24 декабря
Загрузить еще

Торгаши - не люди?

Слово «пирожками» прозвучало брезгливо и уничижительно, как будто имелось в виду «телом».

Твердые, словно вырубленные из противолодочной брони и продубленные соленым ветром черты отца перекосились, мальчишка лет двенадцати, сидящий у него на коленях, потупился.

«А-а, вот видишь», - укорил военный. И гордо резюмировал: «Потому что офицеры пирожками и честью не торгуют».

Это сцена из детского сериала, который идет сейчас на одном из телеканалов.

Дальше еще были события: выяснилось, что мальчик решил стать коробейником, чтобы собрать на операцию другу-инвалиду, отца этого инвалида (менее честного офицера) застрелили, но лично для меня после этих слов сюжет померк.

Да, торговля как род деятельности и служба в Вооруженных силах - вещи малосовместимые (совместимые чаще всего в рамках коррупции, что одобрить невозможно).

Да, взрослые люди в состоянии понять и оценить твердолобость... нет, скажем деликатнее, нешироту кругозора... нет, будем совсем стерильны: профессиональные особенности людей, носящих портупею.

Но как обидно слышать такое мальчишкам, чьи папы торгуют на рынке!

Фильм-то детский! А дети поймут одно: папу опустили.

Рассказывай потом, что всякий труд почетен (это лично мне родители вдолбили), что все сегодняшние олигархи начинали с копеечных палаток и кооперативов, про то, что в 90-е «челноки» спасли страну (вытянули свои семьи массовым уходом на рынок), а «пореченковы» стрелялись и пили...

В этом, собственно, корень проблемы: фильм несвежий, снят, когда сегодняшняя система координат «хорошо - плохо» еще не определилась и когда свежа была идея: «Продали Россию».

Ситуация напомнила детскую же книжку «Уроки воспитания», купленную для моего сына; там в качестве примера для подражания приводился пони, стоявший в очереди на трамвайной остановке: стоял первым, а вошел последним, вежливое животное всех пропустило. Я подивилась, а потом поняла: авторы просто не видели очередей в триста метров с пятью заворотами за угол, влезть в десятую по счету маршрутку - праздник. Накропали свой опус, так, в 1967 году, а теперь переиздают, не учитывая реалий.

Но книжку легко выбросить, а вот телевидению в выборе фильмов для детского просмотра надо быть щепетильнее.

Ошеломляющее впечатление «торгаши - не люди» нелегко забыть.