Загрузить еще

«Мы из будущего-2»: Патриотическое кино или антиукраинская агитка?

«Мы из будущего-2»: Патриотическое кино или антиукраинская агитка?
Фото: В финале фильма торжествует дружба народов и все вместе сражаются на одной стороне.

Фильм «Мы из будущего-2» рискует стать самым скандальным проектом за последние несколько лет. У картины сменились два режиссера, сценарий переписывался по ходу съемок, а актер Даниил Козловский, сыгравший главную роль в первом фильме, отказался сниматься в продолжении якобы из-за антиукраинской направленности новой ленты. В первые 15 минут фильма, действие которого разворачивается в Западной Украине, молодые украинцы и впрямь изображены дикими националистами. Они мало того что называют приехавших на историческую реконструкцию сражения времен Великой Отечественной российских парней оккупантами, так еще и поголовно одеты в фашистскую форму - будто украинцы только за нацистов тогда и воевали. Кроме того, прямо на съемочной площадке у продюсеров возник конфликт с режиссером Олегом Погодиным, который попросил убрать свою фамилию из титров.

- Олег, вас антиукраинская направленность фильма не покоробила?

- Ну там же все в конце концов заканчивается русско-украинской дружбой. Другое дело, что с патриотической линией в фильме изрядно перегнули, нужно было понежнее сделать. Я вообще сейчас хочу вычеркнуть этот фильм из своей памяти. Мешает только то, что продюсеры со мной никак не расплатятся.

- Из-за чего в продолжении отказался сниматься Даниил Козловский?

- Я знаю только то, что ему не понравился сценарий.

Прокатная судьба ленты в Украине должна решиться буквально на днях: фильм уже дважды показали представителям Министерства культуры, и теперь создатели ленты ждут вердикта.

- Главное, чтобы фильм увидели не только в России, - не скрывает волнения продюсер картины Людмила Кукоба. - Ведь мы - кинематографисты, чуждые политике.

Премьера картины намечена на 18 февраля. Если разрешения на прокат нам не дадут в ближайшие дни, то в украинские кинотеатры мы уже не попадаем.

Естественно, терять украинский рынок россиянам очень не хочется - это ведь 10% прибыли от проката.

ВОПРОС РЕБРОМ

Будет ли третья часть?

- Будет ли продолжение «Мы из будущего-3» и на какой исторической основе - покажет зритель. Возможно, в новой картине русские с украинцами объединятся в 1812 году против армии Наполеона, - шутят создатели фильма. 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Продюсер Людмила КУКОБА: «Наш фильм - о любви между народами»

В субботу, когда фильм показали украинским журналистам, мы пообщались с генеральным продюсером ленты Людмилой Кукобой.

- Людмила, вы были готовы к тому, что картина вызовет нарекания у украинского Минкульта?

- Никому из нас и в голову не пришло, что фильм будет воспринят таким образом. Наоборот, мы за единение народов в искусстве. А политики мы не касаемся вообще.

- Кто и как писал украинские диалоги?

- Лингвисты. Во время работы над фильмом мы столкнулись с языковыми сложностями: Алексей Барабаш - исполнитель роли украинца Тарана - не говорил на украинском, но с помощью Димы Ступки (внук Богдана Сильвестровича и сын Остапа сыграл одну из главных ролей. - Ред.) овладел языком, его даже не пришлось переозвучивать.

Актер Дмитрий СТУПКА: «С отцом и дедом не советовался»

Поговорили мы и с наследником знаменитой актерской династии 24-летним Дмитрием Ступкой.

- Дима, как вам работалось в фильме с отцом? (Остап Ступка играет командира подразделения УПА).

- Очень спокойно! Его присутствие мне даже помогало.

- Когда вы соглашались на роль, советовались с отцом и дедом?

- Никакого семейного совета не было. Мне предложили, утвердили после кинопроб, и я стал работать. Кто бы что ни говорил об этом фильме, мне он нравится. Кроме того, играть в кино - это моя работа, и я ее люблю и буду играть кого угодно. Украина, к сожалению, пока фильмов не снимает. Богдан Сильвестрович картину пока не видел.

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ

«Это художественный вымысел»

«КП» посмотрела «Мы из будущего-2» вместе с кандидатом исторических наук Александром Ищуком и доктором исторических наук и телеведущим Даниилом Яневским.

По сюжету главным героям фильма - студентам из Питера Борману и Черепу, а также двум украинцам Серому и Тарану - предстоит участвовать в исторической реконструкции Львовско-Сандомирской операции. Именно она известна боем, во время которого немецкие войска 13-го армейского корпуса и украинская дивизия СС «Галичина» были разбиты...

В УПА САМОГОН СТАКАНАМИ НЕ ПИЛИ

Сначала парни оказываются в подразделении Украинской повстанческой армии. На заднем плане маячит… перевернутый желтым вверх украинский флаг.

- Такое вполне могло быть, - считает Яневский. - Изначально это был правильный вариант. По геральдике основной цвет украинского флага (в то время им был желтый) - сверху...

Далее наших героев отводят на допрос  к начальнику подразделения. Тот общается с ребятами и попутно хлещет стаканами самогон, закусывая салом.

- Во-первых, допросы вели не командиры УПА, а командиры службы безопасности: спецподразделение, которое занималось разработкой захваченных людей, - говорит Александр Ищук. - Кроме того, спиртные напитки в УПА было разрешено употреблять только в медицинских целях. Естественно, военные тоже люди, и если было холодно, пили потихоньку. Но вот просто так, стаканами - быть такого не может. Более того, имеются исторические документы, которые подтверждают: выпивох выгоняли из рядов УПА либо постыдно наказывали - раздевали догола и лупили по мягкому месту...

Солидарен с Александром и Даниил Яневский.

- Самогон - слишком сложный в производстве напиток, - говорит он. - В галицких селах до второй советской оккупации самогоноварения не было. Например, на свадьбе в галицком селе выпивали бутылку горилки на всех. Сомневаюсь, что в лесу, где жили воины УПА, этого напитка было вдоволь...

Кстати, вы заметили, что к начальнику подчиненные обратились «пане сотнику»? Это ошибка. Общепринятое обращение в УПА было «друже командире».

ФОРМУ БАНДЕРОВЦЕВ ПОКАЗАЛИ НЕВЕРНО

Нарекания историков вызвала и форма, в которой щеголяют киновоины.

- Видимо, создатели фильма не до конца изучили архивные документы, - считает Ищук. - Вместо формы УПА я разглядел в фильме элементы обмундирования из разных источников: Красной армии, НКВД, польских унифицированных формирований. Это несерьезно.

Сцена открытого «полевого» наступления дивизии «Ваффен-СС» тоже вызвала у наших экспертов улыбку.

- Это невозможно, - считает Яневский. - То была лучшая армия своего времени и вот так, в развернутом бою, никогда не наступала.

В одной из сцен, спасаясь от немецкой бронемашины на «полуторке», герои все никак не могут завести и развернуть авто. Немцы же в них постоянно стреляют, но не попадают.

- Когда немецкая бронемашина со ста метров не попадает в разворачивающееся на протяжении минуты авто, это просто смешно, - говорит Александр Ищук. - На самом деле немцы были лучше обучены, и техника у них была лучше... 

В финальной сцене фильма четверо парней, уже ставших друзьями, как мушкетеры - спина к спине, отстреливаются от немцев.

- Вряд ли такое могло случиться в реальной жизни, - считает Александр Ищук.  - В реальной жизни солдаты, воюющие за разные армии, не могли подружиться. Они не успели бы это сделать уже потому, что были бы расстреляны или УПА, или красными, или немцами. Так что спишем эту сцену на художественный вымысел. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Запретный плод. Попробуем?

Екатерина КАМЕНСКАЯ

В фильме украинцы по кинематографическим канонам «плохие». Они называют русских «москалями», делают характерные «вешающие» жесты и грубо пристают к девушкам. Наткнувшись на стелу, возведенную на месте гибели советских солдат, разрушают памятник.

Русские студенты девушек защищают, на провокации не поддаются и вообще - «белые и пушистые».

По большому счету, конфликт русских и украинцев - тема животрепещущая. И понятно, что создатели фильма выбрали ее неслучайно: вряд ли они собирались обижать украинцев. Просто уж так повелось: чем более неоднозначный сюжет, тем выше кассовые сборы. А для удачного фильма по законам драматургии нужен конфликт. Поэтому вполне понятно, почему «Мы из будущего-2» - не о русско-японской или русско-французской войне.

Но вот поведение украинских чиновников непонятно. Создается впечатление, что они «работают» на российских кинематографистов. Уж очень быстро у них «вошли в моду» запреты на фильмы соседского кинопроизводства. И невдомек экспертам, что запретный плод сладок, и теперь после такой «рекламы» фильм станет популярным. Особенно если его не покажут в кино. В таком случае все кинутся качать фильм из Интернета или побегут покупать пиратские копии. В итоге его посмотрят намного больше людей, чем если бы все прошло тихо-мирно.

От себя же скажу: фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, какими нас со стороны видят соседи. Для того, чтобы насладиться хеппи-эндом, для того, чтобы спорить, обсуждать, одобрять или возмущаться. Ведь право все это делать нам гарантирует, наверное, самое основное приобретение независимой Украины - демократия. Хоть и такая, как сейчас. 


Уважаемые читатели! А вы как думаете - стоит ли запрещать этот фильм? Звоните нам сегодня с 11.00 до 12.00 по телефону (044) 205-43-66