Жанр новой 24-серийной картины - милая, добрая семейная сага. Не о Форсайтах, конечно, разве что напоминает «Московскую сагу» Василия Аксенова, поскольку здесь тоже рассказывается о династии врачей. Название - от имен главных героинь…
От Дня Победы до наших дней
Действие начинается 9 мая 1945 года и заканчивается днем сегодняшним. Главный герой, известный хирург Виктор Строев (Дмитрий Харатьян), возвращается домой с войны, где его ждет супруга Вера (Мария Порошина). Перед зрителями, начиная с послевоенных лет, предстает долгая, непростая жизнь большой интеллигентной московской семьи - с ее бедами да радостями.
1957 год - Московский фестиваль молодежи…
1980 год - Афганистан, Олимпиада…
Год 1998-й - дефолт... К этому времени вырастает уже третье поколение семьи Строевых. Сына главных героев Илью играет Кирилл Плетнев, его супругу Надежду - Алиса Гребенщикова.
Существует еще и параллельная, но важная сюжетная линия - судьба подруги главной героини (Евгения Дмитриева) и ее дочери (Анна Снаткина). Идея режиссерского и сценарного хода состоит в том, чтобы на фоне одной большой семьи отобразить основные исторические периоды развития СССР.
Село Шпитьки превратилось в советский роддом
Снимают фильм в селе Шпитьки под Киевом. Там специально выстроены два огромных павильона. Один включает в себя декорации больничного комплекса, состоящего из трех клиник - московской, подмосковной и роддома. Второй - интерьеры квартир главных героев.
Поскольку действие посвящено минувшей эпохе, реальных интерьеров с обстановкой того времени сейчас днем с огнем не сыщешь. Поэтому подготовка к съемкам стала настоящим праздником для всех мыслимых и немыслимых блошиных рынков и барахолок Киева и Житомира. Там приобретались мединструменты прошлых лет, включая скальпели и стетоскопы, врачебные халаты покроя 70-х. С ног на голову подняли и перерыли все подвалы, запасники. Отдельный пункт - акушерские кровати Рахманова КА-2, которые использовались при родах в советские времена. Даже их отыскали!
А уж родов в картине предостаточно - на протяжении двух дюжин серий кто только на свет не появляется! Чуть ли не впервые в истории кино в малюсеньких ролях снялись новорожденные малыши, которым от роду по две-три недели. Ну а вместе с крошечными кинозвездами в кадр входили их мамочки, загримированные и переодетые.
Кстати, родная тетя второго режиссера - главная акушерка одного из киевских роддомов. Она разговаривала с родителями малышей, убеждая «помочь искусству». И была приглашена на площадку в качестве консультанта.
Гримеры делали из юношей и девушек 80-летних стариков
|
Тяжелая задача выпала гримерам. У главных героев невероятно сложный грим, поскольку на экране они проживают свои жизни от 20 до 60 и даже 80 лет. Но в этом суть саги. Для грима применялся специальный латексный состав. Он не столь безжалостный для кожи, как обычный клей БФ, смешанный с белком, который наносится на лицо, сушится феном и складывается в морщины. Латекс держится не более четырех часов, после чего растекается и опадает. Его приходится постоянно обновлять, поправлять. Я лично видел, как из молодой 30-летней Алисы Гребенщиковой сделали женщину, которой хорошо под 60: на лбу возрастные морщины, гладкая прическа с шиньоном, измененная, чуть тяжеловатая, медленная походка. Старомодные очки в черной оправе, унылая коричневая кофточка существенно дополнили образ постаревшей Надежды. Несколько раз режиссер напомнил: «Алиса, не забывай о возрасте - шея уходит в плечи, чуть-чуть ссутулься».
В тот же день украинский актер-красавец Олег Примогенов играл 80-летнего человека по имени Арсений (солдат, потерявший на войне руку и влюбленный в Верочку, которую играет Порошина). «80-летний» Примогенов - зрелище не для слабонервных. Морщины, словно борозда от трактора, седина, что «аж глаз режет». Отечные мешки под глазами, еще и пустой рукав…
- Оригинальность сценария, - рассказывает Олег, - уже в том, что здесь отсутствует даже намек на кровавые разборки, поножовщину, стрелянину. Естественно, у каждого героя свои сложности и проблемы, но из любых ситуаций они выходят достойно, мудро. По неспешности реакции, цивилизованным отношениям и юмору лента «Вера. Надежда. Любовь» в чем-то напоминает цитаты из знаменитых советских фильмов Шукшина, Меньшова…
Он же Гоша, он же Гога, он же… Дмитрий Суржиков!
Кстати, знакомство старшего научного сотрудника института топливных агрегатов, которого сыграл украинский актер Дмитрий Суржиков, с Надей (Алисой Гребенщиковой) происходит, почти как знаменитое знакомство Гоши и Катерины в фильме «Москва слезам не верит». Правда, диалог о грязной обуви звучит не в электричке, а в современной маршрутке. Между героями саги сразу возникает симпатия, но без кипения страстей, поскольку за спиной у каждого собственный, не совсем удачный, долгий жизненный опыт. К тому же у Нади есть дочь (актриса Екатерина Вуличенко), но ни наличие взрослого чада, ни зрелый возраст его собеседницы не смущают нашего небогатого научного сотрудника. Ему просто очень понравилась женщина. Вот так и встретились два одиночества…
БЫЛО ДЕЛО
Как частенько бывает, съемки не обошлись без «сюрпризов». Например, одну из сцен репетировали в обычном ирпенском бутике, где хамовитая продавщица времен а-ля дефицит (актриса Антонина Макарчук) тарахтела подзабытыми сегодня магазинными грубостями: «Вы весь магазин перемеряли. Больше показывать не стану. Ничего не берете, а мне потом что, назад все развешивать?» Или, обращаясь к Наде: «Не волнуйтесь, мамаша, и не таких, как ваша дочь, замуж берут». Когда сцена уже была безукоризненно вышколена, актеры максимально сосредоточены и прозвучала команда «Мотор!», реальная жизнь внесла свои коррективы. На улице что есть мочи нестройный подвыпивший хор с душой затянул: «На-апила-ася я пья-я-яна…». Это означало, что Ирпень продолжал жить своей веселой непосредственной жизнью. А чтобы все всласть отхохотались, в группе объявили перерыв.
P.S. В эти дни к завершению подходит первый этап съемок. С 23 октября начнут снимать десять заключительных серий. Премьера фильма «Вера. Надежда. Любовь» планируется в апреле следующего года.