О юбилейной программе, опере «Мастер и Маргарита», которую писал больше 30 лет и презентовал в конце сентября, и даже о личной жизни Градский рассказал «Комсомолке» накануне гастролей.
ГЕЛЛОЙ СТАЛА ЛОЛИТА
- Александр Борисович, почему вы так долго «рожали» это произведение?
- Сам процесс рождения был несколько короче - где-то лет семь. Тема требует очень осторожного подхода. Роман весьма популярный, он имеет огромное значение, его выход был целым событием. Чтобы за эту тему браться, нужно избежать желания спекульнуть. Обращаться с ним, как с некой попсой, - глупо, неправильно. Поэтому потребовалось много времени, чтобы вообще решиться на это.
Единственное, что я делал, когда придумывал отрывки или большие сцены, - показывал их друзьям. А они люди знающие - филологи, музыканты. Показывал эти куски, просто на рояле играл и смотрел на их реакцию: нравится - не нравится, заинтересуются или нет.
- Им нравилось?
- Именно это в конце концов и стало решающим обстоятельством, заставило меня заниматься оперой. Когда я видел, что люди улыбаются, ставил некую галочку для себя. Почему именно сейчас записал оперу? Возраст подходит. Можно было доиграться до того, что голос перестанет звучать.
- Сколько персонажей в опере? И как вы выбирали актеров на роли?
- Больше пятидесяти. По ходу работы пришлось отказаться от некоторых - и так опера идет больше трех часов. Выбирал по характеру, так что драматические артисты все попали. Что касается вокалистов, там было по-другому. Они должны прежде всего быть управляемыми во время записи. У меня было всего три-четыре отказа из шестидесяти человек. Это произошло по взаимному соглашению, что-то не получилось.
- У вас Лолита поет партию Геллы. Почему она?
- Я Геллу именно такой видел. Партии в опере все небольшие, но очень значимые и характерные.
«ДИСКИ С ОПЕРОЙ У МЕНЯ БЕРУТ ЯЩИКАМИ»
- Вы привезете диски с оперой в Украину?
- Не знаю, будут ли их покупать, стоимость довольно приличная - альбом стоит 100 долларов (четыре диска в коробке в виде книги. - Авт.). А вот в России диск продается просто фантастически хорошо, я даже не ожидал. У меня его берут ящиками, наверное, потому что это красивый подарок. Если я иду в гости, подарок за 100 долларов при моих заработках - не очень дорого. А к альбому купить цветы - уже вполне красиво.
- Роман Булгакова достаточно «растиражирован» в фильмах, спектаклях. Вам какие-то из прочтений «Мастера и Маргариты» понравились?
- Нет, все настолько ужасно... Два фильма по роману мне не понравились, и я даже испытал от этого некое удовольствие. Конечно, я борюсь с этим чувством. Но я боялся, если мне понравится, то мое прочтение окажется с ними в одном ряду. Видимо, экранизация - дело очень тяжелое, потому что режиссер и актеры дают тебе свой образ персонажа, а ты по книжке представлял его себе совершенно другим. Музыка - искусство условное, она дает шанс каждому услышать и дофантазировать, каждый придумает себе изображение сам.
АЛЬБОМ ОФОРМЛЯЛ ВМЕСТЕ С МАКАРЕВИЧЕМ
- Ваша опера когда-нибудь появится на сцене или экране?
- Очень трудно это себе представить. Я - автор и имею право вето на любую попытку. Для того чтобы я это право не применял, нужно, чтобы мне понравилось. А для того чтобы мне понравилось, должен быть поистине голливудский размах. Не думаю, что у нас кто-то захочет потратить огромные деньги, у нас привыкли делать за три копейки.
- Альбом оформлен в виде книги, вам помогал его создавать Андрей Макаревич…
- …И его сестра Наташа, она тоже художник. Андрей нарисовал, а она отвечала за компьютерное оформление. Обложку я придумал - металлический треугольник с двойной «V» и камушками, похожими на те, что были на портсигаре Воланда.
- Вы исполнили в своей опере главные партии: Мастера, Иешуа, Воланда...
- Четыре. Еще Бегемота.
- Вам нравится Кот Бегемот?
- Страшно нравится (заразительно смеется. - Авт.). Я его так здорово спел!
- Александр Борисович, почему вы не доверили исполнение этих партий другим певцам?
- А никто не смог это сделать... Это проблема, все-таки у нас нет нужного количества исполнителей. Эти роли пришлось трактовать по-своему. Автор сидит в сумасшедшем доме и представляет себя в роли своих персонажей. Так, по сути, всегда автор и делает.
«МОЙ ОТДЫХ - ДИВАН И ФУТБОЛ»
- Часто приезжаете в Украину?
- Каждый год бываю в Крыму. Отдыхаю у друга, у него частный дом прямо на берегу. У меня много друзей в Киеве. Вообще мой папа родился в Полтаве. В детстве я там бывал.
- Как вы любите проводить свободное время?
- У меня нет свободного времени. В основном, если я пытаюсь отдохнуть, - это диван и футбол. Болею за «Спартак», кстати, болел и за киевское «Динамо», но когда «Спартак» играл не с ним.
- Кроме футбола, что-то смотрите по телевизору?
- Новости. Мне нравится, когда меня не ангажируют, просто информируют. Поэтому самые лучшие новости - CNN и в формате No comment.
- Вы следите за отношениями между нашими странами?
- Я не оригинален - всегда был за то, чтобы мы были единым народом. Но всегда с большим уважением относился к выбору людей. Если украинцы решили жить отдельно, это их право, его надо уважать. Если люди вдруг захотят неожиданно объединиться в одно государство, будет здорово.
У меня однажды был смешной диалог с ярым украинским националистом. Он отстаивал Украину, говорил, что Россия не дает развиваться. На что я сказал: «Да, вы знаете, я очень хочу, чтобы мы объединились и пусть наша столица будет в Киеве». Тут он как-то задумался, и глаза его поблекли. Спор на этом прекратился.
- Вас часто можно увидеть на канале «Ностальгия». Есть грусть по советским временам?
- В то время было много вещей ужасных, но были какие-то очень мне симпатичные. Например, мне нравились отношения. Не возникало вопроса участия в чьем-нибудь проекте за деньги. Приходили и делали это совершенно бескорыстно. Сегодня все завязано на контрактах.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в Челябинской области. Заслуженный деятель искусств России и народный артист России. В середине 1960-х создал одну из первых советских рок-групп. В 1974 году окончил факультет сольного пения музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Тогда же сочинил музыку для фильма Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных». За эту работу журнал «Билборд» назвал Градского «Звездой года» за выдающийся вклад в мировую музыку.
Написал музыку для сорока фильмов. Из них самые известные: «Узник замка Иф», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «В августе 44-го», «Раба любви».
На счету Градского музыка и исполнение песен в мультфильмах «Принцесса и Людоед», «Легенда о старом маяке», «Перевал».
КСТАТИ
Опера «Мастер и Маргарита» пока существует только на дисках. Собрать на одной сцене актеров и вокалистов, озвучивших булгаковских героев, нереально. Шестьдесят партий спели как известные, так и начинающие артисты, среди них оперные, эстрадные и драматические: Иосиф Кобзон (первосвященник Каифа), Николай Фоменко (Коровьев), Олег Табаков (Семплеяров), Валерий Золотухин (Никанор Иванович Босой), Александр Розенбаум (доктор Стравинский), Юлия Рутберг (Аннушка), Леонид Ярмольник (вахтер в «Грибоедове»).