28501
0
Загрузить еще

Директор одесского Музея кино, режиссер Вадим Костроменко: «Фатеева никогда не опаздывала, а Соломин не умел играть любовь»

Директор одесского Музея кино, режиссер Вадим Костроменко: «Фатеева никогда не опаздывала, а Соломин не умел играть любовь»
Фото: Фатеева и Костроменко на съемках фильма «Ответная мера», 1974 год. Наталья пила только воду!

Ветеран кино делает все возможное, чтобы сохранить память о советском прошлом киностудии: проводит экскурсии по кинопавильонам, выпускает книги и ведет телепередачи. Ведь он знает то, чего не знают даже многие киноманы, так как ему посчастливилось поработать на одной съемочной площадке со знаменитыми режиссерами и актерами.

ТОДОРОВСКИЙ БЫЛ ОПЕРАТОРОМ «ВЕСНЫ НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ»!

- Вадим Васильевич, когда и как вы увлеклись кино?

- Случайно. В школе учительница дала задание написать рецензию на фильм. Я пришел в библиотеку, и мне попалась книга Анатолия Головни об искусстве кинооператора. Вот и загорелся. После школы поехал поступать во ВГИК, на оператора, а там в экзаменационной комиссии сидел сам Головня! И я поступил!

Моим мастером был педагог от Бога, постоянный соавтор фильмов Михаила Ромма - кинооператор высшего класса Борис Израилевич Волчек. Он не мучил нас азами операторского мастерства, давал нам неограниченную свободу. А еще он говорил: «Хочешь быть хорошим оператором, будь хотя бы наполовину режиссером». Многие мои коллеги поняли это буквально и, побыв операторами, ушли в режиссуру...

- Ну да… Вы, Тодоровский…

- Петя Тодоровский тоже учился у Волчека, но окончил учебу на операторском факультете раньше меня. Кстати, на Одесской киностудии он снял как оператор-постановщик такие яркие картины, как «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым, «Два Федора» с Василием Шукшиным (а я был оператором параллельных съемок этого фильма), «Жажда» с Вячеславом Тихоновым. А на свою первую режиссерскую работу - фильм «Верность» - в 1965 году Тодоровский позвал меня оператором. Он многому научил меня…

Фронтовик Петр Тодоровский начинал свой путь в кино как оператор. Одной из его картин была «Весна на Заречной улице».

- И какой «урок» запомнился больше всего?

- Воспринимать мир таким, каков он есть. Помню, как трудно мне было временами на съемках «Верности» и как себя по-дружески, по-человечески вел Тодоровский.

Раз в неделю мы отправляли отснятый материал в Одессу на проявку. Однажды случилась беда. Мне позвонил мой ассистент Слава Бородай и сообщил, что пленка забракована (самолет с киноматериалами пролетал над объектами повышенного уровня радиации, это и подсветило пленку). Когда я об этом узнал, то хотел распрощаться с жизнью. Получалось, что я был виноват перед всеми: перед актерами - за несостоявшиеся сцены, перед режиссером - за сорванный дебют, перед Булатом Окуджавой - это тоже был его дебют в кинодраматургии, перед студией - за невыполненный квартальный план. И переснять ничего нельзя, ведь снег уже растаял. Не знал, как сказать это Тодоровскому. Ему сказали другие. Помню, как он меня успокоил: «Ну что ты, Вадим… Не война ведь. Все остальное переживем». И мы таки пересняли! Улицы засыпали тоннами соли, алебастра, пеной из пожарных машин наворачивали сугробы. Даже жюри Венецианского фестиваля подделки не заметило! Тодоровский получил приз за лучший дебют. Это был первый фильм Одесской киностудии, который прорвался за «железный занавес»…

Я не раз, когда жизнь, бывало, загоняла в очередной глухой угол, вспоминал простую мудрость фронтовика Петра Тодоровского: «Так не война же!» Он знал цену настоящей беды…

А вообще на съемках у Тодоровского было весело! Он умел создать настроение на площадке, и люди, как бы ни уставали, расходиться после съемок не хотели, хотя снимали без выходных. А еще Петя не расставался с гитарой, пел и писал юморные стихи, посвящал их актерам.

 

«ФАТЕЕВУ ДАЖЕ РЮМОЧКУ ВЫПИТЬ НЕ ЗАСТАВИШЬ»

- Кто был актерской удачей в ваших режиссерских работах?

- Юрий Соломин. Как-то я задумал сюжет о том, как в разрушенной революцией и гражданской войной стране проводилась операция по спасению раритетов, которые так и норовили вывезти за рубеж. На одну из главных ролей мне хотелось пригласить именно Соломина. На то, что он согласится, надежды было мало. Ведь Юрий - звезда, а я всего лишь тогда начинающий режиссер! Но он дал добро на роль в моей картине «Квартет Гварнери». Через время я спросил - почему? Знал, что не ради денег (Соломин получал за один съемочный день 40 рублей). Ответ был прост: ему очень понравился сценарий, а остальное - не главное.

Когда снимали Соломина, среди женской половины группы был ажиотаж. Но он не отвечал взаимностью никому из поклонниц. А мне как-то признался, что не умеет играть любовь, потому что не умеет врать: он любит жену...

- А первая красавица советского кино Наталья Фатеева произвела на вас впечатление?

- О, это потрясающей дисциплины актриса! Она очень берегла свой организм. Ложилась спать строго по расписанию, вставала за три часа до съемок, делала зарядку и никогда не опаздывала. Выпить хотя бы рюмочку ее невозможно было заставить! Ну и в жизни, как и на экране, она была красавицей, приятным, контактным человеком…

 

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Вадим КОСТРОМЕНКО родился в Артемовске Донецкой области. Окончил ВГИК (мастерская Бориса Волчека). Режиссер, оператор, сценарист. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР.

Как режиссер снял фильмы «Всадники» (1972), «Ответная мера» (1974), «Квартет Гварнери» (1978), «Секретный фарватер» (1986) и другие.

Был председателем правления Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, сейчас - директор Музея кино. Мечтает снять фильм по своему сценарию на украинском языке «Ярославна, королева Франции». Женат, имеет двоих сыновей и внука.