28501
0
19 апреля
Загрузить еще

В СССР могли снять «Аватар» 70 лет назад

В СССР могли снять «Аватар» 70 лет назад
Фото: Если бы наши ученые 20 лет назад нашли своего Кэмерона, сегодня мы бы утерли нос «Аватару».

Все новое - это хорошо забытое старое, и фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», потрясший зрителя возможностью погрузиться в стереомир, на самом деле ничего небывалого публике не преподнес. Снимать трехмерное кино в Советском Союзе умели еще семьдесят лет назад.

Еще в 1940 году режиссер Александр Птушко, ставший одним из корифеев отечественного кино, представил на суд зрителей экспериментальный стереофильм «Выходной день в Москве». Сюжет в нем был, конечно, не такой захватывающий, как у Кэмерона, но все объекты выглядели трехмерными. Более того,  было существенное преимущество - его в отличие от «Аватара» можно было смотреть без специальных очков. Секрет был в специальном щелевом экране. Спустя год в столице появился уже целый стереокинотеатр «Москва», а вслед за ним подобные заведения начали открываться по всей стране.

Стереокино занимались как настоящей наукой. Исследования проводились в специальном кинофотоинституте, и в 60-е годы в СССР была разработана новая система для показа объемных фильмов - «Стерео-70», ставшая настоящим прорывом.

На Западе велись свои разработки, но принципы демонстрации трехмерного кино будущие создатели системы IMAX 3D, той самой системы, в которой сейчас показывают «Аватар», позаимствовали у нас. Канадцы специально приезжали в СССР, чтобы изучить наши достижения, и даже сняли на нашей аппаратуре свой фильм, который, правда, никому не показав, увезли с собой. Так что успех корпорации IMAX, строящей сегодня по всему миру кинотеатры с гигантскими экранами, базируется на труде советских ученых.

Ценность сделанных нашей наукой открытий подтверждает тот факт, что в 1991 году разработчики «Стерео-70» даже удостоились премии «Оскар» в номинации «За технические достижения».

«На златом крыльце сидели» - самый удачный советский стереофильм. Но Змей Горыныч здесь послабей драконов «Аватара».

Когда приехавшая в Москву за год до этого делегация технического комитета Американской киноакадемии ознакомилась с работами кинофотоинститута, то порекомендовала незамедлительно писать заявку на «Оскара».

Вот с чем нам не повезло, так это с режиссерами. При всем величии советского кинематографа в нем не нашлось своего Кэмерона, который разглядел бы потенциал стереокино и снял бы хоть что-нибудь, заслуживающее внимания широкой публики. А Бондарчук и Рязанов связываться с ним не захотели.

Большие режиссеры говорили: «Зачем снимать стереофильмы, если стереокинотеатров так мало?» А когда речь шла об открытии стереокинотеатра, то отвечали: «Зачем открывать стереокинотеатр, если так мало стереофильмов?» 

В среднем в СССР в год снималось по одному стереофильму, но из-за того, что стереоэффект считался детским развлечением, снимали в основном сказки. Самые известные из них - «Ученик лекаря» и «На златом крыльце сидели». Те, кому посчастливилось посмотреть последнюю в стереоварианте, говорят, что подводный мир Нептуна и сцена сражения Змея Горыныча с Иваном-дураком выглядят очень впечатляюще, но с «Аватаром» сравнивать, увы, трудно.

Сегодняшний день отечественного стереокино радужным не назовешь. Цифровые технологии победили так быстро, что многие за ними просто не успели. В России больше не производят широкоформатную пленку, необходимую для «Стерео-70», нет лабораторий для ее обработки.

В те дни, когда «Аватар» начал собирать в прокате третий миллиард долларов, обладатели отечественных киноустановок «Стерео-70» делают свой бизнес… по детским садам. В Интернете можно найти объявления о том, что два «бродячих стереокинотеатра» готовы приехать куда угодно, чтобы порадовать детей трехмерными картинами. Правда, набор предлагаемых фильмов сегодня вряд ли заинтересует даже школьников. Остатки былой роскоши XX века составляют видовые картины «Здравствуй, Сочи!» и «Зимой в Болгарию», мультфильмы «Чучело» и «Угроза из космоса». Биться с «Аватаром» у нас сегодня просто некому.

ПОЧЕМУ ПРОГРЕМЕЛ «АВАТАР»?

Стереофильмы снимали и до «Аватара», но Джеймс Кэмерон первым решился соединить технические возможности трехмерного мира с мощью голливудской машины. Он вложил в работу 200 миллионов долларов, впервые создав первоклассный фильм в 3D-формате. Америки он не открыл, но зато показал всем, на что способно стереокино, если за него взяться как следует.

ЧТО ТАКОЕ IMAX 3D?

Разработанная корпорацией IMAX система съемки и демонстрации фильмов в стереоизображении. Благодаря этому сидящим в зале зрителям кажется, что предметы и персонажи в кино объемны. Многие даже вытягивают руку, пытаясь потрогать героев фильма. Однако киноленты могут демонстрироваться только в специальных кинотеатрах IMAX, а эффект возникает только в специальных очках. В России таких кинотеатров сейчас пять: в Москве, Химках, Казани, Санкт-Петербурге и Уфе. Еще один IMAX работает в Киеве, а в нынешнем году планируется открыть залы в Перми и Одессе.