26 декабря
Загрузить еще

На киевском спектакле «Игроки» Меньшиков и Сухоруков разговаривали мовою и пели «Ніч яка місячна»

На киевском спектакле «Игроки» Меньшиков и Сухоруков разговаривали мовою и пели «Ніч яка місячна»

Современники изрядно ругали Гоголя за некассовую драматургию. Поэтому на спектакль «Игроки» в исполнении «Театрального товарищества» Олега Меньшикова я шла без особого настроения: очень разочаровал его предыдущий моноспектакль «1900-й», где невозможно было разобрать добрую половину текста. Узнала и неприятный факт – якобы идею «Игроков» Меньшикову предложил киевский режиссер Юрий Одинокий, сотрудничавший с ним в Москве, но тот от его услуг вдруг отказался, и взвалил постановку на себя.  

Но в театре Леси Украинки, где проходили гастроли москвичей, меня нахально втянули в действие: артист, изображавший слугу, предложил выйти на сцену, выпить водочки и закусить салом с соленым огурчиком. Водка оказалась настоящей, а сало довольно вкусным. Потом на сцену прямо из ложи вылез генерал в форме, еще и со значком нардепа. И не только принял на грудь, но и спел казацкую песню под аккомпанемент солистов ансамбля фольклорной музыки, переодетых хуторянами.

Когда после длинного спича о вреде мобильных телефонов слуга все же занялся прямыми обязанностями – убрал со стола, на сцену выскочили персонажи Гоголя. Действие гоголевских "Игроков" Меньшиков перенес на Украину – декорации имитируют тесные, барачные гостиничные комнаты, окруженные сарайчиками, курятничками и цветущими садочками. Квакает лягушка, поет птица, собака лает. Взяточник Псой Стахич Замухрышкин (Виктор Сухоруков) у Меньшикова стал щирым украинцем. Актер, известный по фильму «Брат»,  выдавал десятиминутные спичи на украинском языке без малейшего акцента. А компания игроков постоянно напевала «Ніч яка мясячна».  Но от этого смысл "Игроков" никуда не делся - спектакль о магии и мороке игры, подменяющей реальность. Ихарев (Александр Усов) играет в карты  потому, что в этом смысл его жизни. Когда Утешительный (Олег Меньшиков) и компания его «кидают», он оказывается в положении полководца, проигравшего битву.

Но великолепен  в спектакле именно Меньшиков. Он искренне наслаждается  амплуа симпатичного негодяя. Его Утешительный  вызывает восхищение   не только авантюрностью, а еще и  остроумием, находчивостью, живостью характера и жаждой приключений. Он невольно вызывает ассоциации с его Остапом Бендером из «Золотого теленка». Каждая фраза героя вызывала неудержимый смех в зале. Пьеса воспевала великолепную импровизацию, внезапно возникшую в голове Утешительного, а потом с азартом разыгранную им  перед шулером Ихаревым, выигравшем до этого 80 тысяч у некоего простофили. Он опять приехал поживиться в небольшой городок, где столкнулся с компанией других шулеров, сразу сообразившись, что просто так выиграть у него 80 тысяч не удастся.

И тогда предложили коллеге объединиться,  и вместе обыграть третьего – мальчишку, которому отец оставил закладную на 200 тысяч рублей. Результат – красивейшая комбинация: «вор у вора дубинку украл», рядом с которой современные «лохотроны» кажутся сущим примитивом. Особый шарм постановке добавило то, что в пьесе нет ни одного положительного персонажа. Поэтому зрители просто наслаждались  комедией, никому не сопереживая. Так что режиссер Меньшиков сумел создать легкий современный спектакль, где не потерялся стиль Гоголевской сатиры. Публика долго аплодировала актерам стоя. В зале было много публичных персонажей. А Завальская Алина, пришедшая вместе с сестрой («Алиби»), не уставала обниматься с телеведущим Александром Колодием. Пара выглядела страстно влюбленной.