Невзирая на стоимость билетов от 150 до 1000 гривен, зал был полон. Эксцентричный энерджайзер на сцене, в реальной жизни Валерий Гаркалин оказался очень спокойным, доброжелательным, с ноткой неуверенности и печали. Мы встретились в его номере отеля на воде. Ветер с Днепра задувал в люкс, поэтому артисту пришлось кутаться в свое пальто. Михаил Ефремов в это время отсыпался в номере, так что Валерию Борисовичу пришлось отрабатывать интервью за двоих.
«ЖРИЦЫ ЛЮБВИ ВЫЗЫВАЮТ У МЕНЯ УЛЫБКУ»
- Какие первые впечатления от Киева?
- Я редко у вас бываю, но всегда помню Киев как очень красивый город.
- Редко, но метко. Вам как-то во время спектакля даже бомбу подложили.
- Да! А вы откуда знаете? Тогда в зале была жена президента Леонида Кучмы, и, к ее чести, когда всех попросили выйти из зала, она не испугалась, досмотрела спектакль до конца.
- А паника была?
- Никакой! Охранники с собаками побегали, и мы продолжили представление. Со мной вместе играли Джигарханян и Гундарева.
То ЧП случилось еще задолго до всех этих терактов, так что в подобное верилось с трудом. Мы решили, что это просто чей-то неумный розыгрыш.
- Но вам с розыгрышами вообще везет. В программе Валдиса Пельша даже проститутку подсунули, а потом дружно смотрели, устоите ли вы!
- Вот поэтому я к подобным ситуациям отношусь с недоверием. Ведь мы постоянно подвержены каким-то провокациям (смеется).
- Как вы относитесь к представительницам этой древнейшей профессии?
- Не знаю. Их услугами никогда не пользовался. Когда вижу жриц любви на обочине московских дорог, они вызывают у меня неподдельную улыбку: настолько уродливо и смешно себя репрезентуют. А как актер я наблюдаю: у этой такой характер, а у той - совсем другой. Но вот мужского желания познакомиться поближе никогда не возникало.
- А изображать женщин на сцене нравится?
- Знаете, в спектакле «Мошенники», который мы привезли, Михаил Ефремов играет женщину, но мы иногда с ним меняемся, и эта роль достается мне. Я надеваю парик, туфли и выбегаю с накрашенными губами.
- Что-то особенное при этом ощущаете?
- Нет, это же работа! Помните, как в фильме «В джазе только девушки» два музыканта переодеваются в женщин, потому что иначе не могут найти себе работу? Там они буквально перевоплотились. Дастин Хоффман в «Тутси» тоже сыграл экстремальную ситуацию, когда его герою нужно было выжить, выдавая себя за женщину. Мне таких ролей не доставалось, так что особо в образ я не вникал. Снял платье - и все, опять мужчина. Ведь иначе это будет извращением. Но артист - здравый человек, и для него женский образ - акт искусства, а не повод лечиться у психоаналитика.
|
- Вы начинали карьеру артиста в Театре кукол Сергея Образцова. Каким вам запомнился этот режиссер?
- Его жизнь пришлась на авторитарное время, поэтому он полностью был им пропитан. В театре за глаза его называли «Хозяин». А у кого еще была такая кличка? У Сталина!
- Боялись Образцова?
- Да, внушал… Но это была уникальная личность. Сергей Владимирович был очень наивен и вместе с тем тверд. Известный факт из его биографии: когда в Москве начались антисемитские чистки и за пятую графу в паспорте (национальность) увольняли с работы, от Образцова потребовали выбросить на улицу шесть человек. А в его оркестре работали одни евреи. Он решил проблему - уволил из театра нужное количество людей, но… русских! Объяснил так: русские себе работу найдут, а евреи - нет.
- А как вам удалось попасть в труппу Театра сатиры?
- Я оканчивал ГИТИС и готовил с друзьями дипломный спектакль. Его посмотрел художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек и спросил: не хочу ли я у него работать? Я ответил, что перейти через Садовое кольцо из Театра кукол в Сатиру мне ничего не стоит.
|
- И часто судьба вас так баловала?
- Частенько. Возможно, поэтому у меня сейчас в жизни наступила череда бед за былое бесконечное счастье - год назад умерла моя любимая жена Катенька, а до этого перенес два инфаркта. Ничего не бывает бесплатно. На смену счастью всегда приходит темная сторона луны, и нужно это достойно пережить.
- Но уныние ведь - смертный грех!
- Я в это верю и не впадаю в депрессию, иначе можно и самому уйти из жизни. Но сложно, ведь Катенька была для меня всем.
У Пинтера есть пьеса «Возвращение», где рассказывается о семье, состоящей из мужчин: отец и трое сыновей. И один из них возвращается домой после учебы в Лондоне с женой. Соль этой истории в том, что с появлением в доме женщины у героев начинается настоящая жизнь. В жизни мужчины главное - это женщина!
|
- Но с возрастом смыслом бытия часто становятся дети и внуки.
- У меня есть взрослая дочь, и это естественный ход жизни: каждый должен оставить после себя потомство. Но для меня смысл жизни только в любви!
«Я УВЕЗ СВОЮ КАТЕНЬКУ НА КРАЙ СВЕТА»
- Вы очень любите путешествовать. Расскажите о самом памятном.
- Это поездка с Катенькой в Новую Зеландию. Мы оказались на стыке двух океанов - Атлантического и Индийского, а впереди - Арктика, ее дыхание! Помню, мы стояли на побережье, и я сказал: «Я счастлив!» Знаете, женщинам часто обещают увезти их на край света, так вот я Катеньку увез!
- Она вам снится?
- Да, часто. Во сне предупредила, что дочке плохо. Я сразу приехал (она живет в Израиле), и действительно, у Никуси был сильнейший приступ стенокардии. И дочке накануне тоже приснилась мама с предупреждением о болезни.
- А вы в судьбу верите?
- Мы во многом сами творцы своей доли. Но главный режиссер - все же жизнь.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Валерий ГАРКАЛИН родился 11 апреля 1954 года, народный артист России, профессор РАТИ (ГИТИС). В 1978 году окончил музыкальное училище им. Гнесиных, затем ГИТИС.
Звездным часом в кинематографе стала комедия «Ширли-мырли» (1995), где Гаркалин сыграл сразу трех братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых (плюс негра-стюарда Патрика Кроликоу).
C 2002-го - руководитель мастерской факультета эстрады РАТИ. Постоянно играет в независимых театрах и антрепризах.
ТОП-5 ФИЛЬМОВ
* «Каталы»
* «Ширли-мырли»
* «Досье детектива Дубровского»
* «Люба, дети и завод» (сериал)
* «Иван Подушкин» (сериал).