Загрузить еще

Актриса Алиса Гребенщикова: «Чем больше снимаюсь, тем больше мне мешает фамилия»

Актриса Алиса Гребенщикова: «Чем больше снимаюсь, тем больше мне мешает фамилия»

Алису Гребенщикову можно назвать человеком счастливым: детство, которое вспоминаешь с удовольствием, понимающие родители, неповторимые друзья, любимая работа. А еще - маленький сын, который для актрисы - центр Вселенной. Но вот с другой стороны, не так уж все у этой девушки в жизни безоблачно. Мама и знаменитый папа развелись очень рано. Вскоре у Алисы появился второй папа. И девочка с детства привыкла считать, что у нее три бабушки, два папы и одна мама.

Сыну Алисы чуть больше года, но с его отцом жизнь актрисы не задалась сразу. Они расстались. С работой далеко не всегда складывалось на «отлично», а фамилия, магическая для миллионов - Гребенщикова, - порой только мешала. Да и кому приятно, когда тебя постоянно сравнивают с отцом, причем сравнение идет не в твою пользу?

На фотографиях Алиса выглядит девочкой взбалмошной и смешливой, при этом она обладает редким упорством и недюжинной трудоспособностью. После главных ролей в театре многие начинающие актрисы отказываются от эпизодов, Алиса Гребенщикова - никогда. Она любит работать. Главное - чтобы роль была интересная и в достойном проекте. Критику в свой адрес воспринимает адекватно. В отличие от ровесников, тоже известных актеров, Алиса обычно открыта для общения и с журналистами ведет себя без «понтов» и высокомерия.

«ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА СТАЛА УДЕЛЯТЬ СЕБЕ НАМНОГО МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ»

- Алиса, сейчас в Киеве вы снимаетесь в многосерийном телефильме «Вера. Надежда. Любовь», где в свои 30 играете пожилую женщину. Это у вас первая возрастная роль?

- Вторая. Еще был фильм «Вероника больше не придет». Там моей героине хорошо за сорок, при этом в душе она остается ребенком. А вот в данном проекте я действительно впервые проживаю женскую судьбу от 23 до 60 лет.   

- В телесаге вас «старят» с помощью сложного грима. Не боитесь, что он нанесет существенный вред коже?

- Когда латекс снимают, на лице определенное время действительно держатся морщинки. После грима я стараюсь делать маски, хотя своего косметолога не имею, а на салоны нет времени. Разве что периодически удается наложить на лицо крем. Вот и все секреты красоты.

После рождения ребенка стала уделять себе намного меньше внимания, хотя и раньше не увлекалась косметическими процедурами. Сейчас и в Москве, и в Киеве у меня большая занятость. Параллельно идет подготовка к следующему сезону «Ледникового периода». Поэтому на протяжении долгого времени не предвидится ни одного выходного дня.

- Когда мама на работе, кто за Лешей присматривает?

- Как говорит мой дедушка: «Алиска у нас - тигрица, никому своего ребенка не доверит». Поэтому ни о каких нянях, даже с самыми распрекрасными рекомендациями, речь не идет. Мне об этом даже страшно подумать. И не потому, что я ярая противница помощниц по хозяйству, нянь. Просто никого не подпускаю к Алеше. Когда он был совсем маленький, я его даже в руки никому не давала! Ни подружкам, ни знакомым. Хотя в этом плане я совершенно не суеверная. Просто боялась: не так малыша возьмут, не дай бог, случайно сделают больно.

Поэтому моя мама ради нас с Лешей совершила мужественный поступок - переехала из Петербурга в Москву. Теперь мы втроем живем в Подмосковье, где снимаем дом. Может, это и не совсем удобно для моей работы, зато там чудесный воздух, природа и Леша чувствует себя очень хорошо.

«Я НЕ ЗАМУЖЕМ И С АЛЕШИНЫМ ПАПОЙ НЕ ЖИВУ»

- Про вашего знаменитого отца известно практически все. А мама кто по профессии?

- Инженер-экономист. С моим родным отцом они развелись достаточно быстро, мне еще и четырех не было. Вскоре мама второй раз вышла замуж, и у меня появился еще один прекрасный папа, который меня и воспитал. Он - практикующий и преподающий психотерапевт, проректор Института гештальт-терапии. У него много научных работ, часто ездит по стране, выступает на конференциях.

- Вы уж извините, но какая кошка пробежала между вами и папой маленького Алексея, почему одна воспитываете ребенка?

- Я не замужем и с Алешиным папой не живу. Так получилось, специально причины для разрыва я не искала. Главное - чтобы ребенок был счастлив и здоров. Ну а наша с ним самая надежная опора - мои родители, дедушка.

- В жизни громкая фамилия не мешает?

- Чем больше снимаюсь, тем больше мешает. У меня есть свой зритель, которому абсолютно безразлично, какая у Алисы фамилия. Я давно существую как самостоятельная творческая единица. И если оступлюсь, это будет исключительно моя ошибка, а не рок-гуру Бориса Гребенщикова.

Некоторые журналисты обожают выяснять, помогает ли мне отец в искусстве пробиваться. Всегда отвечаю честно: у интеллигентных людей не принято звонить и просить о чем-либо. Даже не могу представить ситуацию - Борис Гребенщиков звонит режиссеру и просит: «У меня дочка артистка, возьми ее в свой спектакль». Допустим, я приду по протекции и… совершенно не подойду режиссеру. Что, спрашивается, ему делать? Звонить Борису Гребенщикову и оправдываться?

- Отец бывает на ваших театральных премьерах, смотрит фильмы с вашим участием, критикует дочкины работы?

- Боже упаси! Мы с ним всегда находим совершенно другие темы для обсуждений. Они нас волнуют намного больше, нежели профессиональные успехи друг друга. Все, что я хочу у отца спросить и узнать, - это наши личные с ним отношения, которые не стоит выносить на обозрение публики. Поэтому мы не любим о них рассказывать. Это наше и только наше. И отец, и я в силу профессии открыты миру и много лишнего о себе рассказываем. А это значит, что кое-что стоит оставить за печкой.

«ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД» ПОМОГ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

- В прошлом сезоне «Ледникового периода» вы выступали, находясь в положении…

- У меня был прекрасный партнер Алексей Тихонов, который глаз со своей подопечной не сводил, из рук не выпускал. Очень берег. И я практически не падала. Правда, Леша поначалу ничего не знал о моем интересном положении. Ну а когда узнал, начал трястись над ученицей и беречь еще в четыре раза сильнее.

- Все равно большой риск. Не возникало желания прекратить тренировки?

- Нет. Ведь это приносило море удовольствия, счастья, радости. В то время меня мучил сильный токсикоз, но лишь только я выходила на лед, все проходило. Если бы я не тренировалась, а лежала дома да рыдала дни и ночи напролет, наверняка пришлось ложиться на сохранение. А так была занята по горло, поскольку находилась при любимом деле, хорошо себя чувствовала. Более того, была самым счастливым человеком на Земле.

МОГУ СНИМАТЬСЯ ОБНАЖЕННОЙ ДЛЯ «ПЛЕЙБОЯ», И ПРИ ЭТОМ В МОЕЙ СУМКЕ ЛЕЖИТ ТОМИК БРОДСКОГО

- У вас такое необычное имя…

- У него несколько историй. У мамы в детстве была любимая кукла Алиса. Кроме того, свою роль сыграла обожаемая и родителями актриса Алиса Фрейндлих. А еще любимым музыкантом и кумиром для мамы и папы всегда был Элис Купер.

Имя действительно красивое. В школе и пионерлагере тезок у меня не было – Алисой всегда была я, одна - неповторимая.

- Вас в школе как-то дразнили?

- Нет. У нас даже прозвищ не было. В тех школах, где я училась, это не принято. Зато у нас с подругами существовала своя тайная игра, нечто сродни клуба благородных девиц.

- Откуда в столь нежном возрасте феерические, даже мифические мечты о балах, каретах, светских приемах?

- Девочки всегда мешают о балах. Мы писали друг другу письма в стиле светских салонов позапрошлого века. И хотя Петербург тогда еще назывался Ленинградом, мы писали послания с «ятями», специально старили бумагу, таким образом, добиваясь  некоего правдоподобия старины. Стилизовали речь, придумывали звучные псевдонимы. К примеру, я была княгиней Жерменаль, а подруга – графиня Розенталь. Но это была наша с ней глубочайшая тайна. О ней мы никогда не говорили в школе, лишь тайно переписывались.

Недавно почитали сохранившиеся послания, и поняли, что, несмотря на игру, темы поднимались близкие – школа, задания…«Милостивая государыня, не соблаговолите ли сообщить, как изволите готовиться к контрольной по алгебре?»  

- Почему тогда после столь рафинированных увлечений, вы явились на вступительные экзамены с театральный институт в достаточно неформальном виде – с проколотым носом, красным цветом волос и черным маникюром?

- В моей жизни есть ключевое понятие – объем. И я всегда за него борюсь в профессии. Ни одна роль не может быть однозначной, написанной одним мазком. Еще Станиславский учил: «Играешь доброго – ищи в нем злодея. Играешь злого - ищи, где он добрый». Все, что придает объем - важно. И если во мне уживаются самые разные качества, я того совершенно не стесняюсь. Наоборот, могу сниматься обнаженной для «Плейбоя», и при этом в моей сумке лежит томик Бродского. Любой человек многогранен. Поэтому сережка в носу, красные волосы абсолютно не мешали мне выучить наизусть всего Евгения Онегина. Все это уживается вполне органично.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Алиса ГРЕБЕНЩИКОВА родилась в Ленинграде 12 июня 1978 года в семье гуру от рок-музыки Бориса Гребенщикова. В 1999 году окончила СПбГАТИ (бывший ЛГИТМиК) и была приглашена в труппу МХАТ им. Горького, что повлекло за собой переезд в Москву.

С 2001 года, после ухода из МХАТа, играла в антрепризных спектаклях.

В кино дебютировала в 1997 году в фильме Дмитрия Месхиева «Американка».

В 2005 году на фестивале «Улыбнись, Россия» удостоена премии имени Фаины Раневской за лучшую женскую роль (фильм «Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке»).