«АХЕДЖАКОВА МЕНЯ ПРОСТИЛА»
Перед выходом на сцену Гафт был сердит и простужен, пил в холле дорогого днепропетровского клуба, где проходило выступление, минеральную воду и не был расположен к задушевным разговорам. Поэтому мы начали издалека, с детства…
- Валентин Иосифович, правда, что в школьной самодеятельности вы играли исключительно женские роли?
- Правда! Ведь школа у нас была мужская, а кому-то же нужно было играть женские роли, вот я и играл. Например, роль невесты в «Предложении» Чехова, по-моему, является наивысшим моим достижением в искусстве. Помню, играл в пышном парике, волосы постоянно лезли в рот, но я не замечал этого. К тому же моя любовь к самодеятельности еще была обусловлена тем, что благодаря ей я прогуливал уроки.
- Когда признались родным о желании стать артистом? Или стеснялись?
- Стеснялся, конечно! Поэтому и поступать решил втайне от всех. Подавал документы и в Щепкинское училище, и в Школу-студию МХАТ. Но до этого никому не признавался…
- Вы еще известны как мастер эпиграмм. Говорят, как-то вы написали эпиграмму: «Артистка Лия Ахеджакова всегда играет одинаково». А когда она обиделась, пришлось уточнять: «Одинаково хорошо»…
- Ой, как у вас все перепутано! Эпиграмма звучала так: «Нет, совсем не одинаково играет Лия Ахеджакова. Но доходит не до всякого то, что все не одинаково!» И обиделась ее мама, а Лиечка сразу простила меня, у меня с ней хорошие отношения.
- Слышала, ваши эпиграммы выходили отдельным изданием?
- Недавно на вокзале в Питере смотрю - продается книжечка «Гафт. Эпиграммы». Думаю: вот интересно! Открываю, действительно - две мои, а сорок - чужие. А потом говорят: «Гафт - злой, и эпиграммы его такие же». А я к ним не имею никакого отношения…
|
«МАСТЕР…» ЮРИЯ КАРЫ СКОРО ВЫЙДЕТ НА ЭКРАНЫ
- Вы играли у Владимира Бортко в «Мастере и Маргарите» не только Каифу, но и «человека во френче». Эту роль для вас сам Бортко написал?
- Ой, ужасная картина, я себя очень не люблю там. Во время съемок, во-первых, чувствовал себя приблизительно так, как сегодня: заболел, поэтому снимался всего три дня. А во-вторых, у Булгакова ведь никакого сотрудника НКВД, «человека во френче», нет. Да, режиссер сам написал мне эту роль. Но если бы это была роль такого уровня, как Воланд, которого я сыграл лет 15 назад в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары!.. Тот фильм в свое время не вышел по непонятным обстоятельствам, его показали только один раз в закрытом режиме во время Московского кинофестиваля. Но недавно его отыскали, восстановили, и он уже скоро выйдет на экраны.
А постановка Бортко мне очень не нравится, не хочу даже про нее говорить…
- У актеров много мистических предрассудков, связанных со съемками и постановками «Мастера и Маргариты». А вы не побоялись сняться дважды…
- Признаюсь, странные вещи действительно происходили со мной, когда я оба раза снимался в «Мастере…», но мне не хотелось бы о них рассказывать. Я считаю, что последовавшие после съемок события, скорее всего, совпадения. Хотя... Когда мы снимали сцену на Патриарших, то в перерыве я вдруг вспомнил знакомую, которая живет в доме, расположенном возле прудов. Мы уже много лет не виделись. Я смотрел на ее окно, перебирал в памяти наши встречи... А на следующее утро она разыскала номер моего телефона, позвонила и спросила: «Ничего не случилось? Мне сегодня всю ночь снилось, что ты витал надо мной…»
«НЕ ЛЮБЛЮ «ЧАРОДЕЕВ» - СПЛОШНОЕ КРИВЛЯНИЕ»
- Вы играли в фильме «Чародеи». А думали когда-то над тем, какое желание загадали бы, имей в руках волшебную палочку?
- Не люблю я эту картину - сплошное кривляние. У Стругацких «Чародеи» написаны гораздо интереснее. А волшебной палочки нет и не может быть… Волшебная палочка - это твой ежедневный труд, то, что ты сделал для людей.
- Вот вы «Чародеев» критикуете, «Мастера и Маргариту»… К картинам Рязанова у вас нет претензий?
- А картины Рязанова - это как хорошее вино, с годами становятся только лучше. Они всегда живые! Всегда будто вчера снятые!
ВЛЮБИЛСЯ В ОСТРОУМОВУ, НО ВСТРЕЧАТЬСЯ НАЧАЛИ ЧЕРЕЗ 17 ЛЕТ
- Вы рассказывали, что в вашу нынешнюю супругу, Ольгу Остроумову, влюбились еще на съемках «Гаража» Эльдара Рязанова. Но тогда она была замужем. Однако муж - не стена, можно и подвинуть. А вы не стали…
- Муж-то - не стена, но ведь у нее был маленький ребенок, и она была счастлива в браке. А вот в 1996 году (через 17 лет после съемок «Гаража»! - Ред.), когда узнал, что Ольга давно подала на развод, я специально пришел на вечеринку, на которой, мне стало известно, она будет, и взял ее телефон... Но перед этим я увидел ее по телевизору, и в душе возникло какое-то уверенное чувство.
- Как получилось, что ваше имя вообще не мелькает в желтой прессе?
- Ну и слава богу, я так не люблю эти все тусовки, вообще никуда не хожу. А вот когда в Днепропетровск приезжаю, то здесь с журналистами разговариваю, а так - нет.
- А что вы больше всего цените в женщинах?
- Женщина - это великолепное существо Божье. Конечно, ценю сочетание внешнего и внутреннего, чтобы не какая-нибудь там модель-идиотка. И вот у меня такая жена, в которой мне нравится все.
- Правда, что вы с супругой общаетесь на Вы?
- Да ничего подобного! (Смеется.) На Вы не в буквальном смысле, но внутри на Вы, потому что уважаем друг друга. Мы вообще мало говорим слов, тем более о работе. Взаимное профессиональное восхищение отсутствует, слово «артист» является оскорбительным, и больше мы смеемся над тем, что мы делаем.
- А как вы отдыхаете?
- Один. Как угодно, но отдых - это когда ты один.
Самые известные фильмы с участием Гафта:
|
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Валентин Иосифович ГАФТ родился 2 сентября 1935 года в Москве в еврейской семье выходцев из Полтавской области. Закончил Школу-студию МХАТ, служил в Театре им. Моссовета и в Театре на Малой Бронной. С 1969-го - актер Театра «Современник».
В кино дебютировал в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте». Женат на актрисе Ольге Остроумовой.