Слайд-шоу смотрите
Вячеслав Михайлович давно и тяжело болел. У него были отняты обе ноги, но он - Актер до мозга костей - продолжал грезить будущими работами, репетировал новый спектакль, учился ходить на протезах. Я звонила ему с просьбой об интервью, но он долго и сердито объяснял, что интервью не дает, потому что все, что хотел сказать, уже сказал своими театральными работами.
К своей славе он всегда относился с иронией. Свято любил ТЕАТР. Среди артистов-коллег был в большом авторитете, его называли совестью МХТ, в котором он играл всю жизнь.
Незадолго до смерти актера мне довелось пообщаться с его супругой актрисой Ниной Гуляевой - женщиной энергичной, веселой. Я поняла, что она в семье и есть тот моторчик, который все двигает, заводит. Она поддерживала бодрость духа народного артиста, не давала ему хандрить, унывать. Гуляева была самой большой любовью Невинного, его единственной женой, единомышленницей и в конце жизни надежной опорой. Мы общались с Гуляевой как-то весело, запросто. Нина Ивановна легко и с юмором рассказывала свою личную историю. Сегодня мы решили не выхолащивать эту непринужденную интонацию признаний теперь уже вдовы актера. Ведь по жизни Невинный был жизнерадостным человеком...
«Слава отбил меня у первого мужа»
- Нина Ивановна, говорят, с Вячеславом Михайловичем вы вместе учились?
- Нет, не вместе. Но у одного и того же педагога. Был такой Манюков, знаменитый педагог. Он выпустил много курсов, и у него было очень много знаменитых актеров. Он хорошо преподавал. Я у него окончила Школу-студию, и Манюков набрал новый курс, в который попал Слава Невинный, он на 3,5 года меня моложе. Потом прошло много лет, у нас сын Славка вырос и, представляете, попал к нашему педагогу на курс! Манюков его учил один курс и… умер. У него сердце было плохое.
- А познакомились с Невинным как?
- Он пришел из Школы-студии в театр. А я в театре уже была заслуженная артистка, ведущая. Он пришел, я ему понравилась, он начал за мной ухаживать.
А я на тот момент была замужем. И Слава Невинный мне был совсем не нужен.
- Кто был вашим первым мужем?
- Был такой знаменитый артист Горюнов, в Вахтанговском театре играл, а его сын, тоже артист, был моим мужем. А мама его была Бендина, народная артистка во МХАТе. Я там у них жила в вахтанговском доме.
У меня с первым мужем все детей не было. Кстати, потом он второй раз женился, и там тоже не было детей. Я переживала - мне уже 34 года, надо скорее рожать. Слава Невинный подарил мне сына. Он долго за мной ухаживал, 3 года ходил, все говорил: уходи ты от мужа. В конце концов у меня начались нелады с первым мужем, и я, не разведясь официально, ушла.
- Ушли к Невинному?
- Ушла в никуда. Просто я решила узнать, кого я больше люблю. Я вообще ушла к подружке. Мы с ней сняли квартиру - тогда это было просто. И я стала думать, кого я люблю. Прошло какое-то время, и я поняла, что люблю Славку.
- У него квартира была или вы снимали?
- Он в общежитии жил. Они там 8 человек ютились в одной комнате. Туда нельзя было к нему прийти. Через год где-то Слава пришел ко мне в эту квартиру, которую мы снимали с моей подружкой Нинкой Голубевой - она работала на радио, - и принес чемодан. А в нем 20 сопливых носовых платков, и все! И так мы начали жить, очень даже хорошо, весело. У нас была двухкомнатная квартира. В одной комнате - подруга, в другой - мы со Славой. Жили замечательно. Умирали от хохота, у нас была веселая компания. Вместе готовили, ходили по театрам. Вообще в молодости всегда хорошо!
В октябре - золотая свадьба!
- А сына Славой назвали в честь отца?
- Да. Мы его хотели назвать Ильей. Но когда мне его принесли кормить, у него нос был, как сапог, кверху такой, «башмак» абсолютный (смеется). И ноздри такие кверху. Курносый и круглолицый. Ну совсем никакой не Илья-громовержец. Я говорю Невинному: «Что делать? Он никакой не Илья. Может быть, назовем как тебя, Вячеслав? Он на тебя очень похож». Тот обрадовался: давай, конечно.
Это ему льстило. Сын действительно и сейчас очень на отца похож. Но теперь я о том решении пожалела, потому что все время путаюсь: Слава маленький, Слава большой. Сын пошел по нашим стопам - стал артистом.
- Нина Ивановна, вопрос на засыпку: с ходу вспомните день вашего с Вячеславом Невинным бракосочетания?!
- Киевский отдел загса Москвы, 3.10.1959 год. В октябре - золотая свадьба.
Наш сын Славка формально был безотцовщиной. То есть я была еще за другим замужем, не была разведена. А ребенок родился от Невинного, и надо было его определить. Поэтому и регистрация брака для нас была формальностью. На регистрацию приехал папа Славы из Тулы, его мама. Скромно все было - посидели, отпраздновали. Регистрация наша не была такой, как сейчас - в белых платьях, куда-то едут, зажигают свечи. Раньше этого не было, не принято было. В загсе нам сказали: дай вам Бог, живите.
Главное не штамп - семья!
- Вы не венчались?
- Да вы что? Я и в церковь-то в те годы украдкой ходила. Когда училась в Школе-студии, сдавала марксизм-ленинизм на пятерки, вообще была пятерочницей. Мне надо было быть пятерочницей, потому что отец погиб на фронте, надо было получать повышенную стипендию. Я ее и получала.
В церковь бегала Николаю-угоднику поставить свечку перед экзаменом и говорила: «Сдам экзамен на пятерку, еще приду». И приходила… Я считаю, что мораль внутри человека. А штамп в паспорте - это совершенно не важно.
У меня свекровь первого мужа вообще двух детей родила, знаменитая артистка. И, только когда ее муж умер и оказалось, что надо предъявлять документы на квартиру, только тогда свекровь вспомнила, что не регистрировала брак.
Семья - вот главное!
Вот и для нас со Славой главное - семья. И сегодня мы вместе, не устали друг от друга... Мы вместе почти 50 лет. Я счастлива, что Слава подарил мне сына…
«Он просто лег спать...»
В день, когда оборвалась жизнь актера, я набрала домашний номер семьи. Нина Ивановна держалась, лишь дрожь в голосе выдавала ее состояние.
- Нина Ивановна, примите соболезнования…
- Да, спасибо. Слава скончался в три часа дня. Во сне. Он просто лег поспать, и все. Во сне остановилось сердце…
- Как вы себя чувствуете?
- Ну как я могу себя чувствовать… плохо… Извините, сейчас больше не могу говорить.
Татьяна ДОГИЛЕВА: «Заменить его некому»
- Мне выпало счастье работать с Вячеславом Михайловичем в 1985-м на картине Евгения Герасимова «Не ходите, девки, замуж». Мы исполняли главные роли. Я тогда впервые увидела его вживую. Хотя в том фильме были заняты многие именитые артисты, но Вячеслав Михайлович был центром притяжения.
В общении Невинный был легким, веселым и доброжелательным.
Но ранимым. Однажды всех отпустили на обед, а его задержали на съемочной площадке. И Вячеслав Михайлович должен был на голодный желудок что-то там еще делать. Он обиделся и сказал, что вообще отказывается от обеда, и уехал в гостиницу. Ну а так как все мы его обожали, то все и привезли ему в номер по порции каждого блюда. И острослов Невинный тут же выдал крылатую фразу: «Вот это и есть актеры: и нагадить могут так, что жизнь не мила будет, но и в трудную минуту спасут только они!»
Когда я затеяла в 2003-м спектакль по пьесе Островского «Не все коту масленица», то сразу подумала о Невинном. Он говорит: «Роль-то хорошая, но ты же знаешь, что мне трудно ходить». И я пообещала, что сделаю все, чтобы гастроли не принесли ему новые муки. Никому не нужно было объяснять, как ему трудно, как он преодолевает себя. И это еще раз доказывало, что он великий актер. Я понимала, что этому бриллианту нужна достойная оправа, что роль все же мелковата для этого Великана. Вместе с ним достойно играл в этом спектакле и его сын Слава. А сам Вячеслав Михайлович давал уроки настоящей старой мхатовской школы. Невинному было подвластно все, но здоровье уходило… Преодолевая боль, царил на сцене. Настоящий купец XIX века. Антреприза прекратилась, когда он попал в больницу. Заменить его не смог бы никто...
Леонид КУРАВЛЕВ: «Невинный - это неповторимая мхатовская школа»
Невинный был преемником великих мастеров и сам стал одним из столпов МХАТа. Он всегда чувствовал зрителя, ему верили, так как образы, созданные им, убедительны и жизненны... Неповторимая манера игры - мягкий юмор, органичность... Я люблю этого актера. И буду говорить о нем в настоящем времени, так как он оставил нам себя на экране. И в будущее он пойдет. Дальше многих. Мы еще неоднократно будем открывать его для себя. Потому что талант... Я хорошо знал Славу. Он мог дружить и ценил мужскую дружбу. Любил жену и сына.