- Ой, тоже мне праздник, - энергично отреагировала на поздравления актриса. - Это когда тебе 20, то хочется гулять и веселиться. А мне-то уже 85! Остается только радоваться, что проснулась утром. Если честно, то как подумаю о возрасте, так сразу в депрессию впадаю.
- Ну, по вашему настроению и не скажешь, что вы в депрессии...
- Я никогда не скрывала своего возраста. Да и зачем? Конечно, с годами становится все тоскливее: силы уже не те. Зато я не страдаю маразмом. До сих пор снимаюсь в кино (сейчас Римма Маркова играет в фильме Алексея Боброва «Новогодний детектив». - Ред.). Завтра аж в 6 утра мне надо уже на съемочной площадке быть, а я до сих пор вот учу роль. - Римма Васильевна зачитывает кусок текста. - Раньше на это уходили минуты, а сейчас ночами зубрю, но все равно могу забыть.
- Вам повезло: у многих актрис уже после сорока начинается творческий кризис. Популярность - на спад, и режиссеры уже не приглашают.
- Это точно! Но у меня никогда не было творческого простоя. Бывало, что на руках сразу пять сценариев, съемки шли сутки напролет, но я всегда знала, что отказываться нельзя. Ведь завтра могут уже не позвать. И мне иногда кажется, что дожила я до 85 лет только благодаря постоянной работе.
ЧЕМОДАН С ГРУШАМИ, ВОКЗАЛ...
- Много лет назад вы решились покорять Москву вместе с братом. Он тоже стал актером. Кто за кем тянулся?
- Мы с Леней были детьми, когда приехали в Москву. Ему 17, мне 19. Отец нарядил Леньку в свой единственный костюм, который висел на брате, как на худой собаке, а мне мама пошила платье и дала разношенные лакированные туфли. А еще чемодан с грушами в придачу. Они думали, если что - продадим... Груши мы почти все съели, половину воришки рыночные растащили, а продали всего пару килограммов. Ленька всегда был застенчивым. Не то что я, гром-баба! Вот и тянула его всегда. Нам с самого начала роли так давали: я играла мальчишку-беспризорника в детстве, а он - мою сестренку.
- Но в театральное-то вас благодаря брату приняли...
- Верно. Пришли мы на экзамен, а там все такие нарядные... Нам с Ленькой рядом стоять стыдно было. Ночевали-то мы на вокзале тогда. Ни умыться, ни постираться... Зашли мы в кабинет, и мне аж дурно стало, а нас с Леней попросили этюд показать: мне верблюда, ему орангутанга. Стою я как истукан и думаю: ну все, прощай, Москва... Как вдруг Ленька заскакивает на стол к экзаменаторам и давай у них в волосах ковыряться. Вот благодаря орангутангу нас приняли учиться.
|
«Я ЧУТЬ НЕ СКУРВИЛАСЬ»
- Римма Васильевна, в кино вы чаще всего играете такую настоящую русскую женщину...
- Бабу! Я бы так сказала, - рассмеялась юбилярша. - Вы, наверное, хотите спросить, легко ли это? Для меня да. Русская женщина - она многострадальная, но сильная. Я пережила голод, войну. Работала как вол. Так же, как все, с сумками домой тащилась, чтоб родных накормить. До ночи у плиты, до утра - со сценарием. Вам ведь кажется, что нам, звездам, актерам, все легко дается: подурачились перед камерами - и вот тебе слава и богатство! Вранье это. Я всю жизнь пахала, а живу вот в однокомнатной квартире с разваленной мебелью. А этих олигархов никогда не понимала: доллары свои не знают куда девать. Противно!
- И что, ни разу не удавалось хорошо заработать, не надрываясь?
- Мне пару лет назад предлагали в рекламе сняться. Так я чуть не скурвилась, но удержалась. Хотя гонорар огромный предлагали - 36 тысяч долларов. Я тогда подумала, что на такие деньжищи я себе лекарств накуплю, зубы сделаю... Но не смогла. Стыдно стало. Я и наших всегда за это ругала. Лиду вон Шукшину, дочку ее... Богатые ведь, а все туда же.
СТРАШНО ЖАЛКО ВЛАДИКА ГАЛКИНА
- Осталось ли в этой жизни то, что могло бы вас удивить?
- Меня сама жизнь удивляет. Проснулась утром - супер! Включила телевизор, посмотрела, что в мире творится, - руками развела. Да разве ж так можно? Аварии, катастрофы, люди мрут как мухи. Вот Владик Галкин - такой талантливый, молодой... Я в его годы только начинала, а у него уже финиш. Жалко... Выходит, что мы настолько грешны, что Господь каждый день почти забирает лучших из нас. Мы с его Дашей (бывшей женой Галкина актрисой Дарьей Михайловой. - Ред.) в одном фильме сейчас снимаемся. Не могу смотреть на нее. Она просто задыхается от горя.
- Ну а счастливые моменты вам вспоминаются? Что вас радует?
- Мой внук Федор. Ему сейчас 15 лет (сын дочери Татьяны от второго брака Риммы Васильевны с музыкантом Владимиром Никитиным. - Ред.). Это единственная моя отрада. Помню, когда Федя появился на свет, мне дали народную. Все звонят, поздравляют, а я говорю: «Спасибо! Всю жизнь о мальчугане мечтала». В ответ - тишина, а потом недоуменное: «Маркова, ты чего? Тебе звание народной артистки дали». А мне что от этого? Я счастлива, когда у родных все хорошо да в стране мир и порядок. Вот о чем мечтаю. Ну еще бы и здоровья чуток...
ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ
«Вечный зов», «Родня», «Отпуск за свой счет», «Покровские ворота», «Берегите мужчин!», «Гардемарины, вперед!», «Ночной Дозор».