Киев Константин Аркадьевич посетил в понедельник для того, чтобы поведать журналистам о спектакле «Азбука актера», который «Сатирикон», отметивший в октябре 70-летие, впервые покажет киевлянам 26 ноября.
- Весь материал создан из учебного процесса. Мы взяли результаты наших институтских экзаменов и, отредактировав их, сделали спектакль, - говорит Райкин. - Мы возили его по Европе, США, России, Канаде. В нем играют молодые артисты моего театра, которые были моим курсом в Школе –студии МХАТ, и я сам. Мы с коллегами решили сделать спектакль о том, как становятся артистами, как обучаются актерскому делу. Сам по себе этот процесс довольно забавный.
- Как «Сатирикон» отпраздновал недавнее 70-летие?
- Все было тихо, без большой «пены»: сыграли один из наших последний спектаклей, пригласили наших старых работников и разошлись по домам.
Изменения в театре за эти годы произошли огромные – сначала он был маленький. эстрадный, уникальный благодаря гению папы театр одного актера. Сейчас он ансамблевый, без какого-то явного лидера. Я понимаю, что я им руковожу, ну, играю иногда. Если я играю в спектакле, то главные роли, и считаю, что это правильно - не буду же я играть эпизод – тогда спектакль будет кренить, а он должен быть отцентрован. Но большая часть спектаклей в реперуаре обходится без моего участия, а театр при этом процветает – зрители ходят не только на Райкина, а на целый ряд замечательных артистов.
Сейчас всю свою жизнь и помыслы талантливый актер и театральный режиссер связывает исключительно с театром. А вот с кино Константин Райкин «завязал».
- Мне неинтересно работать в кино, - говорит режиссер. - Если сравнивать с тем, что каждый день мне приходится делать в театре, это так интересно, я ни на что это не променяю. У меня есть пример, когда я отказывал режиссерам – даже Герману и Спилбергу отказал. И потом еще сумма была неплохая - 17 миллионов долларов… Но я сказал «нет» сразу, не задумываясь… А когда был юбилей у Эльдара Рязанова, которого я очень люблю как зритель, я ему сказал: Эльдар Александрович, я вас обожаю как режиссера, но в вашем творчестве есть один небольшой изъян – вы никогда меня не приглашали сниматься. Я вас прошу: пожалуйста, пригласите меня. Вы не бойтесь: я все равно у вас сниматься не буду! Но в списке режиссеров, которым я отказал, нету Рязанова. Пригласите меня, не бойтесь, я вам все равно откажу, но тогда у меня будет против вашей фамилии стоять большая галочка. Так что нет у меня стремления сниматься в кино, я свой выбор уже сделал.