28501
0
Загрузить еще

Над семьей Аксеновых навис злой рок?

Над семьей Аксеновых навис злой рок?
Фото: «Остров Крым», «Затоваренная бочкотара», «Апельсины из Марокко»... Мы все читали его книги взахлеб!

Родные и друзья до последнего не теряли надежду на его выздоровление. За положительный результат на протяжении полутора лет боролись лучшие кардиологи и невропатологи страны. Увы, не вышло...

Напомним: в январе 2008-го писателю резко стало плохо. Инсульт случился за рулем. Василий Павлович потерял сознание и попал в небольшую аварию. Сыну писателя Алексею о произошедшем сообщил инспектор ГАИ. 

- С тех пор отец не приходил в себя, был недоступен для общения, - рассказал «Комсомолке» сын писателя Алексей. - Конечно, мы все надеялись. Несколько раз в палату к отцу я приглашал священника. Думал, что это придаст ему сил. Но вышло иначе. Мы так и не смогли попрощаться, не получилось узнать и о последней воле отца...

Супруга писателя Майя Афанасьевна не находит себе места - все эти полтора года она практически не отходила от больничной кровати мужа:

- До сих пор не могу понять, что это правда. Слов нет. Васин стол пока не тронут. Туда никто не заглядывал. Сложно сказать, какие именно последние записи он делал. Все это мы узнаем только после похорон, сейчас не до этого, - Майя Афанасьевна держится из последних сил.

- Столько горя человеческий разум выдержать просто не силах. Майя молодец, держится, - обсуждают в эти дни близкие и знакомые семьи Аксеновых. - Ведь все у них в жизни было хорошо. Теплые, светлые люди. Но в последние десять лет над семьей словно повис злой рок. В 1999 году в Америке в возрасте 26 лет погиб внук Аксенова Ванечка. Он выпал из окна седьмого этажа. Для Василия Павловича это был тяжелый удар, несмотря на то, что внук ему был не родной (сын дочери Майи Афанасьевны от первого брака). Любил парня сильно. Горе это переживал. Рассказ «Иван» ему посвятил. 

Василий Павлович уже был без сознания, лежал в больнице. Его падчерица Алена, считавшая Аксенова за отца, узнала о его беде и тут же приехала из Америки помогать матери ухаживать за Василием Павловичем. Но случилось очередное горе - в августе 2008-го в квартире Майи Афанасьевны она умерла во сне. Сердце не выдержало волнений. Теперь, получается, у Майи остался один помощник - сын Василия Павловича Алексей.

- Мы все стараемся держаться, если можно так сказать, - вздыхает Алексей Васильевич. - Я сейчас поддерживаю Майю Афанасьевну. И свою мать (первая супруга писателя Кира. - Ред.). Мама давно разошлась с отцом. Но на похороны, наверное, придет. 

Василия Аксенова похоронили 9 июля на Ваганьковском кладбище в Москве. 

Фото ИТАР - ТАСС

Он жил, как будто танцуя свинг

Завтра исполнится 9 дней как ушел из жизни замечательный писатель. Друзья и коллеги вспоминают своего Василия Павловича.

Главный редактор журнала «Октябрь» Ирина БАРМЕТОВА: «Незаконченная рукопись осталась на его столе...»

- С уходом Василия Аксенова закончился один из самых серьезных периодов русской литературы XX и начала XXI века. Его последние произведения - это послание в будущее. Последний его роман «Редкие земли» посвящен новому поколению русских людей. Главный герой в нем - суперчеловек. Эта идея вообще принадлежит Аксенову. Он считает, что изменение человеческого сознания произойдет через физическое изменение человека. Это такое продолжение идей Вольтера. Аксенов вообще был таким вольтерьянцем XXI века. «Редкие земли» еще по-настоящему не прочитаны, но эту книгу будут читать.

Когда-то Аксенов говорил, что надо жить, танцуя свинг. Мне кажется, что он всегда писал, как будто танцуя свинг. И жил так же. Аксенов не делил свою жизнь на то, что он живет и что он пишет. Он писал и этим жил. Он действительно только этим занимался и только это имел. 

Близкие запомнили Василия Павловича как живого, деятельного, веселого человека.

Ему постоянно было о чем сказать. Он жил в движении, в этом самом свинге. Это не легковесность, это легкость жизни. Но легкость, которая приобретается знанием и мудростью. Поэтому он и не хотел писать воспоминаний. Хотя два года назад он мне рассказывал, что начал писать художественное произведение, в котором будет глубокое погружение в его детство. Вероятно, он уже что-то предчувствовал. Эта незаконченная рукопись так и осталась у него на столе... Но вообще сесть и фундаментально писать воспоминания - это не по-аксеновски. По-аксеновски - это движение вперед, а не оглядывание назад. 

Писатель Виктор ЕРОФЕЕВ: «Этот полубог был для меня просто Васей»

- Для меня он был близким другом. Мы были веселыми единомышленниками, нам было нескучно. Да и вообще звериной серьезности в литературе Аксенова не найдешь. В ней есть ирония, сюрреализм, чувство юмора. Это проза, которая улыбается в аксеновские усы… 

Мы познакомились совершенно звездным образом. Я был на первом курсе. Написал курсовую работу о Велимире Хлебникове, и Евтушенко захотел со мной познакомиться. Я пришел к нему в гости. Вдруг звонок в дверь - и вошли Аксенов и Бродский. И я оказался просто в плеяде звезд! Мы провели ночь в разговорах. Аксенов мне невероятно понравился. Он был скромен, с достоинством, и одновременно дерзок и талантлив. Он протянул руку при встрече и сказал мне: «Вася». С тех пор этот полубог стал для меня Васей. 

Писал он всегда легко и непринужденно. И рассказчиком был потрясающим. Вокруг него собирались люди, он вообще был душой компании. В этом смысле ни с кем его не сравнишь. Это действительно большая потеря для нашей литературы. А для меня в первую очередь это большая личная потеря… 



Юморист Лион ИЗМАЙЛОВ: «Аксенов помогал моей маме лечиться от рака»

- Познакомились мы с Аксеновым в начале 1970-х. Меня приятно удивило, что уже популярнейший в то время, он общался со мной - начинающим писателем - на равных. Был он благожелательным, внимательно слушал и не перебивал. Всего у нас было встреч пять, не больше. С Аксеновым дружил Аркадий Арканов. Когда в 1978-м у меня тяжело заболела мама, Арканов попросил Аксенова, который собирался во Францию, достать в Париже дефицитное лекарство для нее. Но кто я был для Аксенова? Малознакомый приятель. Но Василий Павлович принял мою проблему близко к сердцу. В Париже он встретился с Зоей Богуславской и попросил уже ее помочь мне. Богуславская, в свою очередь, подключила своих друзей-французов. И, только получив на руки лекарство, Аксенов вернулся в Москву. 

Я никогда этого не забуду. Когда Аксенова травили в печати, я всегда вспоминал, как он вез мне из Парижа этот дорогой медицинский препарат. И я всегда говорил: «Дай Бог всего хорошего этому доброму человеку». 

Обычно люди, пожив в Америке, меняются. Василий Павлович сохранил свою писательскую целостность и доброжелательность. Последний раз мы виделись в конце сентября 2007-го. Мы тогда выступали в концерте. Аксенов был чем-то сильно удручен... Светлая тебе память, Василий Павлович. 

Записали Владимир СЕРГЕЕВ и Мария САРЫЧЕВА
Фото PHOTOXPRESS

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Василий Павлович АКСЕНОВ родился 20 августа 1932 г. в Казани. Оба его родителя были партийными работниками. В 1937 году и мать, и отец были арестованы и сосланы в лагеря. 

В 1956 г. Аксенов закончил мединститут в Ленинграде, три года проработал врачом. В 60-е годы начал писать и печататься. Но уже в 70-х его перестают печатать. А потом и вовсе «просят» из страны. С 1980 по 2004 год живет за границей. В 2004-м получил «Русского Букера» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», опубликованный в журнале «Октябрь». 

Последний опубликованный роман - «Редкие земли» (2007).