Лучший из «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино, без сомнения, австриец Кристоф Вальц, лихо и с большим вдохновением воплотивший образ обходительнейшего полковника СС Ханса Ланды. Тарантино не раз уверял, что без его импозантности, без его уникальной способности мгновенно переходить с английского на немецкий, а потом на французский этот фильм вообще не был бы снят.
Актер, еще недавно прозябавший в немецких телесериалах, переиграл в «…ублюдках» Брэда Питта и в одночасье взлетел на самую верхушку Олимпа, собрав все существующие в киномире призы - от каннской «Золотой пальмовой ветви» за лучшую мужскую роль до «Золотого глобуса» и вот теперь «Оскара». Пожалуй, это самый громкий актерский прорыв последнего десятилетия. За исключением разве что возвращения Микки Рурка.
- Все началось со звонка агента по кастингу, которому я не придал большого значения, - рассказывал мне актер на следующее утро после каннской премьеры «…ублюдков». - Иногда представители голливудских студий звонят немецким актерам только потому, что иначе не могут рассчитывать на получение субсидий на съемки от германского правительства. Звонят, чтобы просто поставить галочку. Я думал, это именно такой звонок, и даже не захотел тратить на них время. Но меня убедили в том, что это серьезно. И даже прислали сценарий, что было совсем удивительно. А когда уж я его открыл, он просто взорвался мне прямо в лицо! Впрочем, во время чтения меня не покидало ощущение подвоха. Мне казалось, что все закончится тем, что мне предложат роль на три реплики. Я пошел на пробы, но настроен был скептично. Но все сложилось очень быстро. Так вообще не бывает! Причина в том, что Квентин совершенно независим в принятии решений. Его продюсеры настолько умны, что позволяют ему это. «Ублюдки» ждали своего часа 8 лет, но запустили фильм в течение месяца. Меня не заставили долго ждать. Я прошел пару проб, и через три дня меня утвердили.
В ритме Вальца
- Общеизвестно, что для артиста нет большей радости, чем роль злодея.
- «Злодей» - это просто слово. Это еще не персонаж. Вопрос в том, что он такого сделал, что ты считаешь его злодеем? Нацист - ведь это не только униформа... Чтобы узнать средний вес камешка на пляже, нужно собрать их тысячу, взвесить, разделить и получить искомый результат. Но каковы шансы, что ты найдешь на пляже камешек именно с таким весом? Среднестатистического фашиста тоже не существует. Мне необходимо было найти черты, присущие только моему Ланде, и этой работе я мог бы посвятить всю жизнь! В этой роли можно купаться годами. Чем больше в нее погружаешься, тем интереснее она становится. Но приходилось останавливаться на чем-то одном, и это даже доставляло боль. К счастью, это работа режиссера - решать все окончательно, сводя все многообразие выбора к единственному варианту, который и остается на пленке. Я старался искать общий знаменатель, ведь фильм разбит на пять глав, так же фрагментирован и мой персонаж. Между первой и второй главой проходит четыре года. Мне было интересно искать клей, соединяющий эти крайности.
- Тарантино на съемках играет музыку. Вас это вдохновляло?
- Это мягко сказано! Это самый невероятный опыт моей жизни! Мы снимали в Германии, в сельской местности. Стоял октябрь, поля были убраны, но Квентин не хотел, чтобы на экране они были пустыми. Фермерам заплатили, чтобы они посадили «что-нибудь зеленое». И все стало зеленым! Мы мгновенно почувствовали приход весны. В довершение всего звукооператор поставил в полях динамики и пустил мелодию из «Килл Билла» - ту, что насвистывает Дэрил Ханна. Вот где была параллельная реальность!
Гитлера убили «бесславные ублюдки»?
- Фильм встревожил многих попыткой «переписать историю». Вы не чувствуете ответственности за то, что через несколько поколений люди, возможно, будут думать, что Гитлера убили «бесславные ублюдки» только потому, что это показал Тарантино?
- Все, что мы знаем о войне, и так почерпнуто из источников. Мы знаем о войне из историй - не важно личных или придуманных. «Бесславные ублюдки», если вдуматься, одна из таких историй. Это словно невероятный рассказ, который мы могли бы услышать от прошедших войну родственников. Это в такой же степени альтернативная версия Большой Истории, как и эти рассказы. К ней можно выдвигать те же самые вопросы относительно ее правдоподобности. Думаю, этот фильм не менее правдоподобен, чем такие рассказы.
Пережить войну - это экзистенциальный опыт. Мы даже близко не в состоянии измерить глубину ситуаций, через которые вынуждены проходить люди в военное время - когда на твоих глазах взрывают твой дом или когда ты сталкиваешься лицом к лицу с вооруженным человеком. Но мы склонны с каким-то кавалерийским наскоком обо всем этом рассуждать. Почему бы не вернуться к классическим человеческим реакциям, таким, как сочувствие, соучастие? Поймите, у нас нет собственного отношения к войне! Все наши реакции продиктованы лишь усвоенной нами информацией. «Бесславные ублюдки» - фильм, не скрывающий того, что он рассказывает зрителям альтернативную версию истории Второй мировой войны. Но смысл его вовсе не в пересмотре того, что на самом деле случилось, как об этом иногда пишут в Австрии и Германии. Смысл в том, чтобы еще и еще раз «прокрутить» в голове возможные варианты развития событий, что нисколько не отменяет позиций классической военной истории. Лично я считаю безответственными не фантазии Тарантино, а, напротив, уверения некоторых режиссеров, что все в действительности происходило именно так, как они показывают в своих фильмах. Будто кто-то может знать, что и как было на самом деле!
«Медные трубы не страшны»
- Что вы чувствуете, когда вам говорят, что вы украли этот фильм у других актеров, в том числе и у Брэда Питта?
- Я воспринимаю это как ваш личный мне комплимент. Для меня честь это услышать. Но, пожалуйста, простите меня за то, что я не придам этим словам большего значения.
- Вы снялись в огромном количестве телефильмов в Германии. Будет ли правильно сказать, что Тарантино, по сути дела, вас спас, вытащил из болота?
- Да. Все так и было. Хотя отдельные моменты, когда я получал удовольствие от актерской профессии, у меня случались… Однажды я работал с одним знаменитым актером, театральной иконой Германии. И он сказал мне: «За 30 лет у меня было 3 роли, которые стоили того, чтобы стать актером». Мне тогда было 24 года, и я пришел в ужас от таких слов. Но он был прав. Трех ролей у меня пока не наберется, но уже одна роль в «Бесславных ублюдках» стоила того, чтобы идти в актеры.
- Правильно ли я понимаю, что американские агенты начали обрывать ваш телефон сразу после премьеры «Бесславных ублюдков»?
- Нет. Они начали это ДО премьеры. Во всяком случае самые умные из них. Один из них теперь мой агент.
- Вынашиваете планы покорения Голливуда?
- Ну что вы? Я приземленный человек. Медные трубы не страшны парню, отработавшему 30 лет в полной безвестности. Человек, только что вышедший из тюрьмы, не будет зарываться.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Кристоф ВАЛЬЦ родился 4 октября 1956 года в Вене. Бабушка и дедушка были актерами, родители - художниками-постановщиками в театре. Учился актерскому мастерству на семинаре Макса Райнхардта в Вене и в институте Ли Страсберга в Нью-Йорке. Долгие годы снимался в немецких телесериалах. За роль в «Бесславных ублюдках» удостоился более 30 призов, в том числе «Оскара». Недавно снялся в фильме «Зеленый шершень» Мишеля Гондри. Был дважды женат, отец четырех детей.