28501
0
17 апреля
Загрузить еще

На смену гламуру приходит стиль «новая скромность» ВИДЕО

На смену гламуру приходит стиль «новая скромность» ВИДЕО
Фото: Александр Васильев: - Мишура и голые пупки вышли из моды!

Пришел он в московскую редакцию «КП» не с пустыми руками, а с новой своей книжкой - «Судьбы моды». Мода - неисчерпаемая тема для вдохновения Васильева, поскольку касается не только одежды и облика в целом, но и манеры жить.

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ИКОНОЙ СТИЛЯ ТОЛЬКО В СВОЕМ ПОДЪЕЗДЕ

- Как думаете, финансовый кризис сказался на fashion-индустрии?

- Конечно. Я предрекаю гибель некоторым маркам одежды. Уже вышли из моды мишура, стразы, блестки, голые пупки, наклеенные ногти и светские львицы - все то, что мы называли «гламуром». Недавно я был в Челябинске. И там услышал: «А у нас в Челябинске гламур жив». Что тут сказать? Я рад за Челябинск. Но в Париже, Милане и Лондоне гламур вышел из моды. На смену ему пришел стиль, который называется «новая скромность», интеллектуальная мода. Вообще интеллект наступает по всем фронтам. Не упал интерес к образованию, чтению, к театрам. Во Франции в период кризиса продажи книг увеличились на 30 процентов, а продажи одежды на столько же снизились. Люди потянулись к вечным ценностям. И я этому радуюсь.

- Ах вот почему наш барометр моды Ксения Собчак поменяла имидж - почувствовала конъюнктуру...

- Ксюша часто бывает в Париже. И, не будучи идиоткой, она старается быть на волне.

- Раз мы перешли на персоналии, давайте поговорим о так называемых иконах стиля. Имеются у нас таковые?

- Примером хорошего стиля я бы назвал Ренату Литвинову, Тину Канделаки и Ксюшу Собчак. Все они очень медийные, известные. Нельзя быть иконой стиля только в своем подъезде. Икона стиля не только должна много времени уделять своей внешности, но и носить вещи с большим апломбом. Особенно за Тиной я это наблюдаю. Иногда ее смелость в выборе платья или прически просто парадоксальна.

- Татьяна Михалкова тоже  медийный персонаж и всю жизнь работает в моде. Но  так и не стала эталоном стиля...

- Таня - замечательный человек. Она очень много сделала для продвижения русской моды на Западе. Но… Обязательная черта иконы стиля - умение меняться. Верность бантику или шали - это штамп. Правда, и меня можно упрекнуть в том, что я ношу шарфики. Но я их постоянно меняю.

- В отличие от Татьяны Михалковой, у которой бантик на голове всегда один и тот же.

- Может быть, у нее есть разные бантики, но мы видим только один.

- Кто из дам более зрелого возраста, по-вашему, хорошо одевается?

- Нани Брегвадзе - пример уникальной элегантности. Актриса Вера Васильева всегда прекрасно выглядит. Дамам старшего возраста я бы посоветовал не гнаться за криком моды, а думать о том, что вам идет. Чувство стиля воспитать невозможно, с ним надо родиться. А вот чувство меры можно развить.

БРЮНЕТКИ ВЫТЕСНЯЮТ БЛОНДИНОК, А МУЖЧИНАМ ПРИДЕТСЯ НОСИТЬ БОРОДУ

- Лет пятнадцать назад появились метросексуалы (мужчины,  уделяющие много времени своей внешности. - Ред.). Некоторая часть мужчин стремилась стать «бестиями джунглей» большого города. Они массово пошли в фитнес-клубы, стали носить последние коллекции модных дизайнеров, следить за своим лицом и прической - словом, быть очаровательными во всех отношениях. Но это явление не стало массовым. Свежая струя в мужской моде - спешу обнародовать - это борода. Настоящие модники в этом сезоне будут носить бороду и усы.

- Как у Хемингуэя?!

- Как у Хемингуэя, Фиделя Кастро, как у православного священника и у раввина. Сегодня религия сильно влияет на моду, особенно мусульманское влияние сказывается. Это видно даже в цветовой гамме. В моде лиловый, фиолетовый, ярко-зеленый - любимый цвет мусульман.

- И в женской моде - ориентир на Восток?

- Вернулись шаровары, женские платья через одно плечо, асимметрия, как в индийском сари.

- Если несколькими мазками нарисовать портрет модника, как он должен выглядеть в этом сезоне?

- Женщины перестают носить приталенные наряды и то, что было свойственно гламуру: мало одежды и много грима. И надевают более широкую и просторную одежду, обувь без каблука, балетки. Сандалии - хит этого лета. К сожалению, блондинки выходят из моды, их потеснили брюнетки с вьющимися волосами. Появляется новый тип красоты - раскосые глаза. Поэтому стрелочки вернулись в моду. Азия чувствуется во всех модных тенденциях. Так же, как и Африка. Новым каноном красоты стала супруга Барака Обамы. Она действительно симпатичная и стильная.

У мужчин тенденции такие. Галстук будут носить только работники похоронных бюро, банков и чиновники. Вместо классического воротника вошел в моду воротник-стоечка, напоминающий индийские рубашки, которые  носят навыпуск. Я предрекаю новую жизнь косовороткам. У нас стройных мужчин маловато, поэтому широкие рубашки будут пользоваться большим успехом.

«ВЫБИРАЙТЕ ОДЕЖДУ, ЗНАЯ, ЧТО ВАС СЕГОДНЯ ЖДЕТ»

- Александр, в чем, по-вашему, класс женщины?

- Я думаю, что женщина с классом не может ходить сгорбленная, как крючок. Она должна элегантно сидеть и элегантно двигаться. И главное - говорить красивым голосом. Самое ужасное, когда взрослая женщина говорит детским голосом. И не забывайте о шарме.

- Как влияет одежда, купленная в секонд-хэнде, на ее нового обладателя?

- Я не верю в ведьминские чары, в то, что судьба прежнего владельца как-то влияет на нового хозяина кофточки. Вспомните любой ресторан. Сколько народу сидело на этом стуле до вас и сколько людей ели  из этой же тарелки, которую вам в сотый, а может, и в тысячный раз принесли. Я уже не говорю о кроватях в гостиницах... Но если вас эта тема волнует, постирайте одежду из секонд-хэнда или сдайте ее в чистку. И носите на здоровье.

- Может ли одежда, которая на вас надета, испортить день?

- Моя приятельница Майя Плисецкая говорит: «Как я одета, так я себя и веду». Одежда не только наша вторая кожа, но и маска, за которой можно спрятаться. Выбирайте одежду со смыслом, зная, что вас сегодня ждет.

- Страшно хочется обновить гардероб. Но - кризис...

- Кризис - прекрасная возможность похудеть. Сэкономьте на питании, приведите в порядок фигуру. Сделайте себя опрятной, обаятельной, научитесь улыбаться. А на сэкономленные деньги купите новый аксессуар: нитку бус или шарфик.

- Кстати, об аксессуарах. Очень люблю броши. Подскажите, с какой стороны, справа или слева, их следует носить?

- Главным авторитетом в ношении брошей является английская королева Елизавета II. У нее это украшение всегда на верном месте. Англичанки, которые тоже любят броши, смотрят, не подняла ли королева свою брошь немного повыше. Не опустила ли ее? Елизавета II  является арбитром элегантности и иконой стиля.

- А аксессуары какие в моде?

- Маленькие сумки без ручки - клатчи. В них трудно что-либо положить. Они очень неудобны, но страшно модны. В моде различные пояса, бусы, африканские украшения. Браслеты сейчас страшно популярны. Мужчинам рекомендую вместо ремня продевать в брюки галстук и завязывать его сбоку, как пояс.

- Чего категорически не стоит надевать девушке, желающей быть модной?

- Бриллианты до замужества и норковую шубу в детстве. Не наклеивать акриловые ногти. И не красить волосы пергидролем.


Стенограмма онлайн конференции и фрагменты трансляции

- Добрый день, дорогие читатели и слушатели газеты «Комсомольская правда». У нас сегодня на видеоонлайн-конференции историк моды, искусствовед и художник, всеми любимый, Александр Васильев.

- Здравствуйте, добрый день.

- Александр, мы вас приглашаем в редакцию в последнее время достаточно по одному и тому же поводу. Вы каждый год приносите нам новую книжку. Вот в этом году, это что?

- Это «Судьбы моды». Но если говорить о регулярности, то у меня сейчас выходит в год выходят две книжки.

- Значит, не каждый раз вы нам приносите…

- Возможно, это моя 22-я книга. Конечно, для меня большая радость, что при жизни еще, можно сказать, еще когда я не совсем стар, такой успех у изданий. Книгу «Судьбы моды» это сборник моих статей, которые я писал более 20 лет. Они были опубликованы в различных газетах и журналах, подчас сейчас забытых. Потому что в 90-е годы многое закрывалось и уже больше не существует. Все они посвящены моде, искусству или деятелям культуры. Здесь немного иллюстраций, но очень много текста. И по рейтингу продаж за первые две недели существования мы практически продали практически весь тираж . Тог есть, без всякой рекламы сегодня у нас первая онлайн-конференция, в которой мы говорим об этой книге «Судьбы моды». Мы продали весь первый тираж. Конечно, счастье, когда вы как автор, оказываетесь любимым людьми, когда за вашими книгами погонятся, когда вы можете предложить не только дорогие альбомы, которые я выпускаю в издательстве «Слово», от «Красоты в изгнании» до «Русского интерьера», но и менее дорогие, вот такие как «Судьбы моды» или «Я сегодня в моде» или «Этюды о моде и стиле». Все эти книги оказались очень нужны сегодняшнему читателю, который испытывает некоторую долю голода к книгам по моде. Многие модничают, многие интересуются, даже ваша газета немало пишет о разных социальных аспектах моды, которая интересует сейчас и в эпоху кризиса, и вообще в эпоху новой России, в эпоху нового века. Но специальной литературы на русском языке не так много.

- А почему?

- Думаю, потому что у нас мало авторов. Во-первых, для того, чтобы писать на русском языке, надо сначала знать, собственно эту историю, канву. У нас сегодня на рынке, можно сказать, присутствует 3-4 историка моды, которые пишут об этой теме…

- Широко и доступно.

- Широко и доступно пишу, извините, только я. Потому что у меня много книг. Другие, очень уважаемые авторы, такие как Раиса Кирсанова, Ольга Вайнштейн, они пишут прекрасные книги. Может, реже чем я, может быть они имеют некоторую научность, которая не может быть доступна широкому кругу, но они очень интересны и нужны. Поэтому я приветствую всех коллег и приветствую каждую книгу, которая осветит тот или иной аспект моды в том или ином мировоззрении сегодняшнего человека.

- Как вообще интересно. Я никогда не думала, что о моде, наверное, очень трудно писать. В моде все понимают что-то, что-то о ней знают, как-то ее применяют к себе, но и кажется, что и рассказать о ней может любой.

- Скажу вам, что мода ведь, это не одежда, это манера жить. Ведь мода охватывает такое количество спектров жизни людей, что это не касается исключительно их одежды или грима, или аксессуаров, или макияжа, или прически. Но это, конечно касается и марок автомобилей, и курортов, где мы отдыхаем, и лекарств, которыми мы лечимся. И танцы, которые мы танцуем, мелодии, которые приходят и уходят из моды. Это касается языка, это касается имен женских и мужских. Пород собак, цветочных букетов, интерьера. Безусловно, даже дачных поселков. Все это – вопрос моды, вопрос интереса. Вопрос интереса социума, его эстетики. И все вместе, это, конечно, должно быть изучаемо и отражено. Я очень рад, что я веду сейчас в МГУ МБА моду, и у нас очень много студентов, которые хотят изучать это не только с точки зрения теории моды, истории моды, а с точки зрения и социологии, и эстетики, и коммерции, и, конечно, бизнеса, потому что все эти аспекты, соединенные вместе могут дать нашей стране тех специалистов, которые нужны не только в эпоху кризиса. Но и в ту эпоху, когда мы понимаем, что он когда-то пройдет.

- Которую мы ждем с нетерпением.

- Возможно, это не будет скоро. Возможно, у нас на это уйдет еще 3 или 5 лет. Но теперешнее состояние меня лично очень радует. Потому, что, как мы самим понимаем, уходит очень много шелухи. А то, что может принадлежать к вечной ценности или к какому-то аспекту ее, всегда останется. Потому что кризис не первый раз случается в истории человечества. А все-таки многие вещи пережили это. Ну, конечно, погибнут и многие марки одежды, и многие актеры, и многие песни, просто потому, что они выйдут из моды. И человечество не станет ими также интересоваться, как в более финансово емкое время. Но, тем не менее, я думаю, что это будет очень хорошим уроком для всех нас. Я испытываю радость от того, что я вижу кругом. И для меня удовольствие, смотреть, наблюдать за теми переменами, которые меня окружают. Поэтому, может быть я из редких людей, которому кризис не только на пользу, он мне приносит очень большое умственное удовольствие, удовлетворение, я вижу те перемены, которые идут, и я вижу, куда надо двигаться. Совершенно не упал интерес к образованию. Абсолютно не упал интерес к чтению. И если вам интересно знать, только во Франции продажи книг увеличились на 30 процент в кризис. А продажи одежды на 30 процентов снизились. То есть, люди не хотят временного, чего-то сиюминутного, но хотят положительных эмоций. А чтение, музыка, спектакли – все театральные залы полны, дают нам очень много положительного.

- А какие-то есть сигналы того, что что-то уходит?

- Да. Безусловно, ушел, то, что мы называли словом гламур.

- Мы уже с ним простились.

- Да, вы с ним можете проститься и, как мне сказали в некоторых городах, я недавно был в Челябинске: «У нас в Челябинске он еще не ушел»,- ну я рад за вас. Но тем не менее, он ушел в Милане, он ушел в Париже, он ушел в Лондоне. Ушла мишура, ушла позолота, ушли стразы, блестки, голые пупки, наклеенные ногти.

- Это все гламур?

- Да, это все считалось гламуром. Все это ушло в сторону, а новый стиль, который пришел в моду, называется «новая скромность». Это гораздо более интеллектуальная мода с боле сдержанными тонами, где не в моде будут, конечно же, то, что мы называли светскими львицами. Эти поверхностные девицы, которые только думали о романах и о том, как бы пропечатать свою фотографию в СМИ. Сейчас мы понимаем, что интеллект будет наступать.

- Собчак, она поменяла образ, она так чувствует конъюнктуру…

- Во-первых, Ксюша очень часто бывает в Париже. Я думаю, что у нее есть там квартирка. Она много там жила. Я думаю, что она хорошо знакома с языками. И, конечно, не будучи идиоткой, она читает, она смотрит, она изучает. И она хочет быть всегда на волне. И она в этом смысле будет хорошим диктатором своего рода градусником. Который будет измерять температуру вот этой потребности общества. Но, с другой стороны, вы видите и другие изменения, вот скажем, отчисление Насти Волочковой из труппы в Краснодаре.

- Даже из Краснодара ее прогнали, ведь это ужасно.

- Это даже непонятно. Настя должна была идти на большую эстраду. На мой взгляд, это мое личное мнение. Я не Настя, но, если бы я был рядом с ней, я бы сказал, что ей надо ехать в Мулен-Руж или в Лидо. Взять годовой контракт звезды. Там не надо много таланта.

- Для Лидо и Мулен Руж она оказалось бы слишком тяжелой.

- Нет, там никого никто не поднимает. Там надо красиво в перьях ходить по лестнице. Сверкать ресницами, а с русской фамилией и ее красивой фигурой и фотогеничной внешностью, она бы имела очень большой успех. Во-первых, конечно, это очень трудная работа – два спектакля в вечер. Это, конечно, деньги. Но это немножко шажок в сторону мировой славы. А увольнение из Краснодара, это немножко, как бы в другую сторону. Я думаю, иногда не хочется поступиться с классическим балетом, но может быть, лучше перейти на эстраду. Мне кажется, это даст ей вторую, третью или другую молодость.

- Как Алле Борисовне Пугачевой. Как Алла Баянова…

- Как Алла Баянова в 95 лет в цилиндре, как Марлен Дитрих. Или, как замечательная французская балерина Зизи Жанер, которая была классической балериной. Сейчас ей ни много ни мало, я думаю, ей 85, она до сих пор в перьях танцует на эстраде в окружении красивых юнцов. Ее обожает публика, потому что она перешла в ту категорию, где нет пенсии, где нет возможности расстаться с балетом. Она всегда востребована, всегда в цветах и аплодисментах.

- Как Майя Плисецкая.

- Майя Плисецкая вовремя ушла из классического балета, перешла на концертную деятельность, ведь ее длительность карьеры, она просто моя очень хорошая знакомая и соседка по имению, зависела от «умирающего лебедя», который ей в свое время поставила Суламифь Мессерер, ее тетка, когда Майечке только было 16 лет. И вы знаете, я не скрою, уверен, что до 76-и она была с ним, не расставалась с этим «Умирающим лебедем». То есть, хороших, посчитай, 60 лет карьеры, но это был номер. Она в конце карьеры уже не танцевала ни спящую, ни Мирту в «Жизели»…

- Ни Кармен.

- Да. Но это были номера.

- Концертные.

- Поймите разницу. Станцевать весь балет или станцевать концертный номер. Конечно, я считаю, что балеринам. Которые пользуются такой любовью у публики, таким интересом публичным, надо переходить на концертную деятельность, как в свое время это сделала великая Анна Павлова. Она отказалась от участия в длинных балетах, которые требуют и время, и эмоции, она перешла к таким номерам. Как «Калифорнийский мак», или, например, «Стрекоза» или тот же «Умирающий лебедь» или русский танец, всегда имела большой успех.

- Александр, раз мы с вами перешли на персоналии разного возраста, давайте вспомним еще нескольких наших, так называемых эталонов или икон стиля…

- Пожалуйста.

- …и посмотрим, что с ними сейчас происходит. В частности, Рината Литвинова.

- Знаете, я ничего плохого сказать о Ринате не могу, хорошего много. Во-первых, она моя соседка.

- Тоже по имению?

- Нет. Она живет в Москве, не так далеко от меня на Фрунзенской набережной. Это очень элегантная женщина, которая приняла вовремя все уроки Рустама Хамдамова, который дал ей очень верные советы. Он сделал из этой молоденькой артистки ретро-звезду. В категории ретро-звезды у нас в это время была только одна. Я имею ввиду Людмилу Гурченко. Но соответственно и учитывая возраст, и учитывая многие другие факторы, она не могла занимать все поколения. Страна наша огромная, публики много. А Рината и своей прической, и своими шляпками, вуалетками, и интересом к моде, и стройностью, и молодостью, которая сопряжена с определенным женским шармом, которую нельзя отнять у нее. Она заняла эту нишу и таким образом стала иконой стиля. иконой стиля, которых у нас очень мало.

- Почему?

- Разные факторы, хочу вам сказать, влияют на это. Стыдно упоминать, но все же, скудность генофонда. Мы так долго отстреливали нашу нацию, что трудно надеяться, что в том оставшемся поколении, которое живет с нами, мы можем найти и то благородство, и ту аристократичность, которую почему-то все ищут, когда мы сами уничтожили всех аристократов. И тот класс. Случаются удивительные вещи. Бывает так, что самородки могут  родиться от двух картошек, а стать настоящей виноградной лозой. Но это очень редкий случай. Все-таки часто гены нельзя ничем заменить. И это очень важно. Вот, я думаю, главная причина. В вторая, возможно, некоторая вторичность наших звезд, потому что языком стиля я могу назвать сегодня только трех людей: это Рината Литвинову, Тину Канделаки и Ксюшу Собчак. И первая, возможно, будет принята аудиторией более радушно, а две другие вызовут некоторые пересуды. Хотя и та, и та  очень медийные, очень знаменитые. Это главные качества икон стиля. Нельзя быть иконой стиля в своем подъезде. То есть, дальше лестничной клетки вас не будут знать, хотя вы может быть и прекрасны. И, конечно же, много уделяют времени одежде, своей внешности, своей фигуре. И носят многие вещи с большим апломбом. Особенно на Тину я всегда смотрю с удовольствием, она, являясь моей приятельницей, с удовольствием всегда наблюдаю за ее новыми прическами, платьями. Потому что ее смелость, на мой взгляд, просто парадоксальна. Она готова идти на любой эксперимент, который подчас может даже изуродовать ее, но поставить во главу стола.

- Но мы не будем рекомендовать их разного возраста аудитории.

- Во-первых, надо понять, что мода не для всех и стиль не для всех. Нет абсолютно стильных наций. Нельзя сказать, что вот поезжайте в Норвегию, почему я вспомнил, потому что там выиграл сейчас белорусский мальчик из Норвегии, и что там все стильные. Или приезжаете во Францию, и там все стильные. Это совсем не так. В каждой нации должно быть ядро людей, которые могут вести за собой, которые будут в каждом городе. И модничать, и одеваться стильно, и элегантно. И, конечно же, для дам пожилого поколения я, уверен, что у вас очень много читателей, я могу всем посоветовать элегантность, которую никто никогда не отменял. Возможно, не гнаться за криком моды, за писком моды, а думать в первую очередь о том, что вам идет.

- А кто у нас из зрелых дам?

- Нани Брегвадзе. Это пример уникальной элегантности, которая всегда прекрасна. Актриса Вера Васильева. Всегда замечательно одета, всегда прекрасно выглядит. Я могу привести, возможно, еще несколько примеров из этой области. Но это не тема нашей беседы.

- Тогда уж, извините, что я все-таки вас спрошу, почему, по-вашему, Татьяна Михалкова не стала, хотя у нее были к тому все предпосылки. Она и работала в области и продолжает как будто бы в области моды работать. Ведь у нее всегда есть возможность?

- Посмотрите, тоже очень добрая моя знакомая. Я много работал с ней на «Русском силуэте». Я являюсь членом попечительского совета этого конкурса моды. Замечательный человек, который очень много сделал для русской моды или, во всяком случае, для ее продвижения не только у нас в стране, но и на западе. Она регулярно проводит конкурсы в Каннах, на Лазурном берегу и старается как можно больше преподнести новых созидателей русского стиля западной публике. Это все прекрасно. Критиковать тоже не имею права. Но икона стиля должна также уметь и меняться, и иметь веер различных оттенков в своем стиле. Когда мы остаемся всегда верны только бантику и шали, то тогда мы входим в невольный стилистический тупик, штамп. Многие упрекнут меня, возможно, в шарфике, я их меняю все время. Хочу вам сказать

- В отличие от Тани, у которой ободок один и тот же.

- Может, они и различны, но мы видим только один.

- Остальное она показывает Никите Михалкову.

- Я не могу судить. Я совершенно не знаю тонкостей этих отношений.

- Александр, вы сами упомянули «Евровидение», и поэтому я вас спрашиваю, вы смотрели, чтобы оценить…

- Вы не поверите, в это время я находился в Челябинске и Екатеринбурге и читал там лекции. Поэтому каждый вечер, когда шло «Евровидение», и все были в восторге от размаха и от тех огромных денег, как я понял из прессы, 43 миллиона евро были потрачены за 4 дня на «Евровидение». Я разделил все это, хотя я не божественный математик, но получилось 10 тысяч долларов за минуту, это стоило. Все-таки довольно солидная сумма, потому что они не пели же с утра до ночи. И. конечно, наверняка это было очень зрелищно. В этом смысле я плохой критик и плохой советчик из-за того, что, работая каждый вечер, я являюсь подневольным человеком. Многие говорят, а почему не пойдете на спектакль? Почему вы не сходите в кино? Потому что каждый вечер меня ждут сотни женщин, и они хотят услышать мои выступления, прочесть мои книги, подписать – я провожу школы, свои семинары в Петербурге, на Урале, в Сибири, во Владивостоке, в Мурманске, в Киеве, в Минске, в Кишиневе я как раз я был в тот день, когда была Кишиневская революция. Представляете? Рядом громят парламент, мой отель находится слева от парламента. Он оцеплен весь кордоном полиции, а у меня дамы на «Мерседесах», на каблуках приезжают слушать лекцию. Мы только слышим взрывы, бьющееся стекло, однако лекция идет. Я не отменил ничего. Звонят мобильные телефоны, испуганные мужья смотрят по телевизору, что происходит. Говорят: «Аурика, ты жива?». «Я жива, жива, я с Васильевым». Это для них было как бы, можно сказать, я выступил ангелом-хранителем целого поколения молдавских женщин. Но для меня это было тоже очень приятно. Бывали случаи, когда я попадал в экстримальнейшие ситуации со своими лекциями, но никогда не отменял. Вот почему я хочу сказать, что вечерами я не могу проследить многое и значительное, что проходит рядом.

- Оценить костюмы?

- Не смогу. Поэтому давайте перейдем к чему-то другому.

- У вас в основном женская аудитория?

- У меня всегда бывает некоторый процент мужчин. Не больше, чем 5-7 процентов.

- Не интересуются?

- Начнем с того: говорил это тысячи раз, но возможно, наша аудитория сегодня не знает. У нас в стране 62 процента женщин и 38 процентов мужчин. Естественно, что женщин просто больше. Затем мужчины, которые интересуются модой, малочисленны. В основном, это те, которые просто хотят заработать на свою жизнь, думают о своей жене. Им некогда даже продумать, не то, чтобы тенденции моды, а свой внешний вид. И вы прекрасно знаете, сколько в нашей стране мужчин, которые готовы выслушать любой совет жены. Она скажет: «Вот этот галстук, вот эти носки, Коля, и вот эти брюки, пожалуйста». И вы знаете, что это бывает очень часто. То есть, они пускают все это на самотек. И то понятие, которое было очень популярно в 2000-е годы, я имею в виду, метросексуализм, когда мужчины хотели быть бестиями джунглей большого города, ходить в фитнес-клуб, одеваться в последние итальянские модели, следить за своим лицом, за своей прической и быть очаровательными во всех отношениях. Оно не стало массовым. И могло посетить только крупные города, как Москва, Петербург. Нельзя быть метросексуалом и жить в Улан-Уде. Это просто не подходит.

- Ну, наверное, там есть свои метросексуалы. В Челябинске остался оплот гламура?

- Там было очень хорошо. А следующие мои семинары пройдут в Новосибирске, если вам интересно, я поеду опять в Ростов-на-Дону. Там выходит новый спектакль.

- Раз гламур уходит, то и метросексуалы тоже?

- Я думаю, что они уйдут в сторону просто потому, что новая струя в мужской моде, могу это обнародовать, этого еще никто не знает, это борода. Да. Она вернулась к нам во многом. И настоящие модники сейчас будут носить бороду и усы.

- Как у Хемингуэя?

- Как у Хемингуэя, как у, извините, Усама Бен Ладена и Арафата. Как у православного священника, как у Фиделя Кастро, и конечно, как у еврея раввина. Здесь мы можем увидеть то, насколько религия не отошла из сферы моды, насколько она влияет идеологически на образ мужчины. А сегодня, как ни странно, мусульманская струя очень сильна в моде. Она проявилась в гаремных брюках, которые вернулись – шаровары. Она проявилась сейчас во всех фасонах женских платьев через одно плечо, потому что последняя новинка, это ассиметрия, как в индийском сари, и это очень сильно заметно. И во многих цветах моды. Модные цвета этого сезона, этой весны был лиловый и фиолетовый, каждый знает, это эзотерические цвета, которые полны тибетских знаний, йоги и их религиозная иносказательность видна. Хотя, вместе с тем, они коммерческие. Затем хит сезона лета – это синий цвет, тоже наполненный умственным и религиозным потенциалом, а осень порадует нас ярко-зеленым цветом, который является флагом Саудовской Аравии и любимым цветом мусульман.

 Поэтому, хотим мы этого или не хотим, каждый оттенок в моде имеет, конечно же, свою сущность, свой социальный подтекст и свою подоплеку. И вот эту подоплеку знают, конечно, только те, кто занимается модой серьезно.

- Александр, но если мы двумя мазками, тремя штрихами нарисуем портрет модника этого сезона мужчины и женщины, как они должны выглядеть?

- Женщины носят все не приталенное. Очень много более широкой одежды и то, что было свойственно гламуру, это мало одежды и много грима, это признак отчаяния у каждой женщины. То сейчас более закрытые вещи, более широкие, я бы сказал восточные панталоны. Идея создания одновременно и обуви с каблуками и без каблуков. Палетки и очень много сандалий без каблуков. Это, можно сказать, хит продаж этого лета. И, к сожалению, блондинки выходят из моды, их заменяют брюнетки. Брюнетки с вьющимися волосами, В прическах появляется объем и новый тип красоты, связанный очень часто с раскосыми глазами. Поэтому стрелочки вернулись в моду. И, можно сказать, что Азия подспудно чувствуется во многом. В украшениях. Так же, как и Африка. Потому что новый канон красоты часто связан с супругой Барака Обамы, и многие видят в ней идеал. Я понимаю, что 50 процентов афроамериканцев очень довольны.

- Она стильная…

- Она симпатичная и стильная. Просто наша раса не может переложить этот образ к себе и его применить. А среди мужчин последние тенденции будут заключать, во-первых, смерть галстука, который погиб. Смерть воротника у рубашки….

- В смысле, погиб, что вы хотите этим сказать?

- Галстук остается только в похоронном бюро, в банке, в правительстве и в оркестре. Это четыре сферы деятельности людей, где галстуки можно носить. Все остальные их не носят. Трикотаж заменил это и рубашки с открытым воротом, это будет конечно, хит сезона. А вместе с этим умирает также сам воротник. Мы перейдем к рубашкам–стоечкам, которые во Франции называются «рубашками дедушки». А вместе с тем, в них можно прочесть некое напоминание индийских рубашек, то есть тех, которые носят в Азии. И их перестанут заправлять в брюки. Рубашки выйдут опять как бы наружу. И я предрекаю, хотя всегда очень трудно, восстановление в своих правах косоворотки. И вы увидите, как в связи с новым воротником, появятся в продаже первые русские рубашки, потому что они очень адаптированы к нашей фигуре. У нас же стройных мужчин маловато. А тех, которых любят покушать и выпить пивко или что-то другое, квасок, это все равно, их гораздо больше. Поэтому широкие рубашки у нас будут пользоваться большим успехом, чем приталенные итальянские рубашки, которые вовсе не на всякую мужскую фигуру могут быть садаптированы. И, как я уже сказал, борода, усы, короткие волосы, арафатка. Это вид такого платка с арабской мелкой клеткой, многие вещи, которые имеют еще социальный, если не дорогущий, то иносказательный подтекст. И вот этот подтекст постепенно входит в моду.

- Ну это только куда-то на прием. На работу в арафатке не придешь.

- Мне трудно судить, потому что все работают на разных работах. Ведь вы тоже не могли подумать, что несколько лет назад вы могли прийти вот как сейчас, в вашей змеиной набойке на вашем трикотажном корсаже. Это было бы немыслимо. Однако это все становится…

- И чулки в сеточку только вот скинула.

- И все это становится банальностью. Например, наш звукооператор, я вижу, сидит в рубашке оранжевая революция в Киеве. И он не думает, что в этой майке есть какой-то подтекст.

- Что он уже выходит, революция давно свершилась, что он уже выходит из моды. И пора менять ее на арафатку.

- Или на фиолетовую.

- Чулки, кстати, в сеточку выбрасывать?

- Нет. Поймите, дело не в каком-то одном аксессуаре. Дело в образе, который вы создаете, и каждый человек вправе создавать разный образ. Если это вещь вяжется с вашим образом и соответствует вашему статусу и вашему луку, вы, конечно, можете носить все, что вы хотите. Только не забывайте, что вульгарность вышла из моды. Не надо быть вульгарной и не надо так, чтобы на вас все смотрели и все умирали. Самое ужасное в моде, это когда вы одеты так, что все кругом умерли. Надо пожалеть нашу страну, наших людей и сделать так, чтобы все были счастливы и рады от вашего вида, а не получали дозу каких-то негативных эмоций.

- Мы постараемся. Александр, мы с вами на прошлой недели встретились на премьере в театре МХАТа им.Чехова на премьере спектакля «Фигаро». По пьесе Бомарше. Вы выступали там не как зритель, а как художник по костюмам. Вы довольны результатом?

- Я доволен тем, что театр «Табакерка», а вместе с тем и МХАТ, чью школу-студию я закончил в свое время и чувствую огромную генетическую привязанность к этому театру потому, что он является моей альма-матер. Работал на этой сцене, потому что я работал, во-первых, только в малом зале МХАТ. Я оформил там два спектакля. Первый назывался «Гофман». Он имел очень большой успех, режиссера Николая Скорика. А совсем недавно я выпустил там «Метель», которая не задула, она не задула потому, что Олег Павлович просил изменить некоторые мизансцены, и я думаю, что она задует в следующем сезоне.

 Читатели не знают, что значит, не задуло. Прошла всего одна премьера, он прошел только один раз. Это безумно мало, если учитывать количество средств, который каждый театр затрачивает на любую постановку. Была бы она крошечная, или была бы она огромная. Но сам факт работы в этом зале, где играл Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Где блистали такое количество, созвездие потрясающих артистов: и Германова, и Бакланова, и Михаил Чехов. Все это для меня очень, конечно, было радостно и торжественно, тем более, что мой папа художником неоднократно выступал в этом здании. И создал там оформление для целого ряда спектаклей. В частности «Ревизор», «Плоды просвещения». Все это конечно для меня радостно и приятно.

- А «Фигаро»?

- «Фигаро» был для меня испытанием. Потому что я работал, во-первых, с новым режиссером, Константином Богомоловым. С новыми для меня актерами, из которых целое созвездие звезд: Безруков, Табаков, Пегова, Зудина и Барнет.

- Ольга Барнет с хорошей дикцией…

- С хорошей дикцией и умением носить костюмы. И она была одна из редких, которая выслушала все мои советы. Потому что дисциплина в русских театрах, я это говорю, потому что очень много проработал за границей в театрах, не слишком военная. Многие актрисы позволяют себе такие вольности, за которые на Западе просто штрафуют.

- Например?

- Ну, например, вырезают себе декольте, как им нравится.

- Сами, что ли, ножницами.

- Нет, портнихе говорят: «Я так хочу». Делают себе любую прическу, какая им нравится. Наносят себе любой грим, какой им нравится. Это все недопустимо. Я много лет проработал и во Франции, и в США, и в Японии, и в Южной Америке. И я хочу сказать, что в этих странах существовал штраф за самовольное изменение костюма. Когда я работал в Лас-Вегасе, у нас любую балерину штрафовали на 100 долларов, вычитали из зарплаты, если она курит в театральном костюме, пьет кофе или чай. Или, паче чаяния, изменила шляпку, сказала, что она ей не идет, и она не будет в ней выступать. Конечно, дисциплина за границей гораздо серьезней в театральном деле. У нас это творчество, почему-то стало коллективным. Каждый считает, что может внести нечто свое. В то время я же не выхожу на сцену Художественного театра. И же не говорю: «А можно сейчас я за вас поиграю?». Поэтому я очень против всяческих изменений, которые вносят актеры.

- А были какие-то изменения.

- Да, там отменили и извините, по воле артистов два исторических выдающихся костюма. По той простой причине, что им, возможно, было лень или невозможно было переодеться, и они так и не вышли на сцену. И они так и не вышли на сцену. Они так и висят у них в гримерной и не играют.

- В Фигаро?

- Да. Но с другой стороны, я был очень рад привезти такое количество тканей из Франции. Это было сделано мною лично.

- Это, как я читала, не оригинал, а копии.

- Это копии оригиналов восемнадцатого века, во всяком случае, орнаментальные ткани, потому что мы использовали немало орнаментов эпохи Рококо. Для меня это было очень важно и интересно. Я множество сделал исторических спектаклей, но в России меня больше все знают благодаря моим книгам и меньше знают, как театрального художника. Потому что мои спектакли шли редко здесь. А вот сейчас Москва повернулась ко мне лицом. Недавно на «Золотую маску» выдвинули спектакль, где я делал костюмы, это была «Баядерка» Академического новосибирского театра оперы и балета. Я не получил маски за костюмы, однако Игорь Зеленский, постановщик, получил «Золотую маску» за исполнение и дирижер получил за музыкальную часть этого спектакля. То есть, я понимаю, что мое имя как-то постепенно выдвинулось здесь, скажем честно, в первые ряды. Они обратили на меня внимание и благодаря моей работе в театре Пушкина и в театре при музее Пушкина. И сейчас я работаю в театре Станиславского и Немировича-Данченко, готовлю «Штраусиану» для постановщика Сергея Филина.

- А исторические пьесы, в частности, Бомарше, восемнадцатый век, Испания, эпоха рококо, вы считаете, что надо строго следовать стилю эпохи?

- Нет. Театр это не музей. И те люди, которые уверяют, что они строго следуют, они всегда обманывают. Во-первых, потому что материалы уже не те. Фигуры совершенно другие.

- Были проблемы с фигурами?

- Конечно. Некоторые актрисы очень пышные. Вот я скажу, Ирина Пегова, очень аппетитная, я думаю, с точки зрения мужчин. Бывали люди, которым требовалось очень много движений, например. Там действуют три оленя, очень интересные. Но надо было адаптировать исторические костюмы, чтобы они еще и выглядели, держали форму. И, конечно же, парики, к которым зритель сегодня не привык. Перейти к этим парикам, которые были сделаны, кстати, из шерсти яка, длиннорусого буйвола из Монголии, шерсть которого использовалась в восемнадцатом веке для изготовления париков.

- Парики натуральные?

- Все натуральные. И ткани натуральные, которые мы используем. Это, конечно, для меня большая радость. Я старался соблюсти даже крой. Как ни странно, женские костюмы были все выкроены по выкройкам восемнадцатого века. Единственное, что пропорции женщин очень сильно изменились. Появились и более высокие, и более пышные. Мне надо было адаптироваться. Поэтому в театре не надо думать о том, что мы можем каким-то образом историю воплотить. В кино это возможно, потому что там есть ощущение реальности. Есть крупный план. Есть натурные съемки. Замки. И на природе, где вы видите ощущение правды. И когда рядом с вами живые цветы и живые листья, вы не можете приврать в кружевах. Потому что это сразу будет видно. В театре есть дистанция. Дистанция очень большая, когда зрители сидят в пятом ряду, а если в 25 ряду… И еле-еле могут увидеть, была ли у нее мушка, был ли у нее перстень, привез ли Александр Васильев копии ювелирных украшений. А я знаю, что я привез все копии ювелирных украшений восемнадцатого века. У них были и серьги, и броши, и кольца, которые копируют образцы той эпохи.

- Это же все по совокупности наверное стоит бешенных денег?

- Все зависит от того, настроены ли вы узурпировать бюджет, как многие делают в России. Либо вы готовы потратить на нужды. Я в этом смысле совершенно не был заинтересован в том, чтобы его себе присвоить. Я был заинтересован в том, как бы дать театру как можно больше. Изначальный бюджет на ткани был в 5 тысяч евро. И вот за эту сумму, которая была мне выдана под расписку, я и приобрел все эти ткани во Франции. Часть в других странах. Мы купили немножко итальянских тканей. Я купил также и украшения и отделки, всевозможные позументы, аппликации для того, чтобы создать, на мой взгляд, то, что на сегодняшний день русскому театру не хватает: костюмного спектакля.

- Роскошного костюма.

- Выходят они несколько маскарадные. У нас задача гипертрофии костюмов перешла на мой взгляд, границы дозволенного. Из-за некоторых форм не знания истории. Не знания тканей, кроев. Ряд художников считают, что можно пустить свою фантазию на самотек. Вот этот самотек приводит к тому, что костюмы, возможно, забавные, как у нас любят говорить, яркие и красочные. Я очень рад, но не имеющие никакого отношения ни к пьесе, ни к истории, ни ко времени. И, конечно, сама история - выдумка. Бомарше придумал эту историю. Этих героев никогда не существовало. Ни Фигаро, ни Альмавивы, ни графини. Это собирательные образы. Его наблюдения над окружающей его действительностью.

- Он с себя где-то с себя Фигаро писал?

- Безусловно, но мы не можем утверждать, что костюм на сцене должен быть скопирован или с Бомарше, или с его эпохи.

- А вот вы делаете костюмы для провинции? И там тоже находят средства на такого дорогого художника?

- Я хочу вам сказать, не выдавая коммерческой тайны, гонорары в театре в Ростове-на-Дону лучше, чем в Художественном театре и в «Табакерке». Но, правда, там я создаю и декорации, и костюмы, и спектакль там больше. В нем три акта. Это очень большая работа. Я имею в виду «Спящую красавицу». Я нахожу, что в России очень хорошо платят, у нас есть масса талантливых портных, которые готовы под руководством художественного руководителя, не надо забывать, сделать то, что вы хотите. Очень важно, когда вы сами, как художник, можете объяснить, что вы хотите от портного. Какую линию? Как ее создать? Потому что беда художников, я с этим сталкиваюсь, как педагог, заключается в том, что они приходят и не могут объяснить, а что вы хотите от костюма? Как вы хотите, чтобы он выглядел? Какой крой? А ему говорят: «Это ваше дело». И вот они и делают на свое усмотрение, и их собственное усмотрение часто бывает настолько далеко от реальности,  что они недовольны результатом. В этом смысле я был доволен результатом. Довел его до конца и, на мой взгляд, получилось очень интересно.

- Александр, давайте перейдем к вопросам, а то на нас наши слушатели обидятся, что мы все о своем, да о своем.

- Ну им, наверное. Тоже было интересно, если они не выключали.

- Многоуважаемый Александр, чем принципиально отличается мода европейская от американской и русской, спасибо.

- Отвечу: американская мода очень практична. И в Америке за модой следят немногие жители больших городов. Я имею в виду Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. В провинциальной Америке, где мне приходилось часто бывать, люди вообще не интересуются модой. Носят футболки, шорты, джинсы, кроссовки. И даже не следят за тенденциями цветов. Во-первых, в Америке очень много полных людей, поэтому они стараются просто покупать широкие вещи больших размеров. В Европе люди одеваются более стильно. Но существует сразу несколько школ. Британская мода, не похожа на французскую. Итальянская – не похожа на немецкую, и каждая из них очень уникальна. Русская мода, на мой взгляд, лишена этой образной уникальности, потому что у нас почти нет национальных корней. В моде, хотя их очень много в истории и в культуре. И мы одеваемся часто в китайское, в турецкое или в недорогое европейское, кто во что горазд. И вот эта система подражательства, лишает возможно индивидуальности облика наших женщин, которые теряют подчас чувства меры. Ведь чувство вкуса воспитать очень трудно. С ним надо родиться. А чувство меры можно в себе развить. И лучше подумать, что убрать, чем, что добавить.

- Александр, скажите, что есть класс у женщины, в чем он заключается?

- Класс? Ну, во-первых, ее статность. Я думаю, что женщина с классом, с апломбом, не может ходить как крючок. Она должна элегантно сидеть, она должна элегантно ходить и она должна элегантно говорить. Потому что очень важно, когда у женщины красиво поставленный голос. Самое ужасное, когда женщина говорит детским голосом, как будто ей тринадцать лет. Поэтому, чем ниже ноты у женщин, вот корректируйте сейчас перед зеркалом, дорогие зрители, тем, конечно, выше ее статус. Никогда женщина не должна пищать. Она должна поставленным голосом, обвораживающим, и никогда не забывайте о важной ноте женского шарма, себя преподнести. А одежда, конечно, немаловажно. Но это уже дело вкуса и дело персональности каждого человека.

- Все, обращаю внимание на голос, осанку. Вопрос такой: хотелось узнать, как влияет одежда, взятая взаймы или отданная просто так и одежда, которую можно купить в секонд-хэнде на нового обладателя?

- Я будучи православным христианином, совершенно не верю в эти ведьминские чары, в то, что приобретение кофточки в секонд-хэнде, душа умершего человека вселяется в вас. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Я так же не верю всем тем людям, которые говорят, что они не внесут в дом старинный стул, потому что на нем кто-то сидел. И, скажем, не будут есть из тарелки, из которой уже кто-то ел до них. Но я хочу сказать, вспомните любой ресторан. Можете ли вы представить, сколько людей сидело на этом стуле до вас и с энергией гораздо более мощной и молодой. Чем те, кто сидели на нем 100 лет. И сколько людей ели этой вилкой из этой же тарелки, которую вам сейчас подают в сотый, в тысячный, в пятитысячный раз. Правда же? А я уже не говорю о кроватях в гостиницах. Все мы спим в гостиницах. И мы не можем же думать, что матрас нам меняют каждый раз. Поэтому так же и к одежде. Относитесь очень с большой симпатией, постирайте ее или сдайте в чистку. А дальше, не бойтесь и носите себе на здоровье.

- Эта тема волнует женщин упорно, потому что следующий вопрос тоже: как влияет на день одежда, которую я одела и полностью эта одежда испортила день, не знаю даже почему.

- Смотрите, моя приятельница, Майя Плисецкая говорит: «Как я одета, так я себя и веду». Это действительно так, когда вы выбираете одежду, вы всегда должны думать. В каких обстоятельствах вы в ней будете представлены. Будет ли это работа, будет ли это отдых, будет ли это свидание, будут ли это родственники, будет ли это долговая яма? Все юэто очень важно. Поэтому подумайте о том, кем вы ходите предстать. И одежда в этом смысле, не только наша вторая кожа, но и маска, которой вы можете или подчеркнуть, или скрыть и свои достоинства, и свои недостатки. Поэтому выбирайте одежду всегда со смыслом, зная о том приблизительно, что вас ждет в этот день.

- Здравствуйте Александр, пишет нам Иван Пчелинцев. Однажды, победив и заняв первое место на конкурсе дизайнеров одежды в 12 лет, самой главной наградой для меня стала именно ваша книга.

- Приятно.

- С тех пор являюсь вашим поклонником и всегда с нетерпением жду новой уникальной книги. А вопрос такой, тут идут рассуждения, что нет современного Джани Версаче все Джани Версаче остались в прошлом. Как вы считаете, есть ли в будущем кумиры моды? Кого вы видите из дизайнеров России и мира

- Конечно, есть. Причем здесь Джани Версаче, кроме Джани Версаче есть еще Джонни Гальяно, правда, есть еще Дольче и Габана, есть еще Дрис ван Нотен, есть прекрасный Жан Поль Готье, есть Христиан Лакруа, есть, наконец, Игорь Чапурин, Есть Кирилл Гасилин. Есть огромное количество талантливых дизайнеров, которые работают в этой области. Версаче ушел. Как и Фредди Меркурии, но придут масса других. Не отчаивайтесь, свято место пусто не бывает.

- А из молодых дизайнеров, не таких раскрученных, даже, как простите, Чапурин?

- Я могу перечислить многих, но вы их не будете знать. Причем здесь это. Это называется метать именами. Зачем мы будем сеять это. Когда настанет время, вы о них услышите.

- Джамиля пишет. Александр, добрый день. Сейчас кризис, я вот сижу на старых запасах одежды. Приходится экономить.

- Очень хорошо, и мне, не только Джамиля и вам.

- А страшно хочется хоть немного обновить гардероб. Да и работу ищу уже который месяц. Влияет ли ношение старой одежды на мой текущий неуспех?

- Нет, нет, конечно, нет. Не забывайте, лучше лишний раз, Джамиля, сходите в душ. Лишний раз вымойте волосы. Вот подумайте об этом. Подумайте о том, что кризис прекрасная возможность похудеть. Сэкономьте на питании, приведите в порядок свою фигуру. Сделайте себя опрятной, обаятельной, научитесь улыбаться. А на сэкономленные деньги купите себе новые аксессуары, нитку бус или шарфик, или пару перчаток. И будьте рады.

- Виктория интересуется: очень люблю броши, кстати, у вас такая дивная камея.

- Спасибо большое. Ваш режиссер обозвал ее значком.

- Подскажите, с какой стороны, справа или слева, должна быть на одежде брошь? И какая по форме брошь, считается не выходящей из моды?

- Виктория, главным авторитетом в ношении броши является ее величество королева Елизавета Вторая Английская. Откройте Интернет, посмотрите картинки, ее изображение. У нее всегда брошь на верном месте и никогда не выходит из моды. Все англичанки определенного возраста только и смотрят, а не подняла ли королева брошь немножко повыше. Не опустила ли? Она является у них арбитром элегантности и иконой стиля. Поэтому, если вы любите броши, как таковые, следите именно за этим персонажем.

- А вот сегодня, когда вы надевали камею, вы тоже сверялись по королеве?

- Я смотрел по себе, потому что я знал, что соответственно в этом жакете из черного панбархата, который я купил себе в Марокко, не будет хватать одного элемента. А так, как я знал, что меня будут снимать крупным планом и будут резать таким образом, как вы меня видите, мне необходимо было кроме шарфика, который я специально для вас надел, еще один элемент, потому что вам будет скучно. А так вы на меня смотрите и не выключаете.

- А аксессуары сейчас какие?

- Сумки, самые модные формы сумки, это клатчи, это сумка без ручки, в которую, к сожалению, ничего не входит. Она очень неудобна, но страшно модна. Или которую держат просто в руке. Это считается очень популярно. Ну, конечно же, очень много различных и поясов, и бус. И очень много африканских украшений. Например, браслеты сейчас страшно популярны вместе с кулонами.

- А вот шали?

- Если у дамы есть много шалей, ее фигура позволяет и ей хочется носить,. Носите на здоровье.

- От мамы осталась и большая фильдиперсовая и шелковая довоенные…

- не все, что осталось от мамы и от бабушки, надо носить. Некоторые вещи, конечно исторические, храните их. Передайте их внучке или правнучке. Подарите их вашим детям. Надпишите их. Не забывайте, что все люди смертны. И мы все уйдем. И если мы не будем подписывать вещи, которые мы хотим, чтобы следующее поколение оценило, никто не будет знать, кому это принадлежало. Поэтому мой совет, всем нашим многомиллионным читателям и тем, кто слушает нашу прямую трансляцию, напишите маленькую записочку, кому принадлежала эта пара обуви или эта сумка. В каком году она ее носила. Тогда, хотя бы те, кто ее когда-то найдут или ваши родственники, которые ими завладеют, в один прекрасный момент будут знать. К чему это относится. Иначе, к сожалению, все уйдет на улицу. Вы прекрасно знаете, что у нас до сих пор нет музея моды. И вещи некуда даже передать.

- Скажите все-таки, читатели настаивают, какие сумки, размер, форма, цвет, следует ли подбирать сумки под цвет обуви, такой традиционный вопрос, но раз спрашивают, значит еще не поняли, что мы как бы не рекомендуем подбирать.

- Я сказал бы, что очень популярны очень клатчи, но самое главное в сумках на это лето, это кожа, имитирующая рептилию. То есть, крокодил, змея, ящерица – самые модные виды кожи, которые сейчас популярны. Если вам хочется подобрать это к вашей обуви, сделайте так. Но такой тенденции в моде сейчас нет.

- Обувь не подбирают?

- Не подбирают. А ремень и туфли мы говорили, сандалии. А, например, среди мужских ремней, очень популярны, не смейтесь, мужские галстуки. Рекомендуется сейчас летом вместо ремня вставлять галстук и завязывать его боком на узел. Типа пояса.

- Тут еще вопросов много. Тут так много вам всяких предложений.

- Каких?

- От компании, не буду читать, поскольку это реклама: мне 44 года, на что следует обратить внимание во внешности женщине этого возраста и старше?

- Очень трудно сказать. На такие вопросы в таком эфире нельзя ответить, не видя человека. Многие присылают мне свои фотографии на сайте одноклассники. Но я тоже не могу перемолоть всю ту гору людей, которые пишут мне и просят дать совет онлайн. Ведь я один, а вас очень много. Поэтому пожалейте меня, а все те, кто хочет сделать мне предложение касательно передачи в мой музей, например. Зная, что я собираю старинные платья, каких-то аксессуаров, просто пишите на мой сайт Васильев, точка, ком., вы его найдете в Интернете или, как многие это делают, тысячи людей пишут мне, как я уже сказал в «Одноклассниках», где вдруг оказалось, что вместе со мной училось 17,5 тысяч женщин.

- А со сколькими у вас был роман? Там они не пишут?

- Я не могу посчитать, все-таки у нас девочек не было так много. И тем более, почему-то мне пишут от 18 до 80 лет. Это забавно и мне это очень приятно.

- Нам пишут даже из Германии. Здесь в германии ценится подарок, сделанный своими руками, и люди стараются подготовиться связать. Пошить, сделать календарь. На территории нашей любимой Родины подарок, купленный дорого, является ценностью В чем же дело? Ведь умельцы у нас не перевелись в России.

- Я, например, когда делаю подарок, никогда не исхожу ни из работы, ни из цены. А всегда исхожу только из одного: из персональности того человека, кому я дарю подарок. Я стараюсь всегда подумать о том, что конкретно этому человеку будет приятно получить: будет ли это диск, будет ли это книга, будет ли это цветок. Кому-то приятна конфетка, а кому-то колбаска, кому-то приятен шарфик, а кому-то собрание сочинений Тургенева. Подумайте всегда о том, что доставит удовольствие. Абсолютно не надо дарить банальные дежурные подарки. А когда вы не знаете, что подарить, дарите дамам букет цветов, это нейтрально. А мужчинам лучше не бутылку водки, а бутылку вина. Это, хотя бы более элегантно.

- Александр, что бы вы категорически запретили делать девушке, которая хочет быть модной? Дайте несколько советов.

- Ну, во-первых, носить бриллианты до замужества. Носить норковые шубы в детстве. Клеить себе ногти и вот эти самые сэндвичи на каждый ноготь, которые популярны очень в провинции. И красить себе волосы перегидролью. Я думаю, что это большая, большая стилистическая ошибка.

- Александр, но вот мы говорили о том, что уходит из моды в плане одежды. А что уходит в стиле оформления квартиры, интерьера Рублевки?

- Сейчас мы этого еще не можем знать. Многие прогнозируют еще одну волну кризиса в августе. И не будучи оракулом, я не могу вам сказать, упадет ли еще рубль. Это будет обидно и мне, и вам, и всем нам вместе взятым, но такая опасность все еще есть. Поэтому я думаю. Надо дожить до осени, чтобы увидеть по-настоящему, что ушло из моды. Я думаю, золотые краны, думаю, кожаные диваны и многие признаки показной роскоши. Мы сейчас видим, что и цены на квартире начинают падать и уже стремительно упали на дома. Есть некоторая тенденция распродажи недвижимости. И я думаю, что все это еще не настолько серьезно, чтобы говорить об этой тенденции в интерьере. Но мы увидим многое, и я думаю, что восток войдет и туда, и будет гораздо больше китайской мебели, индийской мебели, ковров, подушек. Тенденция будет, на мой взгляд, немного уходить от европейского стиля в сторону азиатского.

- А модные направления дач, Рублевки?

- Дай Бог им всем счастья. Дай Бог, чтобы они жили также прекрасно, но я слышу вокруг себя немало не только банкротств, но и людей, которые сократили значительно свои расходы и возможно им придется даже расстаться с некоторым количеством своей недвижимости, машин. Это видно просто даже по окружению и по тем дамам, которые занимались в моей школе, учились. Но иными словами, все это можно подытожить только осенью.

- Александр, я надеюсь, что мы с вами осенью встретимся.

- Спасибо, мне очень понравилось. Вот моя новая книга «Судьбы моды», не забывайте. Вышла в издательстве «Альпина нон фишен». Вот я вам советую посмотреть это новое издание. Я сейчас готовлю еще две книги, но я не хочу заполонить весь рынок моими изданиями, потому что может быть, это кому-то будет тяжело переварить. Но все-таки я не могу заставить себя перестать писать. Посмотрите, сколько детективов написала Агата Кристи или Дарья Донцова. Зачем же далеко ходить? Я думаю, что и Васильев со своими 22-мя книжками тоже оставить хотя бы какой-то вклад в развитии истории и теории моды в нашей стране. Спасибо вам. Всего доброго, приятного дня. До свидания.

О газете и сайте «Комсомольская правда»

Почти каждый день мне приходится летать самолетами и первую газету, которую я беру в руки. Садясь в кресло самолета, это «Комсомольская правда». В ней не только свежие новости, но и альтернативные статьи. Много нового и часто очень интересные, свежие иллюстрации. Я не могу сказать, чтобы я был подписан на эту газету, но каждый раз в аэропорту обязательно читаю не только заголовки этих статей, но подчас прочитываю от корки до корки ее содержание. Поэтому вы можете и меня отнести к читателям вашей газеты. Я с удовольствием выступил сегодня в прямом эфире на видео-сайте, в связи с выходом в свет моей новой книге. Спасибо.