22 ноября
Загрузить еще

Золотой ключик не принес удачи режиссеру «Приключений Буратино»

Золотой ключик не принес удачи режиссеру «Приключений Буратино»
Фото: На съемках сказки «Про Красную Шапочку». Режиссер с Яной Поплавской и ее мамой.

В квартире режиссера сразу бросилась в глаза коллекция ключей. В центре - тот самый Золотой ключик, за которым гонялся Карабас-Барабас. Леонид Алексеевич после съемок выкупил его у студии за 30 рублей. Нечаев уверяет, что ключик этот действительно волшебный - исполняет желания, достаточно к нему прикоснуться. Но, похоже,  реквизит стал терять магическую силу. Последние годы Нечаев ничего не снимал. От него ушла, забрав двоих детей, очередная жена...

ЧТО СЧИТАЛ ЗВЕЗДОЧЕТ

- У меня мечта - снять сказку «По щучьему веленью». Но на это надо «каких-то» три миллиона долларов, - рассказывал режиссер. - Мне давали эти деньги с условием: в роли Емели я должен снять Тимати, а царевну Несмеяну сыграет девушка из группы «Блестящие». Увидев мое искреннее изумление, продюсер парировала: «Чего вы паритесь! Возьмите этих ребят сниматься, и все мы срубим кучу бабла!» О каком возрождении детского кино можно после этого говорить?!

Нечаев с тоской вспоминал советские времена, когда актеры перед съемками даже вопроса не задавали о сумме гонорара.

- Однажды Рина Зеленая после очередного съемочного дня «Приключений Буратино» подошла ко мне с извинениями: «Прости меня, Ленечка, что я тут шумела, но, знаешь, у меня вчера сестра умерла». И она после этого поехала на съемку! Позже великая актриса оставила режиссеру такой автограф: «Лене Нечаеву - за все муки. Рина Зеленая. Конец XX века».

На роль Дуремара пробовался Валентин Гафт. Но Нечаев не жалеет, что роль «подпевалы» Карабаса-Барабаса досталась Басову:

- Владимир Павлович божественно сыграл Дуремара.  А на съемках сказки «Про Красную Шапочку» с Басовым происходили настоящие чудеса. Помню, как он приходил в столовую прямо в костюме своего персонажа - Худого волка. Мы становились в очередь, он брал поднос, я ему ставил туда первое, второе, компот, а он сам все время куда-то отлучался. Когда доходили до кассы, Басов всю еду относил назад на раздачу и возвращался на работу. Оказывается, он за это время уже «пообедал». В раздевалке стояла калошница, за ней был припрятан стакан...

Трудно в это поверить, но озвучивал свою роль Басов вслепую. Когда пришла пора озвучания картины, режиссер позвонил Басову домой. Трубку взяла супруга: «В больнице он, в психушке».

- Я приехал в больницу, вызвал врача. «Он гений, - сказал эскулап. - Но у него неизлечимая стадия алкоголизма, в таком состоянии отпустить его невозможно».

Режиссер выпросил у докторов помещение, куда привез звукозаписывающий аппарат. Но монитор, на котором актер мог бы видеть свою артикуляцию, в больнице разместить было невозможно.

- Я называл ему сцену, проигрывал всех его партнеров, и в итоге за два дня он мне озвучил свою роль без единой запинки, не видя изображения, - рассказывает Нечаев.

- Однажды Евгений Евстигнеев мне сказал: «Лень, ты думаешь, что я в трезвом виде могу произносить такие тексты?!» Он был прав. Сказку надо играть в сказочном состоянии!

Евстигнеев сыграл в «Красной Шапочке» Звездочета. Была там сцена, когда его герой высовывал за окошко руку, чтобы проверить, идет ли дождь. Меня удивило, что такую простую сцену он попросил снимать несколько дублей. Оказалось, что за тем окном работал маляр Наум, который обожал Евстигнеева и каждый раз ему на ладошку ставил рюмочку горячительного напитка.

- Ребята, - спохватился вдруг Нечаев, - рассказывая эти истории, я ничуть не хочу умалить достоинства этих гениальнейших актеров. В любом состоянии они умели собраться и шедеврально играть.

Леонид Нечаев всю жизнь коллекционировал ключи. Но самым главным был ключ из «Приключений Буратино» (он в центре).

ГУНДАРЕВА ГОТОВИЛА ОБЕДЫ В ГОСТИНИЦЕ

- Наташу Гундареву я знал еще с детской театральной студии, - рассказывает Нечаев. - При поступлении строгий педагог спросила: «Что же вы толстенькая такая?» Девочка ответила: «А что, толстые актрисы не нужны?» Она ведь и погибла из-за того, что захотела стать другой. Я был влюблен в Наташу. Но Наташенька мне говорила: «Леня, моя мама - еврейка, она не сможет тебя воспринять, слишком уж ты «русопятый». Я признался однажды ее мужу Мише Филиппову, что Наташу до сих пор люблю. Он меня спросил: «А ты был с ней как с женщиной?» «Что ты, - ответил я, - об этом даже речи не заходило».

Наташу я снимал во Львове в «Мнимом больном». В свободное время она ходила на рынок, закупала продукты и готовила в моем номере офигенный обед. Это был один из самых шикарных моментов в моей жизни. 

«ЧУДО-ГРАДУС» ЛЕОНИДА ДЕРБЕНЕВА

- «Не кури, то есть не фумарь, - говорил мне Леня Дербенев. И советовал:

- Лучше выпей стопочку», хотя сам был непьющим. Когда я к нему приезжал, он угощал меня декохтом. Это напиток, настоянный на травах с небольшим добавлением спирта. Когда Леня его выпивал, в нем просыпалась какая-то удивительная радость. Человеку необходимо, чтобы в нем находился этот «чудо-градус». 

- Вот этот крестик подарил мне Ленечка. - Нечаев показал нательный деревянный крест. - С Леонидом Петровичем меня познакомил Максим Дунаевский. Однажды Макс предложил мне съездить в Руссу к Дербеневу - в баньке попариться. Мы  сидим отдыхаем, и Дунаевский говорит: «Я песню сочинил, первым ее сейчас услышишь, называется она «Городские цветы». Я обалдел! «Макс, - говорю ему, - это же примитив! Куда ты впадаешь?» «Ты ничего не понимаешь, Нечаев, - отвечает Максим, - эта песня будет звучать постоянно!» 

Дунаевский как-то мне сказал: «А я знаю, Нечаев, что ты с Наташкой спал».

- Он вас ревновал к своей жене Наталье Андрейченко?

- У нас с Андрейченко, - вздохнув, пояснил Леонид Алексеевич, - случился не банальный роман, а любовь... Она была толстой и чудесной бабой до того момента, пока не превратилась в сухую воблу. Я помню ее искренней девочкой, которая без оглядки влюблялась, но эта любовь проходила у нее за три дня. В их расставании с Дунаевским, думаю, виноват Максим. Он ведь бабник. Слышали, что его называют строителем? Он каждой своей бабе после развода оставлял по квартире и Наташе тоже оставил. Когда она пригласила меня в гости и показала рояль Исаака Дунаевского, отца Максима, я охренел!  Но так они поделили имущество.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Леонид НЕЧАЕВ родился 3 мая 1939 года в Москве.

В 1966 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.

Детские фильмы начал снимать в 1974 году. Его дебютом стала картина «Приключения в городе, которого нет».

Он автор кинокартин «Про Красную Шапочку», «Сказка о Звездном мальчике», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Не покидай».