Сегодня состоится премьера одного из долгожданных российских фильмов. В прокат выходит «Кандагар» - история о пяти летчиках, попавших в 1995 году в афганский плен. 378 дней, проведенных в Кандагаре, превратились для экипажа в настоящий ад. Но ребята не только сумели выжить, но и совершили настоящий подвиг.
Прототипами героев картины режиссера Андрея Кавуна стали казанские летчики.
Командир экипажа Ил-76 Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, радист Юрий Вшивцев и инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов пережили на самом деле все описанные в фильме события.
«Комсомолка» встретилась с экипажем, оказавшимся в плену у фанатиков-талибов.
|
«ВЫХОДА БЫЛО ДВА: ИДТИ НА ПОСАДКУ ИЛИ ПАДАТЬ!»
Сегодня, как и 15 лет назад, все члены экипажа злополучного Ил-76 служат в авиации. Героями летчики себя не чувствуют. Живут скромно, на улицах их не узнают. Инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов ремонтируют технику в Казанском аэропорту, остальные трое летают по всему свету, только командир экипажа Владимир Шарпатов уже на пенсии. Сейчас Владимир живет в Тюмени и растит летчика из внука-школьника.
- В последний раз мы собирались все вместе три года назад, - рассказал «Комсомолке» ведущий инженер Виктор Рязанов. - О нас документальный фильм снимали - «Афганская западня». А с тех пор больше не виделись. Иногда лишь созваниваемся.
О событиях в Афгане летчики вспоминать не любят. Мол, что было, то прошло. Да и жизнью 13 месяцев плена, по их словам, не назовешь…
Август 1995 года. Экипаж Ил-76 выполнял обычный чартерный рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). Самолет и экипаж были зафрахтованы для перевозки партии стрелкового оружия и боеприпасов, 1200 ящиков с патронами к автомату Калашникова, которая осуществлялась по договору между этими государствами. Поставка и фрахт были произведены в соответствии со всеми правилами международных перевозок.
Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростат» вошел в воздушное пространство Афганистана и взял курс на Кабул. До пункта назначения оставалось 30 минут полета, когда радист получил по рации приказ: «Борт 76842, вам посадка в Кандагаре».
- Зачем? У нас по плану нет там посадки, - удивились летчики.
А в следующий миг в хвосте Ила появился истребитель Миг-21, радист получил последнее предупреждение: «Выполняйте разворот и заходите на посадку, это приказ. Или открываем огонь».
Истребитель упорно преследовал свою цель. И Ил-76 был вынужден совершить посадку.
«ОТ ЖАРЫ СПАСАЛИСЬ ПРОТУХШЕЙ ВОДОЙ »
Как только самолет остановился, его окружили люди с автоматами, через пару секунд они уже ворвались на борт.
- Они заявили, что должны осмотреть груз, - говорит инженер Сергей Бутузов. - Командира забрали на допрос. Потом нам предъявили обвинение в перевозке контрабанды. Документы даже смотреть не стали.
Так семь казанских летчиков стали заложниками фанатиков-талибов.
Первую ночь члены экипажа провели в самолете, а потом летчиков под дулами автоматов посадили в машины и повезли в неизвестном направлении.
- Нам ничего не объяснили, только сказали: «Теперь вы останетесь здесь!» - рассказывает Виктор Рязанов. - В ту минуту мы попрощались с жизнью. Думали, везут на расстрел.
Отлегло от сердца, только когда летчики увидели перед собой жилой дом. Барак оказался пристройкой к гостевому дому губернатора Кандагара, расположенного в 50 километрах от аэродрома.
- Нас силой затолкали внутрь, а вдоль дома выставили охрану, - вспоминает инженер. - Мы не понимали, что происходит и в чем мы провинились. Нам просто сказали, что нас будет судить шариатский суд.
Об инциденте стало известно правительству России, и начались долгие переговоры. Никто и предположить не мог, что растянутся они на долгих 378 дней …
Каменная постройка, куда поместили пленников, больше напоминала пустой склад. Рядом - крохотный дворик с колодцем, окруженный высоким забором с колючей проволокой.
- Каждый день мы набирали протухшую воду из колодца и поливали двор перед своим жилищем, - рассказывает Виктор Рязанов. - Так мы спасались от палящего афганского солнца. Иначе было нечем дышать.
НА ЛЕТЧИКОВ ПРИХОДИЛИ ПОГЛАЗЕТЬ, СЛОВНО В ЗООПАРК…
Ночевать приходилось на голом бетонном полу, а из еды на весь день давали четыре картошины и маленький кусочек бараньего жира на кости. Это была порция на семерых взрослых мужчин.
Днем к их жилищу водили «экскурсии»…
- Приходили талибы с оторванными руками, ногами, изувеченными лицами - это были афганцы, которые воевали против советских солдат. Иногда приводили маленьких детей-инвалидов… Говорили: вот видите, это все сделали вы, - вспоминает Виктор Петрович.
Летчикам грозили, что их расстреляют как только талибы возьмут Кабул. Но при этом пленников никогда не били.
- Это мусульманский мир, где царят свои законы, - пожимают плечами летчики. - Мы не понимали их, а они нас.
Через три месяца, в октябре, когда нервы летчиков уже были на пределе, благодаря стараниям дипломатов к пленникам впервые допустили врачей. В Кандагар прилетела делегация медиков из Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского во главе с замдиректора, известным психотерапевтом Зурабом Кекелидзе.
- Мы отлично понимали, что каждый день может стать для нас последним, - говорят члены экипажа. - К тому же мы все время находились в замкнутом пространстве всемером - остаться в одиночестве не получалось даже на секунду.
Главной задачей врачей было обеспечить психологическую разгрузку. Медики, которых допустили к пленникам только в сопровождении талибов с автоматами, осмотрели экипаж. А главное - привезли летчикам письма из дома. Медики приезжали к пленникам несколько раз - привозили и весточки из дома, и продукты, и лекарства. Они и заставили летчиков заняться физкультурой.
- Мы бегали каждое утро на этом пятачке у нашего жилища, - говорит Виктор Рязанов. - А по вечерам радист учил нас английскому и даже задавал домашние задания. Это нас спасало от того, чтобы не сойти с ума.
|
БЕЖАТЬ ПОМОГЛО ЛОПНУВШЕЕ КОЛЕСО
Время шло, а переговоры не давали результатов. В апреле, когда шел уже девятый месяц плена, Виктор Рязанов получил очередное письмо от жены.
- Она писала, что очень любит меня и я должен обязательно вернуться домой, - рассказывает инженер. - И сказала, что мы не должны сидеть сложа руки и ждать итогов переговоров, а сами тоже должны что-то делать.
В скором времени подвернулся подходящий случай. Талибы решили поставить Ил-76 к себе на службу. Но находясь в бездействии на аэродроме, воздушное судно рисковало превратиться в груду металлолома. Ведь перепады температуры были огромными: от +50 до -10.
- Однажды нас с Сергеем и командиром отвезли на аэродром, - вспоминает Рязанов. - Попросили осмотреть самолет и запустить двигатели. Мы категорически отказались и стали убеждать, что двигатели можно запускать только в полном составе экипажа.
- Мы поняли, что это шанс совершить побег на собственном самолете. С этого момента мы жили только этим, - рассказывает Александр Здор. - Мы начали разрабатывать план побега. Продумали, какая будет у нас фора, пока спохватятся охранники, вычислили координаты, куда лететь.
Оставалось только ждать шанса оказаться всем вместе на борту. Удача улыбнулась: у самолета лопнуло колесо - это был отличный повод еще раз попроситься на борт. 16 августа в пятницу экипаж разбудили охранники и велели собираться на аэродром.
Пятница - у мусульман выходной день, и поэтому летчиков сопровождали на аэродром без многочисленной охраны - только два автоматчика и начальник караула.
- Каждый из нас в глубине души переживал, а вдруг не получится, не подведет ли самолет, - вздыхает Александр Здор. - Но мы договорились: перебьют - так перебьют, разобьемся - так разобьемся, ждать больше нельзя!
Когда лопнувшее колесо заменили, экипаж уговорил начальника караула провести и другие работы на самолете.
Дождавшись, когда надзиратели отправятся на молитву, летчики поднялись на борт. Вместе с ними в Ил-76 зашли и трое охранников.
Нервы натянуты, но каждое движение четко продумано: двигатель запустили, самолет начинает разгон по взлетной полосе…
Разморенные жарой афганцы подвоха не заметили. Думали, экипаж, как и в прошлый раз, совершит круг по летному полю. А вот охрана аэродрома, разгадав замысел летчиков, всполошилась.
- Мы с середины полосы начали взлетать, нам наперерез мчался микроавтобус, а в нем талибы с автоматами, - рассказывает Виктор Рязанов.
Тут опомнились и охранники, находящиеся в самолете.
- Я начал успокаивать старшего, что мы сейчас сядем, только проверим двигатели, но он метнулся в кабину пилота с автоматом, я набросился ему на спину, - говорит Асхат Аббязов. - Завязалась драка, ребята повалили двух других. Драться было тяжело - самолет сильно трясло.
Но желание оказаться дома придало летчикам сил. Спустя несколько минут талибы были связаны. А самолет уже парил над землей.
На аэродроме в то время искали пилота истребителя. Истребитель поднялся в воздух лишь через 20 минут. Такая задержка спасла экипаж.
Чтобы обмануть погоню, экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Над территорией Афганистана и Ирана Ил-76 летел в условиях горной местности на высотах до 50-100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечен средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов полет завершился успешно. Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах.
- Мы даже не верили, что это конец, - улыбаясь, вспоминает Виктор Петрович. - Мы попросили телефон у сотрудников охраны - позвонить женам. Первым до супруги дозвонился я, а потом пошли по цепочке.
Правда, домой летчиков отпустили не сразу. Еще неделю экипаж пробыл в одной из квартир под присмотром охранников в Арабских Эмиратах.
- Они боялись, что на нас начнется охота, - рассказывают члены экипажа. - И нашей жизни еще может что-то угрожать.
ПЕРЕД ПОЛЕТАМИ ТЕПЕРЬ ЧИТАЮТ МОЛИТВУ
О побеге летчикам напоминают ордена и именные часы, которые экипажу вручил Минтимер Шаймиев. Пилоты - Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин получили звание Героя Российской Федерации. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.
Но главное - изменилось отношение к жизни.
- На жизнь начал по-другому смотреть, ведь мы находились на волоске от смерти, - говорит второй пилот.
Однако от авиации после случившегося не отказался ни один.
- Теперь разве что перед началом полета я читаю молитву, - улыбается Газинур Хайруллин. - А на пенсии, может, и в мечеть начну ходить.
О том же, что их историю скоро посмотрит вся страна, летчики узнали полтора года назад от командира экипажа Владимира Шарпатова. Тогда к нему обратился режиссер картины за дневниками, которые он вел на протяжении всего плена. Роль Газинура Хайруллина исполняет Владимир Машков. Фильм он пока не видел, но выбор актера ему пришелся по душе.
А вот инженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов немного расстроены. Ведь экипаж был из семи летчиков, а в фильме их всего пятеро - инженеров, по замыслу режиссера, в истории нет.
- Но мы не в обиде, - говорит Виктор Петрович. - Ведь понимаем, что фильм-то на самом деле художественный. Хорошо бы сейчас всем вместе собраться и картину посмотреть…
Однако кино придется все-таки смотреть по отдельности. Не получится собраться и в этот раз. Перед самой премьерой штурману Александру Здору, бортинженеру Асхату Аббязову и радисту Юрию Вшивцеву пришлось улететь в Гаити. Там они перевозят гуманитарный груз. Посмотрят по возвращении…
КСТАТИ
Они не были первыми
История бегства из афганского плена казанских летчиков кажется фантастической. Но у них был предшественник - советский летчик Михаил Девятаев, который сумел угнать самолет из самого логова фашистов. Кстати, этот герой тоже уроженец Казани. 8 февраля 1945-го десять военнопленных захватили немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111» и сбежали из фашистского концлагеря на острове Узедом, где собирали секретное оружие Германии - ракеты «Фау-2». Так же как и в Кандагаре, небо сжалилось над смелыми летчиками. Истребители слишком поздно взлетели и не догнали самолет, который пилотировал Девятаев. Зато за линией фронта сработали советские зенитки, и подбитый самолет пришлось сажать на брюхо прямо в поле.
Когда ребята попали в руки военных контрразведчиков, те не поверили в историю с угоном и отправили героев в штрафную роту. Лишь в 1957 году справедливость восторжествовала, и Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
|
После кандагарской истории Шарпатов познакомился с Девятаевым на одной из телепрограмм. Герой Советского Союза и Герой России подружились и часто бывали друг у друга в гостях. Им было о чем поговорить.