Загрузить еще

Карен Шахназаров: «Врачи психбольницы называли Ильина «наш клиент»

Карен Шахназаров: «Врачи психбольницы называли Ильина «наш клиент»

20 лет понадобилось Шахназарову, чтобы выпустить на экраны свою версию Чехова. Еще в 1989 году сценарий передали Марчелло Мастроянни, который должен был сыграть одну из главных ролей.

- Я познакомился с одним итальянским продюсером, - вспоминает режиссер, - и мы стали делать совместный проект. Что может быть лучше, чем роль доктора Рагина, для такой звезды, как Мастроянни? Все диалоги остались чеховские, но действие было перенесено в современность, а это не устраивало итальянцев: они хотели что-то в духе «Очей черных». Сорвалось. Хотя мы уже успели поработать с Мастроянни и вынести из этого общения замечательные впечатления.

Идея вернуться к «Палате №6» пришла Шахназарову в голову, когда он увидел на съемках картины «Исчезнувшая империя», в какой блистательной форме находится Владимир Ильин. Именно тогда, по словам Карена Георгиевича, он нашел своего доктора Рагина...

Съемки велись в Подмосковье, на территории Николо-Пешношского монастыря - там сейчас расположен психоневрологический интернат. Профессиональные актеры исполнили в фильме только главные роли. А вот роли второго плана были сыграны реальными пациентами интерната!

- Мы снимали дееспособных пациентов, естественно, с их согласия, - объясняет режиссер. - Работать с ними было интересно, но тяжело. Ты понимаешь, что жизнь у этих людей беспросветная, и единственное, что их ждет, - кладбище неподалеку от интерната. Поэтому картину мы сняли в рекордные сроки - за 28 дней. Все-таки там очень тяжелая атмосфера: концентрация человеческого несчастья, горя, безысходности давит. А вот Ильину пришлось там практически жить. В конце съемок врачи путали его с пациентами и называли «наш клиент»...

Надо сказать, что даже знакомые со школы и практически не измененные диалоги Чехова воспринимаются особенно остро. А одна из последних сцен, где теперь уже не врач, а пациент Рагин, внезапно смиряясь с судьбой, покорно кружится в танце на больничной дискотеке, отпечатывается в памяти как след солдатского ботинка...

Неудивительно, что после просмотра «Палаты №6» зрители выходят из зала молча: после увиденного теперь уж точно никто не сможет с уверенностью сказать, где та грань, за которой начинается безумие.