28501
0
Загрузить еще

Последние слова Валентины Толкуновой родным: «Вы - семья. Дружите и не забывайте друг друга» [ВИДЕО]

Последние слова Валентины Толкуновой родным: «Вы - семья. Дружите и не забывайте друг друга» [ВИДЕО]
Фото: Валентина Толкунова считалась идеалом русской женщины - красивая, скромная, душевная....

Валентина Толкунова умерла утром в понедельник. Она знала, что это случится, и мужественно готовилась: пригласила священника провести обряд соборования, позвала родных... О великой певице вспоминает бывшая жена ее брата Виолетта.

НЕ ПРИЗНАЛА В НЕЙ ЗВЕЗДУ

- Мы познакомились с Толкуновой, когда я была участковым врачом, - рассказала нам Виолетта Толкунова. - Пришла как-то на вызов к Вале. Для меня пациенты были просто пациентами, об их званиях я не задумывалась. Осмотрела ее и села выписывать больничный лист, поинтересовавшись, мол, как ваша фамилия. Она мне говорит: «Толкунова». «А имя-отчество?» - спрашиваю. Валюша удивилась. Наверное, она подумала, что я из глухой деревни, потому что шел 74-й год, Толкунова уже была мегазвездой. А я в скромной девушке в ситцевом халатике не признала звезду. И когда спросила, мол, где вы работаете, у Вали от удивления глаза стали как блюдца!

Так мы и подружились. Как-то пришла к Вале на вызов, а там ее брат Сережа. Позже мы поженились. Почти одновременно с ней родили детишек: я - дочь Женю, а Валечка - сына Колю (от второго брака с журналистом-международником Юрием Папоровым. - Ред.).

Наша дружба продолжалась до ее последней минуты, несмотря на мой развод с Сережей. Валечка устраивала крестины всех детей нашей с Сережей дочки Жени. А еще 26 января была на моем дне рождения...

Второй муж певицы Юрий Папоров.

- Валентина ведь до последнего не говорила о своем недуге?

- Она о болезнях никогда не говорила. Валя принимала участие в наших болезнях, навещала меня и свою мать в больнице, а о своих проблемах не любила говорить. В последние дни у Вали было улучшение, врачи готовы были ее выписать уже на следующей неделе.

- А кто из близких был рядом с Валентиной Васильевной?

- У Вали было два официальных мужа - покойный композитор Юрий Саульский и журналист, дипломат Юра Папоров. Юра, слава богу, жив. У них было непонимание когда-то, но потом все наладилось, они не разводились. И в последнее время были вместе. Юра, как узнал о смерти Вали, сразу поехал поддерживать ее маму Евгению Николаевну. Юре очень тяжело. А маме каково? Ей же 84 года! Матерям тяжелее хоронить своих детей. Но она держится...

- Извините за такой вопрос, все-таки в результате чего наступила смерть? Сердце или онкология?

- Сердце остановилось. Сейчас же перепады погоды, да и онкология никого не жалеет. Врачи честно боролись, но не вытянули. Хуже ей стало в Могилеве на недавних гастролях - там и сердце начало отказывать, и давление поднялось сильно... Да и от химиотерапии Валя в последнее время отказалась...

ПОХОРОНЯТ НА ТРОЕКУРОВСКОМ

- Отпевать Валечку будут утром в среду в ее любимой церкви - в храме Вознесения Господня, где Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. А потом похоронят на Троекуровском кладбище. Так распорядилось правительство Москвы. Хотя мы думали, что на Ваганьковском похоронят.

- Виолетта, какими были последние слова Валентины Васильевны?

- Все верили, что она выйдет из больницы и мы встретимся в мае на ее концерте. Но незадолго до смерти Валя пригласила нас к себе в больничную палату и дала каждому напутствие, попрощалась. Женечке, моей дочери, сказала: «Думай о детишках, береги мужа и мать!» Своей матери, мужу Юре, брату Сергею и сыну Коле она сказала: «Вы - семья. Дружите и не забывайте друг друга. Поддержка близких - это самое дорогое в жизни!» Успела-таки попрощаться с нами.

Хотя сказала, перед тем как мы ушли: «Не переживайте, я скоро выйду...»  

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Певец Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ: «Валюша была такой хохотушкой! И любила анекдоты»

Анна БАЛУЕВА 

Друг легендарной певицы рассказал «Комсомолке» несколько историй из их общей гастрольно-концертной жизни.

ЗАРАЖАЛА ВЕСЕЛЬЕМ

- Валентина всегда мне говорила, что она «баба-мужик». Она сама занималась всеми своими делами и делала это не хуже, чем любой мужчина. Например, когда были проблемы с машиной, сама возила ее на техобслуживание. Она была не только удивительно оптимистичная и сильная, но и очень веселая, компанейская. И потрясающе рассказывала анекдоты. А когда ей рассказывали - хохотала невозможно. И если Валя начинала хохотать, это держись за стул: всех заражала весельем.

84-летняя мама певицы была для нее самым близким другом.

«БОЯЛСЯ ЕЗДИТЬ, КОГДА ОНА ЗА РУЛЕМ»

- Мы снимались в «Новогоднем огоньке», сидели за столиком. Снимали один столик, второй, третий, до нас никак очередь не могла дойти. Часа три сидели. Устали безумно. Давай перешептываться с соседним столиком - там Полад Бюль-Бюль оглы был. И тут Валя говорит: расскажи что-нибудь веселенькое, а то скучно. Говорю: у меня есть анекдот, но он немножко неприличный. Боюсь, что ты хохотать будешь. Она: не буду. Я говорю: будешь, я тебя знаю. Короче, взял и рассказал его. Она стала хохотать так, что остановили всю съемку. В чем дело? А Валя не может сдержаться. Ее увели обратно гримироваться - от хохота вся косметика потекла.

- Это ж какой анекдот надо было рассказать?

- Его нельзя рассказывать. Он с крепкими словцами. Она сама любила рассказывать анекдоты. Вот такой, например, помню. Дальнобойщик едет с фурой, врезается в «Мерседес». Оттуда выходят качки, подходят к водителю и говорят: ну, мол, старичок, ты попал. Он говорит: ребята, извините, так получилось. «С тебя 100 тысяч долларов». - «Без проблем». Заходит за фуру, открывает задние ворота, а у него сверху донизу - доллары. Они говорят: откуда у тебя, чувак, столько долларов? Он говорит: я пчел развожу. «Пчел? А у них откуда?..» Про автомобили много анекдотов знала.

- А сама машину какую водила?

- В последнее время у нее «Фольксваген Пассат» был. Она сама ездила за рулем. Водила довольно лихо, я даже боялся с ней кататься. А она так свободно сидит, рассказывает что-нибудь, одной рукой руль держит...

«НИКАКОГО ВЫПЕНДРИВАНИЯ»

- Валя спокойно относилась к передвижениям. Например, мы были в Екатеринбурге. Банкет после концерта. Задержали: «Ну посидите еще». Но вообще-то у нас уже самолет. «Да-да, ничего», - говорит Валя. Она спокойная была. Наконец погрузились в машину. Прилетаем в аэропорт, врываемся как сумасшедшие. А регистрация закончилась! Уже трап отогнали. Но нас узнали и поволокли впихивать в самолет. Бегом-бегом, сумки следом закинули, и мы сели на откидные стульчики стюардов возле туалета. Так мы и сидели с ней, хохотали всю дорогу.

Валентина Толкунова считала, что настоящая женщина должна обладать «змеиной мудростью и голубиной нежностью».

С Валей очень легко работалось. Она и за кулисами, и в быту была очень простой, легкой, непринужденной. Никакой помпезности, звездности, никакого выпендривания.

«Поговори со мною, мама»...

Медики попросили мать певицы приехать в палату к умирающей дочери.

- Мама Евгения Николаевна была для Валентины самым близким человеком, особенно в последние дни,  - вспоминает подруга Толкуновой Валентина Жидкова.  - Именно ей Валентина посвящала на концертах свою знаменитую песню «Поговори со мною, мама». Врачи позвонили Евгении Николаевне рано утром в понедельник и попросили срочно приехать в Боткинскую больницу. Я до сих  пор не знаю, успела она или нет увидеть дочь живой... А с Валей познакомились много лет назад, в 1983 году. Я подошла как поклонница: «Валечка, что бы вы ни попросили - письмо отправить, в магазин сходить, вы звоните мне, я помогу чем смогу». Со временем я стала ее секретарем...  Она так  мечтала сделать концерт на 9  Мая... 

«Стало труднее быть женщиной» 

СПОЕМ

Я не могу иначе

(Текст - Николай Добронравов, музыка - Александра Пахмутова)

Нет без тревог ни сна, ни дня,

Где-то жалейка плачет...

Ты за любовь прости меня -

Я не могу иначе.

Я не боюсь обид и ссор,

В речку обида канет.

В небе любви такой простор...

Сердце мое не камень.

Ты заболеешь - я приду,

Боль разведу руками,

Все я сумею, все смогу,

Сердце мое не камень.

Я прилечу - ты мне скажи,

Бурю пройду и пламень,

Лишь не прощу холодной лжи -

Сердце мое не камень.

Видишь: звезда в ночи зажглась,

Шепчет сынишке сказку...

Только бездушье губит нас -

Лечат любовь и ласка.

Я растоплю кусочки льда

Сердцем своим горячим...

Буду любить тебя всегда:

Я не могу иначе.

В издательстве «Зебра Е» скоро выходит книга о Валентине Толкуновой.

Минувшей осенью Валентина Васильевна была полна планов. Гастроли, концерты, сольный спектакль... Наконец, друзья уговорили ее написать книгу.

- Как ни странно, о популярной певице не было написано ни одного произведения. И я предложила ей сделать хотя бы первую, - рассказала нам редактор издательства «Зебра Е» Анна Староминская.

Домик певицы был одним из самых скромных в деревне. Сюда Валентина Толкунова приезжала довольно часто.

- Толкунова говорила о своей болезни?

- Она была из той категории людей, которые и близким вряд ли пожалуются. Была до последнего очень востребована - постоянно в поездках. А еще говорила, что собирается отдохнуть с любимым человеком. Не называла его имени, но говорила как о муже. Спрашивала, нет ли у меня дачи в Подмосковье, которую она могла бы купить. Мне кажется, человек, который собирается покупать дом, не думает о смерти. А если она знала о своей неизлечимой болезни, то мудро прожила остаток жизни: не опустила руки, не позволила близким оплакивать себя.

Мы публикуем фрагмент из книги Анны Староминской - одно из последних интервью с певицей.

- Вы в жизни отличаетесь от той нежной, светлой женщины, которую мы видим на сцене?

- Мне бы очень хотелось пребывать всегда в том состоянии, в каком я на сцене. Это состояние полной отрешенности и возвышенности, которое теряется, когда уходишь со сцены. После концерта я всегда выхожу на пустую сцену, смотрю в  зал, благодарю сцену за то, что она меня сегодня приняла, сделала лучше. И ухожу.

- Вас называют идеальной русской женщиной. А что есть женщина в идеале?

- Я не склонна видеть в женщине властность, жажду командовать. Я уважаю таких женщин,  но мне хочется видеть в женщине мягкость, незащищенность, кротость. Раньше мы с восторгом читали про Жорж Санд - даму властную, пылкую, которая держалась по-мужски в седле, курила длинные трубки, носила брюки. Но она была в то время единственной в своем роде. А сейчас - сплошные Жорж Санд. Стало труднее быть женщиной, и в связи с этим изменились мужчины. Трудно их обвинить в отношении к женщине, как к своему парню. Женщина сама сделала все, чтобы к ней так относились.

- Значит ли это, что и любовь приобрела более прозаичные формы?

- Слово «любовь» затаскали, как уличную девку. Между любовью и сексом ставят знак равенства. Женщина нашего времени не может вызывать в мужчине волнения, потому что она полностью открылась, стала доступной, и пока она не закроется, не превратится вновь в кроткое прекрасное создание, обладающее змеиной мудростью и голубиной нежностью, до тех пор мужчина будет ее презирать.

- Любовь - разовое чудо?

- Человеческое сердце способно любить неоднократно, но есть одна страстная любовь, которая обычно приходит в период так называемой молодой зрелости (28 - 35 лет). Пережить расставание с человеком, вызвавшим к себе такую любовь, тяжело. Остаться с этим человеком, став семьей, - редкость. Но встретить это чувство - огромное счастье и удача.

- Что для вас счастье?

- Есть притча о царе, заболевшем как-то страшной болезнью. Он призывал врачей, но безуспешно. Однажды к нему приехал один мудрец и сказал: «Завтра на рассвете оставь свое государство и с одной котомкой иди по миру искать счастливого человека. Найдешь - попроси рубашку с его плеча и выспись в ней». Царь так и сделал. Искал он долго счастливого человека, но так и не нашел. Возвращается в свое царство опечаленный и видит пахаря, возделывающего царскую землю. Поет пахарь песни, улыбается. Царь подходит: «Раз с утра поешь песни, должно быть, ты счастлив?» «Да», - отвечает пахарь. «Я так долго тебя искал! - воскликнул царь. - Продай мне свою рубашку!» Пахарь ответил: «А у меня ее нет». Так что счастье - понятие эфемерное. 

Певица купила домик в святых местах

Ирина БЫСТРОВА, Юлия БАЗАНОВА, Светлана САЗАНОВА («КП» - Нижний Новгород») 

Впервые Валентина Толкунова появилась в старинном селе Дивеево (там находится женский монастырь, а в Троицком храме покоятся мощи преподобного Серафима Саровского) в 2002-м как обычная паломница. Батюшка не сразу узнал в женщине, пришедшей на исповедь, народную артистку. Он и предложил Толкуновой пожить в селе «для умиротворения духа».

- Я не удивилась, когда меня попросили принять в доме Толкунову, - рассказала одна из послушниц Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. - За несколько лет работы экскурсоводом в монастыре я многих известных людей повидала. Толкунова, на песнях которой я выросла, оказалась простой русской женщиной. Мы с ней сдружились: подолгу беседовали о религии, вере.

Во время одной из бесед певица попросила подыскать ей дом в Дивееве. Вскоре такой нашелся - как и хотела Толкунова: неброский, с четырьмя комнатами, меблированный. На фоне трехэтажных дворцов, которыми застроена улица Восточная, домик  певицы был едва ли не самым скромным.

- Я его своими руками строил, в нем дочерей растил, - рассказал бывший хозяин дома Александр Грашкин. - Там 12 соток земли, яблони плодовитые!

Народная артистка приезжала в Дивеево, чтобы отдохнуть от мирской суеты. А может, втайне надеялась, что в этом святом месте рак, который уже не давал ей покоя, отступит. Валентина Васильевна часто молилась у мощей Серафима Саровского, ездила купаться на святой источник в уединенное местечко, о котором знали немногие. И всегда щедро жертвовала на церковные нужды.

- Валентину Васильевну привозили на машине, - рассказывали соседи по улице. - Частенько она сидела в кресле во дворе дома, но на улицу не выходила. Не раз слышали, как она тихо пела что-то, гуляя по саду. А бывало, у ворот стояла и смотрела на дорогу. Грустила о чем-то...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Толкунову похоронят в ее любимом платье

Наталья МУРГА

Это платье сшито 15 лет назад по заказу самой певицы - бело-желтое, расшитое золотыми нитями...

- В нем Валентина Васильевна исполняла когда-то песню «Прости меня, Россия»*, - рассказал нам человек из окружения певицы. - Это был ее любимый сценический наряд, Толкунова считала его олицетворением души. Шили платье, как и многие наряды певицы, в Архангельске, который славился своим Домом моды. Толкунова гордилась тем, что ее наряды были классическими и женственными. В одном интервью она сказала: «Эти наряды соответствуют моему ощущению стиля. Ты должна в платье войти так, будто его нет. Ты надела его - и влилась в прекрасный чистый сосуд. Вот таким должно быть платье!»

Валентину Толкунову нельзя было представить без ее жемчужных бус, красиво обрамлявших длинные волосы. Сегодня, в день похорон, прическа будет такой же, с тем же жемчугом в волосах.

- Мы не хотели бы, чтобы образ был печальный: умирать она не собиралась. Более того, за несколько дней до смерти написала сценарий концертной программы на 9 Мая. Была запланирована целая серия выступлений…