Режиссер Люк Бессон: Дети выходят пьяными с моих фильмов

Режиссер Люк Бессон: Дети выходят пьяными с моих фильмов

Несколько лет назад Бессон грозился уйти на пенсию, но сейчас передумал.

История, начатая мультфильмом «Артур и минипуты», в новой картине продолжится, но не закончится. Вторая часть трилогии о приключениях мальчика с прической Люка Бессона в подземном царстве забавных крохотных существ, минипутов, обрывается на полуслове, что означает, что скоро Бессон с третьей серией снова примчится к нам.

- Мы уже в третий раз встречаемся с вами. Видимо, для вас очень важен бурно развивающийся кинорынок СНГ, - предположил я, но владелец кинокорпорации «Европа» с оборотами в миллиарды евро немедленно развеял мои инсинуации.

- Возможно, вам трудно это понять, но есть в жизни вещи поважнее, чем деньги. Например, человеческая честность. У меня отличные отношения с русским прокатчиком моих лент, и, когда он, узнав, что я нахожусь в Швеции, предложил мне приехать представить картину, я немедленно это и сделал. Когда могу, я всегда приезжаю. Был в России уже раз десять! Мне нравится, когда кто-то подходит и говорит, что следит за моим творчеством, начиная с «Голубой бездны», и мы обсуждаем «Леона» или что-то еще. Я ведь снимаю кино для зрителей. Но при этом никогда их не вижу, они скрыты от меня в темноте. Вот почему я люблю путешествовать и встречаться с публикой в разных странах.

«На пенсию больше не собираюсь»

- В прошлый раз вы грозились, что трилогия фильмов об Артуре станет последней картиной в вашей карьере.

- Нет, я сказал, что больше не хочу снимать как режиссер. Почувствуйте разницу. Я был очень утомлен. Это неудивительно, ведь я начал работать в 17 лет! В общем, несколько лет назад мне ничего не хотелось. Сейчас я, кажется, вышел из этого состояния. Вероятно, все же еще что-нибудь сниму.

Поймите, все для меня опять же упирается в честность. Если я выйду к зрителям с картиной, единственный смысл которой выкачать из них деньги, они сразу же это почуют. Поэтому, если у меня есть ощущение, что я не могу вернуться к ним с чем-то достойным, то я лучше посижу дома. Это мой способ продемонстрировать уважение зрителям. 

- Новый фильм будет игровым или анимационным? В Интернете написано, что после «Артура…» вы собираетесь делать еще один мультфильм.

- Вы больше читайте Интернет! Моя компания «Европа» запускает кучу разных проектов, в том числе мультипликационных. Два из них я продюсирую, но режиссеры там другие. Если после завершения трилогии об Артуре я соберусь снова снимать кино, то это будет игровой фильм.

- Откуда вообще такое увлечение мультипликацией?

- Никакого особого увлечения нет! Однажды мой друг-художник показал мне рисунок, сделанный к моей книге об Артуре. На нем был минипут, сидевший на листе дерева. Я увидел - и влюбился. И решил что-нибудь из этого сделать. Начал писать сценарий и понял, сколько всего можно сказать при помощи этих нарисованных персонажей! Для художника это очень заманчиво. В течение года мы изобретали существа, населяющие вселенную нашего фильма. Потом задумались: как физически воплотить это все на экране? Как должны выглядеть минипуты? Должны ли мы просто уменьшить актеров или попробовать нарисовать их в 3D? Так все и началось…

Я совершенно не увлекаюсь историей Средних веков, но история Жанны д'Арк ужасно меня интересовала. И метро не так уж меня привлекает, однако я снял «Подземку».

- Неужели и наемные убийцы, такие, как Леон, вас не интересуют?

- Представьте себе. Так что мульти­пликация - это просто наилучший способ рассказать историю про Артура. Только и всего. И потом особой разницы между «художественным кино» и мультипликацией я не вижу. Возьмите «Пятый элемент». Там полно нарисованных спецэффектов. По сути все то же самое. Главное - это история, которую я рассказываю, и персонажи, способные заинтересовать зрителей. Никто не пойдет в кино ради технологических примочек.

Как научить машину плакать

- Сколько лет вы положили на вашу мульттрилогию?

- Со времени, когда я увидел первый набросок, до момента, когда выйдет третий фильм, - ровно 9 лет.

- Вам их не жалко?

- Ну на что-то же их все равно бы пришлось убить! Это не худший вариант. И потом я ведь не работаю над трехмерной анимацией по 10 часов в день! Это 500 специалистов-компьютерщиков трудятся день и ночь. А я работаю над «Артуром» только по понедельникам в течение нескольких часов. Каждую неделю мне показывают результаты проделанного труда, а я регулирую этот процесс. И так в течение трех лет. А параллельно я занимаюсь другими вещами. Это очень удобно. Можно делать сразу два фильма.

- С кем вам проще работается - с живыми актерами или с аниматорами?

- Смешно, но, когда вы видите трехмерных персонажей, вы видите актеров. 4 месяца я снимал настоящих, живых актеров, как в нормальном кино. По новым технологиям их не нужно облеплять датчиками. Мы окружаем их камерами в количестве 9 штук. Этот процесс очищен от всего - не нужны ни костюмы, ни декорации. Все это потом добавляется на компьютере. Но от актеров по-прежнему требуются талант, живые чувства. Все это я и стараюсь ухватить. Трехмерное изображение очень механистично, мне нужно вложить душу в эту механику. Создать человеческую душу невозможно, можно только попытаться ее поймать. Вот вы видите мою принцессу Селению, когда она плачет. Конечно, это сыграла актриса, ведь машина плакать не умеет.

- Насколько я понимаю, это не те актеры, которые потом озвучивали ваших персонажей - от Мадонны и Дэвида Боуи до Роберта Де Ниро.

- Да, это совершенно другие актеры. Не такие известные, но тоже очень хорошие. Работающие в театрах, снимающиеся в кино. Конечно, они весьма разочарованы тем, что их лиц никто не увидит. Отсняв актеров и смонтировав сцену, я отдаю ее компьютерщикам, и те сидят над ней годами, превращая ее в 3D. Так что за техническую часть фильма я ответственности не несу.


Все экзотические существа в фильме Бессона сыграны живыми актерами.

Все экзотические существа в фильме Бессона сыграны живыми актерами.

«Я несу в мир свою карамельку»

- В 1990-х годах вы снимали фильмы, в которых было полно насилия. В 2000-х вдруг переключились на семейные анимационные фильмы. Только ли потому, что сами заимели детей?

- В молодости все мы немножко бунтуем. Общество тогда казалось мне очень спокойным и буржуазным.

- А что, сейчас буржуазности во Франции стало меньше?

- Конечно! Гораздо больше людей сейчас страдают из-за кризиса и безработицы. Я все это чувствую. Миллионам сейчас очень трудно. И я не хочу расстраивать их фильмами, полными убийств и кровавых разборок. Я хочу сказать им: «Я знаю, что вам нелегко. Приходите посмотреть наше кино - два часа вы будете улыбаться, и в финале вам станет чуть лучше». Чем еще я могу помочь? Меня никогда не выберут в президенты, но протянуть заболевшему человеку аспирин я могу. И на пару часов его головная боль пройдет. Несколько дней назад в Париже на премьере нашей картины я видел улыбки на лицах зрителей. И родителей, и детей, которые выходили с просмотра, как будто пьяные. Я был за них очень счастлив! Я знаю, что до конца дня они будут говорить об Артуре, принцессе и прочих героях картины. Мне нравится приносить в мир немного счастья, пусть даже в виде маленькой карамельки. Это оставляет у меня в душе хорошее чувство.

- «Леон» тоже был по-своему добрым, семейным фильмом. Не для маленьких детей, конечно. По крайней мере у нас к нему тоже относились как к «карамельке».

- Нет-нет, на «Леон» детей до 17 лет во Франции не пускали. Это у вас такое, наверно, показывают с 8 лет! И детишки, вероятно, находят этот фильм очень забавным.    

- Кризис как-то на вас повлиял?

- Во Франции я постоянно сталкиваюсь с людьми, потерявшими работу. Их семьи страдают, они не могут больше позволить себе часто ходить в кино. Я думаю, везде в мире творится одно и то же. У людей стало меньше денег, у прокатчиков нет больше средств приобретать столько же фильмов, как раньше. Но на моей энергии это, к счастью, не отразилось.  

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Люк БЕССОН родился в Париже 18 марта 1959 года. Родители - инструктора по подводному плаванию. Детство прошло на берегу моря в Греции и Югославии. Люк впервые увидел телевизор уже в зрелом возрасте, что не помешало ему сделать потрясающую карьеру в кинобизнесе. Основал собственную корпорацию «Европа», занимающуюся производством наиболее коммерчески успешных европейских картин. Был женат на актрисах Анн Парийо (Никита в одноименном фильме), Майвен Ле Беско (Дива в «Пятом элементе»; гражданский брак), Милле Йовович (Лилу в «Пятом элементе» и Жанна д'Арк в картине «Посланница: История Жанны д'Арк»). Нынешняя жена - Виржини Сила, сопродюсер последних проектов Бессона. Имеет четырех дочерей - Жюльетт, Шейну, Талию и Сатин.

5 лучших фильмов Люка Бессона:

  •  «Подземка»
  •  «Голубая бездна»
  •  «Никита»
  •  «Леон»
  •  «Пятый элемент»

Политика

Плотницкий: в ближайшее время в луганском конфликте будет поставлена точка
Плотницкий: в ближайшее время в луганском конфликте будет поставлена точка 141

Руководитель "республики сказал, что не покинет территорию.

Люди, которые нас удивили
Люди, которые нас удивили 111

ОБСЕ - о ситуации в Луганске: в целом спокойно, но проехать не дали
ОБСЕ - о ситуации в Луганске: в целом спокойно, но проехать не дали [фото] 167

Глава "ЛНР", в свою очередь, заявил, что переворот в "республике" не удался.

Экономика

Президент  М.С.Л.  объявил награду в 250 тыс. гривен тому, кто предоставит доказательства обвинений
Президент "М.С.Л." объявил награду в 250 тыс. гривен тому, кто предоставит доказательства обвинений 619

Президент оператора государственных лотерей "М.С.Л." Георгий Ложенко объявляет награду в размере 250 тыс. гривен тому, кто предоставит доказательства принадлежности компании к "Альфа-групп".

В США введут пошлины на стальную катанку из России и Беларуси
В США введут пошлины на стальную катанку из России и Беларуси 184

Министерство торговли США обвинило Россию в демпинге при поставках стальной катанки.

10 главных правил для черной пятницы
10 главных правил для черной пятницы 767 1

Как устроена грандиозная распродажа, что, где и когда брать, а также как во всем этом поучаствовать украинцам.

Общество

Ученые выдвинули новую гипотезу появления жизни на Земле
Ученые выдвинули новую гипотезу появления жизни на Земле 390

Сильные потоки космической пыли, которые перемещаются в космосе со скоростью до 70 километров в секунду, могут переносить мельчайшие живые организмы.

Фотофакт: Вооруженные люди в центре Луганска

Охрана Вечного огня: у Кивы и  Киевгаза  появился конкурент
Охрана Вечного огня: у Кивы и "Киевгаза" появился конкурент 560

Для патрулирования Парка Славы в Киеве еще одну группу собирает бывший глава Украинского бюро Интерпола.

Светская хроника и ТВ

СБУ запретила звезде  Сватов  въезд в Украину на три года
СБУ запретила звезде "Сватов" въезд в Украину на три года 749

В черный писок попал актер Федор Добронравов.

В Киеве пройдет Pole Dance SHOW – по мотивам сказки Снежная Королева
В Киеве пройдет Pole Dance SHOW – по мотивам сказки Снежная Королева 108

Новая история. Новые герои!

Легендарные Smokie в редакции  КП в Украине :  Водку мы попробовали. Из уважения
Легендарные Smokie в редакции "КП в Украине": "Водку мы попробовали. Из уважения" 271

Бас-гитарист Терри Аттли и солист группы Майк Крафт за несколько часов до концерта в Киеве побывали в гостях у "КП в Украине".

Спорт

Украинский спортсмен победил в ультрамарафоне в Нью-Йорке
Украинский спортсмен победил в ультрамарафоне в Нью-Йорке 130

Дмитрий Молчанов из Новой Каховки 60 км пробежал за четыре часа.

Тренер  Наполи :  Сломали игру  Шахтера  в пас и выиграли матч
Тренер "Наполи": "Сломали игру "Шахтера" в пас и выиграли матч" 656

Маурицио Сарри остался доволен действиями своей команды в матче с "Шахтером" и рассчитывает на большее в этом розыгрыше Лиги чемпионов

Паулу Фонсека:  Верю, что все еще надену маску Зорро
Паулу Фонсека: "Верю, что все еще надену маску Зорро" 510

Наставник "Шахтера" поделился впечатлениями от игры пятого тура Лиги чемпионов против "Наполи"