Один из самых распространенных отзывов зрителей, выходящих с фильма «Аватар», звучит примерно так: «Хочу на Пандору!» Оно и понятно – растения, светящиеся ночью, цветы, меняющие окраску от одного прикосновения, шестиногие животные и прочие изумительные особенности флоры и фауны Пандоры не могут оставить равнодушными даже самых не самых природолюбивых зрителей. Но как мир «Пандоры» получился таким целостным и почти реалистическим? Ответ прост: Джеймс Кэмерон, похоже, так уверовал в этот мир, что в его создании не осталось ни малейшей шероховатости, неточности или неправдободобности.
ОН ТАМ БЫЛ!
Как и в случае с героями-На‘ви, Кэмерон стремился к тому, чтобы Пандора была узнаваемой, но вместе с тем не теряла своих экзотических, абсолютно новых свойств. Это мир, где неизвестное сливается с хорошо знакомым. «Мы хотели, чтобы животные и растения отличались от земных ровно настолько, чтобы напоминать зрителям, что это иной мир, но при этом восприниматься они должны легко», - говорит Кэмерон. Бросаются в глаза деревья высотой более 300 метров и парящие в воздухе горы. Этот размах и фантазия внушают благоговейный трепет, но в основе дизайна лежат знакомые каждому структуры.
|
«Джеймс Кэмерон не просто создал новый мир и перенес в него действие художественного фильма; казалось, что он действительно сам побывал там, сделал множество записей, а потом вернулся и перенес на бумагу каждую замеченную им деталь, воплотив ее затем в фильме», - рассказывает главный художник фильма Рик Картер.
«Я думаю, что у себя в голове Джим давным-давно закончил работу над фильмом “Аватар”, - говорит второй художник фильма Роберт Стромберг, контролировавший большую часть работы над дизайном Пандоры. - Нам оставалось только воссоздать его замысел». «Было нелегко удовлетворять требования Джима, потому что казалось, будто он представлял нам мир, который видел, а не только что придумал.
Он там побывал и теперь рассказывал нам об увиденном. Джим так подробно объяснял свой художественный замысел, что казалось, что эти вымышленные животные существуют на самом деле. Это свидетельствует о том, насколько тщательно он продумал каждого зверя, каждое насекомое. Он знает, чем они питаются, как спят и как взаимодействуют друг с другом».
Известно, что дотошный Кэмерон тщательно проверял каждую мелочь в художественном оформлении фильма – каждое создание, травинку, дерево, гору, облако, транспортное средство и костюм. Он, Стромберг, Картер и их команды регулярно задавались главным вопросом: «Это [художественное оформление] сработает?» Целью создателей фильма было заставить зрителей уйти от догматов, принять и откликнуться на то, что они видят на экране.
|
ЗЛОКОНИ, ТАНАТОР И ДЕРЕВО ДУШ
Среди многочисленных чудес Пандоры - мировая нейронная сеть, посредством которой связана вся растительная и животная жизнь планеты. Подобно нервной системе человека, эта сеть обеспечивает функционирование всех живых организмов на Пандоре как единой гармоничной системы. Центром этой сети - сердцем и мозгом спутника – является огромная, искривленная древняя ива, где зародилась раса На’ви и которая является для них источником жизненной силы, местом возрождения и познания. Это «Дерево Душ» находится в центре самого мощного магнитного поля Пандоры. Очень-очень давно невидимое поле создало необычные геологические формации в виде арок, образующих каменную радугу над глубокой кальдерой, в центре которой и возвышается Дерево Душ.
|
И в этих неповторимых условиях живут мириады различных существ, некоторые из которых создавались собственным подразделением команды фильма “АВАТАР” по разработке живых организмов под руководством Невила Пэйджа, а остальных прорисовывала группа Джона Розенгранта на студии Stan Winston Studios. Самый грозный из Пандорских хищников – это Танатор. «Танатор может съесть тиранозавра рекса, а на десерт полакомиться туземцем, – рассказывает режиссер. – Это пантера-дьявол».
Еще есть ядовитые змеи-оборотни, которых Кэмерон описывает как "лишенных волос, с лоснящейся кожей, которая выглядит как чешуйчатый панцирь. Самое ужасное - это лапы, похожие на кожистые руки".
|
Крылатое существо Банши играет важную роль в приключениях Джейка; в ритуале инициации На’ви Джейк должен укротить и оседлать банши, чтобы по праву занять свое место в клане. Сложность испытания усугубляется тем, что «избранным» банши, которого Джейк должен подчинить себе, оказывается тот, который больше всех желает смерти Джейка.
Пандорские Злокони, как видно из названия, в некотором роде напоминают земных лошадей, но у них есть несколько важных особенностей, придуманных и воплощенных специалистами Stan Winston Studios и Кэмероном, который описывает это животное как «шестиногого злобного тяжеловоза с усиками как у мотылька».
Среди разнообразного зверья Пандоры также оленеподобный Гексапид; свирепый молотоголовый Титанотер, похожее на носорога травоядное животное с плохими манерами и кувалдоподобной головой, и Леоноптерикс, главный летучий хищник, окрашенный в ярко-красные, желтые и черные полосы. Размах его крыльев составляет 25 метров. Более миниатюрные и кроткие виды животных на Пандоре включают в себя похожего на медузу Вудспрайта, который размахивает шелковистыми усиками, изящно паря в ночном воздухе. То, что На’ви называют Атокирина – это семена священного Утрайя Мокри, «Дерева голосов», поэтому они тоже являются важной частью «души» тропического леса. Когда семена оседают на Джейка, Нейтири воспринимает это как особый знак, и дела предпринимают неожиданный оборот.
|
C-21 Dragon, AT-99 SCORPION И ПРОЧИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗВЕРИ
Однако с некоторых пор мир Пандоры (тут хочется поставить «к сожалению» - настолько веришь в фильм и сочувствуешь аборигенам!) состоит не только из диковинных деревьев и животных, но и из приспособлений, созданных землянами. В основном это суровые машины, контрастирующие с изяществом природного мира планеты: летательные аппараты, костюмы усиленной подвижности и оружие. Все это продумывалось не менее тщательно, чем флора и фауна.
Лауреат премии «Оскар» Ричард Тэйлор и его команда разрабатывали в студии WETA летательные аппараты и оружие как для На’ви, так и для хорошо оснащенных сил Управления по разработке природных ресурсов. А знаменитый художник ТайРубен Эллингсон создал большинство транспортных средств, эксплуатируемых вооруженными силами на базе Врата Ада. Они создают яркий фон в эпической сцене битвы ямокопателей против банши и ожесточенных солдат против воинов На’ви.
Костюм усиленной подвижности придает дополнительную амплитуду движению своего оператора-землянина. Костюмы усиленной подвижности и их операторов-солдат перевозит, пожалуй, самый ужасный из летательных аппаратов Управления по разработке природных ресурсов – вооруженный вертолет C-21 Dragon. Этот гигантский винтокрыл напоминает хищное насекомое. Почти аналогичной разрушительной силой обладает модель AT-99 Scorpion. Это высокоскоростной и очень маневренный военный вертолет-штурмовик. В мире, где нет посадочных полос, эти винтокрылые летательные аппараты обладают очень важной способностью к вертикальному взлету и посадке. Хотя боевые летательные аппараты в фильме “АВАТАР” футуристичны, они должны казаться столь же знакомыми, как вооруженные вертолеты Huey времен Вьетнамской войны, чтобы внушить зрителям ощущение реальности происходящего.
Самым крупным летательным аппаратом в картине “АВАТАР”, длина которого составляет более километра, является ISV Venture Star, космический корабль, доставляющий сотрудников Управления по разработке природных ресурсов - включая Джейка - на Пандору. Аннигиляционные двигатели разгоняют корабль до скорости в семь десятых скорости света, но, тем не менее, полет на Пандору занимает почти шесть лет. В течение этого времени пассажиры находятся в криогенной заморозке, когда все жизненные функции временно прекращаются. Чтобы попасть на планету с орбиты, вновь прибывшие садятся на трансатмосферный корабль Valkyrie, далекого потомка челночного воздушно-космического аппарата.
Впрочем, даже все эти сложности наверняка не остановили бы тех, кто, выходя с фильма, мечтает попасть на Пандору: что нам шесть лет лёту и криогенная заморозка! Пока же это невозможно, остается пересматривать «Аватар» вновь и вновь – и каждый раз снова оказываться в волшебном мире планеты, похожей на рай.