы Борисовны на нашей эстраде никого не было, нет и не будет. Так, в ряде материалов смаковались подробности ее соперничества с Софией РОТАРУ и победа приписывалась ясно кому. Правда, результаты зрительского голосования оказались для Пугачевой плачевными: 66 процентов отдали голоса в пользу Ротару. Поскольку их отношения за долгие годы изрядно обросли легендами, я решил разобраться: чему верить, а чему - нет. И обратился к самому осведомленному в этом вопросе человеку - известному писателю и кинорежиссеру, первому в нашей стране имиджмейкеру Александру СТЕФАНОВИЧУ. Ему довелось очень близко общаться с обеими суперзвездами. Одна была его женой, а вторая снималась в его фильме в главной роли. 

Нелепые байки

- Не следует думать, - сказал Александр Борисович, - что соперничество двух самых ярких певиц того времени выглядело как драка двух хабалок в туалете ночного клуба. А именно так СМИ подают их отношения. Тиражируют нелепые байки, будто Пугачева, видя по телевизору Ротару, поворачивалась к экрану задом, и тому подобную чушь. Эти отношения были гораздо интереснее. Они с Ротару одного возраста и дебютировали в одно время. Но Пугачева всегда находилась в положении догоняющей. Соня сразу же стала народной любимицей. Завоевала первые премии на «Золотом Орфее» в Болгарии и на Сопотском фестивале в Польше. В 1973 году она получила звание заслуженной артистки, а в 1976 году - народной артистки Украины. Ее концерты проходили в лучших залах страны. А Пугачеву до 1975 года, пока она не спела «Арлекино», вообще никто не знал. Десять лет она гастролировала по сельским клубам. И свое первое звание заслуженной получила только в 1980 году. 

С Соней раньше, чем с Аллой

 - Кстати, с Соней я познакомился гораздо раньше, чем с Аллой, еще когда я снимал свой первый фильм «Вид на жительство». Композитором был знаменитый джазмен Леонид Гарин. Однажды он позвал меня на студию фирмы «Мелодия», где Ротару записывала его песню. Я был совершенно очарован Соней. Юная, стройная, удивительно красивая девушка, с прекрасным голосом и бесконечным обаянием. Леня представил меня как мосфильмовского режиссера, и я сказал ей, что мечтаю снять такую красавицу. Но тогда наше знакомство не получило продолжения. Через пять лет, оказавшись вместе с Аллой в Ялте, я снова столкнулся с Ротару. Тогда Гарин подписал Аллу, меня и поэта Наума Олева прокатиться на теплоходе по Черному морю. Мы должны были провести свои творческие вечера. За это пообещали круиз в хороших каютах.

«Пой, Сонька!»

 - Но когда мы в Одессе сели на теплоход, нас ожидал неприятный сюрприз. Устроители распродали все билеты, и нам вместо «люкса» досталась каюта в трюме. «Зачем так унижаться?!» - подумали мы с Аллой и сошли в Ялте. Сунулись в одну приморскую гостиницу, в другую, но все номера были давно заняты. И тогда Алла, полистав записную книжку, нашла телефон Сони. Мы позвонили ей и попросили помочь. Соня через 15 минут устроила нам «люкс» в лучшей гостинице и пригласила вечером на свой концерт, где объявила публике, что в зале присутствует Пугачева. Алла поднялась на сцену, преподнесла ей букет и поприветствовала Ротару в своей манере: «Ну что ж, пой, Сонька! Ты теперь народная артистка». Мы договорились встретиться и вместе пообедать на следующий день.

Пугачеву могли убить в 1977-м

 - По предложению Сони встреча была назначена в ресторане «Горный ручей» недалеко от Ялты. Соня предупредила, что утром у нее будет телесъемка и она может немного опоздать. Мы прождали час и, не дождавшись, начали обедать без нее и без ее мужа Анатолия Евдокименко. Вдруг раздался громкий рокочущий звук, и над рестораном завис вертолет. Из него высунулась Соня, бросила Алле букет цветов и жестами показала, что присоединиться к нам не может. После чего улетела. Этот эпизод наглядно иллюстрирует не только характер Сони, но и характер отношений между этими звездами. После трапезы мы решили немного погулять в окрестном лесу. Через полчаса вернулись обратно. Вся ресторанная рать бросилась к нам с причитаниями: «Как хорошо, что вы остались невредимыми! Мы не хотели вам говорить, чтобы не портить аппетит, но в этом лесу происходят загадочные убийства. Парочки выходят из нашего ресторана в лес, и их находят мертвыми». Потом маньяка, который убивал людей в этом лесу, поймали.

«Чтобы Ротару повесилась!»

 - Через какое-то время мы с Аллой получили квартиру на Тверской. Я начал заниматься ее дизайном, привлек лучших художников с «Мосфильма». «Ты должен сделать такую квартиру, чтобы Ротару, когда мы пригласим ее в гости, повесилась от зависти», - в шутку сказала Пугачева. Когда грандиозный ремонт закончился, у меня как раз состоялась премьера фильма «Пена». Мы тогда в первый раз пригласили на Тверскую дорогих гостей: Анатолия Папанова, Леонида Куравлева, Ролана Быкова, Елену Санаеву, Георгия Данелия и других. У Быкова недавно прошел юбилей - 50-летие. Но ни Союз кинематографистов, ни Министерство культуры это никак не отметили. Тогда на премьере «Пены» Алла по моей просьбе вышла на сцену с цветами и сказала: «Пусть эта премьера будет чествованием великого артиста!» Зал встал и устроил Быкову овацию. А Соню в гости мы позвать так и не успели. К тому времени наши отношения с Аллой начали портиться, и вскоре мы расстались.

«Душа» и «Рецитал» - разные фильмы

 - Почему-то укоренилось мнение, что в моем фильме «Душа» изначально должна была сниматься Пугачева и, чтобы отомстить бывшей супруге, я заменил ее на Ротару. Нечто подобное написал в «АиФ» некто Полупанов и даже со ссылкой на мое «признание». К сведению недобросовестных журналистов, не было этого. На самом деле с Пугачевой я начинал снимать совершенно другой фильм под названием «Рецитал». Но в первый же съемочный день произошел грандиозный скандал. Пугачева начала хамить съемочной группе, набросилась на второго режиссера Валентину Ковалеву и разорвала на ней пальто. После этого вся группа отказалась с ней работать. Я поставил об этом в известность директора «Мосфильма» Николая Сизова. «Поступим так, - сказал Николай Трофимович, - работу над этим фильмом прекратим. Но чтобы выполнить утвержденный наверху план, «Мосфильму» нужен музыкальный фильм с популярной певицей. Если ты, Стефанович, не снимешь его, то больше в кино не работаешь. Я об этом позабочусь».

Сегодня 61-летняя ПУГАЧЕВА сошла с дистанции, а 62-летняя РОТАРУ еще продолжает забег.

Ротару скандалы не нужны

 - «Что будем делать?» - спросил я Александра Бородянского, с которым мы писали сценарий «Рецитала». Мы начали перебирать певиц, с участием которых можно было бы сделать картину. Первой на ум пришла Ротару. Втайне от всех мы приехали в Ялту, встретились с ней и объяснили ситуацию. Я рассказал, что в первых эпизодах прекрасно снялась Кристина Орбакайте и мне бы хотелось сохранить этот материал. Но Соня ответила: «Мне не нужны разговоры, что я «подсидела» Пугачеву. И уж тем более дочка Аллы не должна играть мою героиню в детстве. Это будет скандал. А мне скандалы не нужны. Я разделяю мнение Сизова. Это должен быть совершенно другой фильм». За две недели мы с Бородянским написали новый сценарий. Если «Рецитал» рассказывал о приходе юной певицы на эстраду, то в «Душе», наоборот, речь шла об уходе со сцены знаменитой эстрадной звезды. Между тем в Москве Пугачева продолжала скандалить. Явилась к Сизову и потребовала, чтобы съемки были продолжены, а меня отстранили. Сизов в ответ показал ей пункт в ее договоре со студией: это она «снимается в фильме режиссера Стефановича», а не наоборот.

Игра на контрастах

 - Соня призналась, что в фильме ей хотелось бы предстать в новом для зрителей образе. Она знала, что я приложил руку к созданию образа Пугачевой, и сказала: «Попробуй, Саша, у тебя это получается». Раньше мы с Пугачевой радостно потирали руки, когда Соня появлялась на ТВ с «гражданским» рэп-хитом Давида Тухманова: «Я, ты, он, она, вместе - целая страна». На контрасте с этим Алла пела «исповедальную» песню Александра Зацепина: «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу». А экстравагантные балахоны Пугачевой, пошитые Вячеславом Зайцевым, резко контрастировали с расшитыми народными узорами платьями Ротару. Теперь мне предстояло противопоставить разбушевавшейся на сцене Алле элегантную и современную красавицу Соню. Я предложил ей кардинально сменить прическу и наряды. Подрезать и слегка начесать волосы по последней моде. Сменить длинные юбки на подчеркивающие фигуру обтягивающие брюки и т.д. Мы поработали над макияжем, отрепетировали более резкую манеру сценического поведения. И Соня предстала совершенно новой. 

Полностью материал читайте в "Экспресс Газете" от 22 апреля