Дали подзаработать
Знаменитого режиссера не стало ровно 20 лет назад. В Музее кино на Одесской киностудии на «Стенде славы» висит портрет Андрея Тарковского.
- После третьего курса ВГИКа Тарковского, как и Шукшина, направили к нам на производственную практику. Андрей был ассистентом режиссера в фильме «Два Федора», а Василий сыграл в нем главную роль, - рассказывает «КП» директор музея Вадим Костроменко. - Помню, Марлен Хуциев (главный режиссер фильма. - Прим. авт.) даже поручал Тарковскому самостоятельные съемки - когда сам не мог присутствовать по каким-то причинам. Я тоже был задействован в этой картине как параллельный оператор (снимал общие кадры). Мы работали с Тарковским вместе, общались на равных. Знал бы я тогда, что Андрей станет таким великим, - запоминал бы каждую минуту общения с ним!
В конце 60-х годов Тарковский был в опале. Когда готовилась к съемкам картина «Один шанс из тысячи» (1968), в Одессе вспомнили о Тарковском и позвали в картину соавтором сценария и художественным руководителем к режиссеру Левону Качеряну. Здесь хотели поддержать Андрея, дать ему подзаработать.
Роман с актрисой
Однако вскоре Левон сильно заболел, а потом и умер. Фильм нужно было заканчивать, а режиссера не было. Казалось бы, почему не продолжить дело своего коллеги Андрею?
- Качерян и Тарковский были друзьями. Однако Андрей отказался продолжать съемки, как, впрочем, и другие режиссеры, - вспоминает монтажер ленты «Один шанс из тысячи» Эльвира Серова. - Дело в том, что это был не его фильм. Тарковский тогда уже имел имя, свой почерк… После смерти Левона производство картины мы заканчивали уже в Москве, сами. На монтаж Тарковский не приходил, а вот отснятый материал пару раз смотрел. Активно общался с актерами, некоторые из них потом снимались у него в «Андрее Рублеве». Кстати, в то время еще ходили слухи, что у Тарковского был роман с одной из актрис, занятых в нашем фильме, - Жанной Прохоренко…
Жанна Прохоренко, по воспоминаниям очевидцев, позже, в 80-х годах, закрутила роман и с Артуром Макаровым, который был соавтором в картине «Один шанс из тысячи», в результате чего ее возлюбленный даже распрощался с законной женой. Интересно, что Макаров, Тарковский и Шукшин крепко дружили между собой…
В 1984 году Андрей Тарковский, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Андрей Тарковский - сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. В 1951 - 1952 гг. учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения. В 1952 - 1953 гг. работал во ВНИИ цветных металлов и золота, поездил по стране с геологическими партиями. В 1960-м окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера - короткометражка «Каток и скрипка» - на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961-м получила главный приз. Затем работал на киностудии «Мосфильм» сценаристом. Мировую известность ему принесла первая полнометражная работа - «Иваново детство» (1962), а также «Андрей Рублев», «Солярис» и «Сталкер».
ЗА КАДРОМ
Фильм «Два Федора», который ознаменовался рождением новой звезды экрана, снимался в 1958 году. И в справочниках именно эта лента записана как первая работа Шукшина в кино. На самом деле впервые Василия Макаровича сняли на камеру двумя годами раньше - в 1956-м, в знаменитом «Тихом Доне». Так что в принципе в 2006-м можно отмечать юбилей начала его кинокарьеры. Правда, в «Тихом Доне» молодой актер сыграл всего лишь крохотный эпизод - выглядывающего из-за плетня матроса (во второй серии фильма).
Новичкам такое и не снилось
Летом 1959 года Шукшин, студент ВГИКа, оказался на актерской практике в Одессе и совершенно неожиданно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора». Такой взлет в начале карьеры произошел случайно, уверяет Вадим Костроменко.
- Марлен искал актера на главную роль, - рассказывает «Комсомолке» Костроменко. - А тут Вася Шукшин приехал. Марлен увидел его и сразу взял на главную роль, что, как правило, для практикантов исключено. Тогда еще никто не знал, что получится из Шукшина...
Равеля вы сыграть смогли бы?..
- В одном эпизоде по сюжету фильма Вася Шукшин после работы приходит в свой полуразрушенный дом, снимает обувь, разматывает портянки. Мне нужно было снять крупным планом, как он двигает пальцами уставшей ноги. Думал, что это просто сделать. Но не тут-то было! Марлен очень серьезно отнесся к этому кадру. Он нашел где-то «Болеро» Равеля и во время репетиции просил всех выйти, включал музыку и заставлял Васю слушать, пытаться как бы играть пальцами под аккомпанемент. Шукшин тренировался. А потом Марлен обращался к Шукшину: «Ну что, Вася, снимем?» В итоге у актера хорошо получилось. А другой эпизод непроизвольно придумал сам Шукшин. По сюжету, демобилизованный Федор, садясь на поезд, видит на платформе несчастного мальчика. Выскакивает, забирает его, бежит за вагоном, а потом вскакивает на подножку. Но в одном из дублей Вася упал. Пересняли кадр. Но когда смотрели отснятый материал, то решили оставить «неудачный» кадр. Он получился более естественным.
Кстати, как-то сам Марлен Хуциев признался, что за этот длиннющий кадр коллеги его отчаянно критиковали.
- Мне говорили: «Что он у тебя тут стоит и стоит?» - вспоминал режиссер. - Мол, разрежь, перебей чем-то другим. Однако как хорошо, что я не послушался!
БЫЛО ДЕЛО
Интересно, что Шукшин едва
не встретил премьеру ленты «Два Федора»... в кутузке! Накануне выпил лишнего и устроил скандал в общественном месте. За что и был задержан милицией. Когда об этом узнал Хуциев, он тут же бросился в отделение выручать актера. Начальник отделения долго не хотел идти навстречу режиссеру: «У нас перед законом все равны! А артисту тем более непозволительно вести себя подобным образом!»
И все же уломать милиционера таки удалось - Хуциев пригласил принципиального стража порядка на премьеру картины, пообещав устроить ему
лучшие места в зале. Фильм зрители приняли на ура, Шукшина-актера заметили и стали приглашать в другие картины.